12 августа 2011, Автор: Светлана ГРИГОРЬЕВА

Михаил ХЛЫЗОВ: «Потребительская кооперация заменит перекупщиков»

Михаил ХЛЫЗОВ: «Потребительская кооперация заменит перекупщиков»

У министра сельского хозяйства области появился новый помощник, которому предстоит курировать одно, но очень важное и непростое направление — потребительскую кооперацию. Иными словами, необходимо сделать так, чтобы селяне могли на выгодных условиях реализовывать плоды своего труда, а жители городов — по приемлемым ценам приобретать продукты и товары с частных подворий. Идея не нова — потребительская кооперация в России была создана 180 лет назад, однако в годы перестройки о ней забыли. И сейчас она носит скорее формальный характер. Управленец с большим стажем, ответственный руководитель, способный реализовывать и коммерческие, и социально значимые проекты, Михаил Хлызов знает, как заставить систему работать в интересах простых людей.

- Михаил Юрьевич, давайте для начала познакомимся. Откуда вы пришли и почему решили заняться проблемами селян?

- В данный момент я являюсь президентом холдинга «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания». Это машиностроительный холдинг, основное направление работы которого — производство пожарной и спасательной техники для МЧС, Минобороны, нефтегазовой промышленности. Организации более 15 лет, из которых в течение 10 я являюсь ее президентом. Компания занимает лидирующие позиции в РФ, поставляет продукцию во все регионы. Однако мои интересы не ограничиваются только этой сферой деятельности. Когда захотелось попробовать себя в чем-то другом, остановился на потребительской кооперации. В течение нескольких лет изучал информацию о ней из разных источников.

- Решили таким образом разнообразить свою жизнь?

- Дело в другом. У меня есть свой бизнес. Направление деятельности компании, которое я назвал, главное, но не единственное. Поэтому мне всегда есть чем себя занять. Но хочется поработать в другой сфере. Мне интересна организация этой работы, потому что там иные подходы, более выражена социальная направленность. Сама по себе система потребительской кооперации, если ее правильно поставить, способна приносить реальную пользу людям. Я профессиональный топ-менеджер и думаю, что сумею наладить эту работу.

- Давайте тогда объясним нашим читателям, что такое потребкооперация.

- Потребительская кооперация России насчитывает 180 лет истории и обладает огромным потенциалом. Ее расцвет пришелся на период советской власти, когда она представляла собой систему перераспределения товаров и услуг. Жители деревень производили товары, которые поставлялись в города, а города, в свою очередь, делились продукцией с сельскими территориями. На таком товарообмене построена идея потребкооперации. Объединение имело свои заготовительные конторы, перерабатывающие предприятия, сеть магазинов, обеспечивающих людей на селе необходимыми товарами. В 90-е годы кооперация практически перестала пользоваться поддержкой государства. В регионах выживали, кто как мог. В некоторых субъектах РФ — таких как Татарстан и Башкортостан — система поддерживалась исполнительной властью. Там сохранились материальная, ресурсная, кадровая базы. В большинстве же областей все потихоньку приходило в упадок.

Нужны равные условия для всех

- Зачем сейчас возвращаться к этой системе?

- Прежде всего, чтобы поднять уровень жизни на селе. Такую задачу поставил президент. Жизнь показала, что в тех уголках, куда бизнес не идет, система потребительской кооперации могла бы решить большинство проблем. Я считаю, что люди, в каком бы отдаленном районе области они ни жили, имеют право получать определенный перечень товаров и услуг. Малый бизнес не всегда может увидеть в этом выгоду, но, когда работа осуществляется в рамках продкооперации, появляется возможность рассчитывать на государственную поддержку, есть ресурс для развития инфраструктуры, решения вопросов логистики и так далее. Необходимое количество магазинов и торговых точек, которые продают товары повседневного спроса, должно быть в каждом населенном пункте. Чтобы человек, живя в отдаленной деревне, не ездил каждый раз в райцентр. Приблизить цивилизацию и услуги к людям, которые живут на селе, — вот наша задача. Еще одна цель — дать селянам возможность реализовать свою продукцию. Каждый человек, живущий в сельской местности, даже если он работает в крупной компании и получает достойную зарплату, имеет земельный надел. Каждый что-то выращивает для себя, и, естественно, у него появляются излишки продукции. Я это по родителям знаю. Вырастают у них на огороде огурцы. Первое ведро съедается, второе - тоже, с третьего насолили банок на несколько лет вперед... Дальше начинают дарить огурцы соседям, звать знакомых: «Только приезжайте и заберите!» У нас очень много активных пенсионеров, у которых есть приусадебные участки. И очень хорошо, если будет централизованная структура, куда можно сдавать свои овощи-фрукты, получив дополнительные средства в бюджет семьи. Потому что не все захотят ехать на рынок. Сейчас с такими людьми работают перекупщики, но это только часть деятельности, которую могла бы взять на себя потребительская кооперация.

- Насколько мне известно, перекупщики покупают продукцию по заниженным ценам.

- Я бы даже сказал, что практически даром. Они пользуются униженным положением людей. А если будет система потребительской кооперации, селянам не придется продавать картошку, допустим, за три рубля, если можно сдать ее за четыре. Это приведет к тому, что денег на селе будет больше.

- Не боитесь, что война с перекупщиками начнется?

- У нас в стране всегда кто-то чего-то боится. Но есть законы, в правовом государстве живем. Прошли времена, когда миром правил черный нал.

- Что в результате получат жители городов?

- Все, что выращивается на приусадебных участках, может быть куплено и доставлено в город. В советское время система потребкооперации имела развитую сеть рынков и магазинов, где есть товары из села. Я хорошо помню эти магазины, там можно было купить мед, овощи или еще что-то. Сейчас все эти продукты продаются в супермаркетах. Но продукция с частного подворья считается экологически чистой, полезной, поэтому пользуется спросом.

