5 апреля 2011, Автор: Сергей ТАРАН

Предчувствие неба

Предчувствие неба

2011-й год объявлен в стране годом космонавтики. В свете юбилея – 12 апреля исполняется 50 лет со дня первого полета человека в космос - общественное внимание по особому переключается на космонавтов и летчиков. И мы после долгого перерыва сегодня ведем разговоры об авиации и космонавтике восторженно, с романтическим оттенком. Можно ли без этой самой романтики обойтись в эпоху тотального прагматизма? Пожалуй, что нет. По крайней мере, проректор ЮрГУ Владимир Майоров убежден: без влюблённости в небо стать летчиком или космонавтом невозможно.

В кабинете проректора на стенах повсюду самолёты. В рамочках.

И беседуем мы о любви к авиации, которая раньше приходила к мальчишкам, а теперь вот не приходит. Почему, Владимир Иванович?

- По многим причинам. Может быть, слишком свежи были успехи страны в космосе и авиации 50 лет назад. Космонавтом стать мечтал каждый школьник. Были условия для воспитания, соответственная среда. Я помню из своей юности, в городе работали по воскресеньям школы юных пилотов и космонавтов. Где сейчас органный зал, там находился планетарий, рядом стоял самолет Ил-18. И вот мы в ЮУрГУ решили, что все это дело нужно возрождать. То есть всеми средствами привлекать молодых ребят в авиацию. Создаем клуб юных пилотов при факультете довузовской подготовки.

- То есть вуз фактически станет готовить для себя будущих студентов?

- А разве нашей стране авиаторы не нужны? Правда, пока желающих немного. Почему ребята 9-10-х классов осторожничают? Потому что нужно во всем разбираться, знать физику. От слова «аэродинамика» некоторым становится скучно. А наша задача - пробудить интерес.

- Говорят, что сегодня космосом или авиацией никого не удивишь. Что-то же всё равно привлекает?

- Материальная сторона — не последнее дело. Бортпроводница самолета может семь лет налетать и в 40-45 лет отправиться на пенсию. При этом, имея зарплату 30- 40 тысяч рублей, стюардессы успевают посмотреть весь мир. Сегодня парня можно удивить тем, что пилот Боинга -А310, А-319 получает зарплату около 200 тысяч рублей. А нам надо готовить пилотов, с новой философией воздушного судна, с новым уровнем подготовки.

- Если я правильно понял, в вашем вузе решили готовить настоящих летчиков, а не только школьниками заниматься?

- Сегодня на аэрокосмическом факультете мы лицензируем специальность «Летная эксплуатация воздушных судов». И будем лицензировать также подготовку пилотов. По этому поводу ректор находится в Москве и обсуждает в Росавиации вопросы по сертификации. Перед вузом цель — открыть специальность «пилот», потому что потребность в стране огромна. Сегодня авиаучилищ по подготовке пилотов с высшим образованием всего два. В Санкт-Петербурге и Ульяновске. В эту компанию попадет и Челябинск. А пока средний возраст пилотов в гражданской авиации - 50 лет.

В Сибири сел Ту-154 на заброшенный аэродром Кижма успешно. Знаете, почему? Два командира было. Потому что нехватка вторых пилотов. Они оба сделали невозможное.

- Скоро День космонавтики. Как планируете отмечать?

- С 17 апреля будет проводиться городской открытый фестиваль технического творчества на базе нашего университета, посвященный космонавтике. А в манеже пройдут соревнования по авиамодельному спорту и радиотехническому направлению.

Совместно с общественным советом по Челябинской области мы объявили конкурсную программу детского и молодежного творчества, посвященного дню космонавтики. Это то, что ребята делают своими руками. Также пройдет конкурс живописи и фотографии. И даже авторский конкурс предусмотрен: рассказ, поэзия, статья. Кроме того, ребята, кто учится в системе факультета довузовской подготовки, уже съездили по местам, так или иначе связанных с космонавтикой. Стартовали в Жуковском, заезжали на Байконур, проехали по центрам, где ведется подготовка космонавтов, по базовым площадкам.

- Челябинская область не далека от космонавтики. Всё-таки два космонавта из наших мест. А какие сегодня существуют связи с настоящим космосом?

- Сейчас в Амурской области строится новый космодром. Для него мы сейчас готовим специалистов. Там уже работают наши выпускники. Недавно на нем проводился молодежный Конвент. Смысл его в том, что молодые ученые и юные изобретатели представили свои инновационные решения и изобретения, как раз по ракетно-космической тематике, освоению космического пространства и так далее. Мы сотрудничаем не только с космодромом как таковым, но и с правительством Амурской области в деле участия в программе Космодрома «Восточный». Это относится и к городу Благовещенску и к городу, который будет построен рядом с космодромом.

- Можно ли надеется, что в год Космонавтики наконец-то появится в мальчишках чувство неба, желание стать космонавтом.

- Пока мы надеемся на предчувствие. Но и ради этого стоит работать.

Cannot find 'cross_link' template with page ''