Видимость работы

- Современная система потребкооперации будет отличаться от той, которая существовала в советские годы?

- Сегодня потребительская кооперация — это общественная организация, которая работает в соответствии с законом. В ее основе основ стоит пайщик — мини-инвестор, готовый вложить средства в то, что будет ему приносить небольшой, но стабильный доход. Пайщиками потребкооперации могут стать люди, у которых есть излишки сельхозпродукции. Для этого им придется платить небольшую сумму (в пределах 1000 рублей), и при этом они смогут рассчитывать на небольшие дивиденды. Но главное - они получат доступ к системе потребительской кооперации, смогут реализовать через нее свою продукцию. Следующее звено — потребительское общество, в которое собираются пайщики. Они могут осуществлять совместную деятельность — заниматься торговлей, оказывать услуги и так далее. Потребительские общества собираются в районные потребсоюзы, а те — в областные. Головной потребсоюз находится в Москве. Если все эти звенья взаимодействуют, создавая единый механизм, система работает и приносит пользу людям.

- Насколько я понимаю, сейчас она пользы не приносит?

- Сейчас никакой работы не ведется. Потребительские общества Челябинской области разрозненны. Создается видимость, что они работают в системе, но на самом деле взаимодействие между ними очень слабое. Осуществляется оно по формальному признаку: раз в год провели собрание, прослушали отчет. Приведу пример, как должно быть. В одном районе пекут вкусный хлеб, а в соседнем - делают качественные резиновые сапоги. Почему бы им не поставлять эти товары друг другу?

- А если предположить, что сапоги не делают ни в одном населенном пункте области? Сельским жителям они нужны. Где брать будете?

- Их будет централизованно закупать потребительская кооперация и распределять между магазинами. В программе, разработкой которой я сейчас занимаюсь, будут четко прописаны группы товаров, которые должны быть представлены в каждой деревне в магазинах потребкооперации. Такие магазины можно разделить на две части. В первой - продаются необходимые продукты (хлеб, сахар, соль, крупа и так далее) и промтовары (ложки, тяпки, гвозди, валенки). Вторая часть заготовительная. К примеру, если у кого-то из жителей деревни нет денег, но есть ведро картошки, он может принести его сюда, получить, условно говоря, 100 рублей и на них купить себе что-то в магазине.

Когда начнутся изменения

- Казалось бы, просто и понятно. Почему до сих пор ничего не сделано?

- Ничего нового я не предлагаю. В Чувашии, например, 30 процентов сельхозпродукции производится на предприятиях потребкооперации. У нас людям, которые хотят жить на земле и что-то выращивать, пока, к сожалению, некуда деваться. Однако даже сейчас, когда система находится в загоне, в области существует порядка семи-восьми тысяч пайщиков. Если люди увидят, что система приносит им пользу, их число может вырасти до 70 тысяч и более. Сегодня в сельской местности проживают свыше 600 тысяч южноуральцев.

- Чем руководствуются люди, которые сейчас состоят в облпотребсоюзе, платят взносы и ничего не получают взамен?

- Если я вложил свои средства и имею книжку пайщика, никто не заставит меня выбросить эту книжку. Несмотря на то, что хранить ее при существующем положении бессмысленно. Наша задача — объяснить людям, что общество, в котором они состоят, должно им помогать. Нынешнее руководство организации своей деятельностью дискредитировало систему.

- Сколько времени понадобится, чтобы наладить нормальную работу?

- Нельзя сразу все изменить. Уверен, что в течение ближайших двух-трех лет будет очень непросто.

- Сейчас вопрос на какой стадии?

- Я направил аналитическую записку первым руководителям области. Они согласились попробовать. Назначили меня советником министра сельского хозяйства. Разговаривал кое с кем из глав районов. Все пообещали поддержку, потому что отрицать здравомыслие глупо. Любой руководитель муниципалитета заинтересован в том, чтобы на его территории появлялись деньги, люди начинали жить лучше. С областным союзом потребительских обществ сложнее. Там каждый директор магазинчика воспринимает его своим и продает там то, что считает нужным. А необходимо создать единую систему, установить общие принципы, формы и параметры взаимодействия, найти профессиональных менеджеров, которые смогут поставить эту работу.

- В этом году ожидается неплохой урожай, начнутся проблемы с его реализацией...

- Я это понимаю и уже сейчас предпринимаю серьезные усилия, чтобы как можно быстрее предложить селянам какие-то решения. В первую очередь, предстоит провести большую аналитическую работу и решить ряд организационных вопросов. В ближайшее время я намерен встретиться с пайщиками, председателями районных потребительских обществ, главами территорий, чтобы выявить проблемы и поговорить о перспективах развития. Я чувствую поддержку со стороны губернатора и думаю, что к осени 2012 года система начнет функционировать.


Наша справка

Михаил Юрьевич ХЛЫЗОВ

  • Родился в 1970 году в Челябинске.
  • Окончил Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «экономист» и международный факультет ЮУрГУ. Имеет диплом МВА и профессиональный сертификат в области менеджмента Открытого университета Великобритании.
  • С 1993 по 1998 год руководил различными коммерческими структурами.
  • С 1998 по 1999-й — генеральный директор ООО «УралАЗспецмаш».
  • С 1999 по 2001-й — генеральный директор ООО «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания».
  • С 2001 года — президент холдинга «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания».
  • С 2005 года — председатель попечительского совета СДЮШОР «Конас».
  • С 2011 года входит в попечительский совет благотворительного фонда «Родная». Член одного из потребительских обществ Южного Урала.
Фото Вячеслава ШИШКОЕДОВА
Cannot find 'cross_link' template with page ''