Его года — общее богатство
«Уже восемь месяцев я на пенсии. Моя жизнь теперь — это охота, рыбалка, внуки и породистая собака, которая тоже требует к себе огромного внимания. Наконец-то я стал жить для себя», — с этих слов начался наш разговор с бывшим председателем областного спорткомитета Геннадием Чариковым, который 5 декабря отмечает 70-летие.
Из досье
- Геннадий Чариков начал трудовую деятельность с должности электрослесаря в техническом училище. В 1962 году Геннадий Никитович закончил Омский институт физической культуры. С 1969 года начал спортивную карьеру: занимался лыжами, затем сам стал тренировать. Самая известная его воспитанница — Любовь Зыкова (Зимятова), мастер спорта международного класса, чемпионка СССР, призер чемпионатов Европы и мира, участница двух Олимпиад.
- Затем Геннадий Чариков руководил спортивным клубом треста «Челябметаллургстрой», работал заведующим отделом физической культуры в областном совете профсоюзов.
- С 1987 года Геннадий Чариков возглавлял областной спорткомитет. Особенно «звездными» для него были 1994 год, когда две челябинские спортсменки стали олимпийскими чемпионками, и 2000-й — из Сиднея южноуральцы привезли две золотые, две серебряные и пять бронзовых наград.
- Имеет знаки: кавалер ордена Дружбы народов, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации.
Теперь все свободное время Геннадий Никитович посвящает увлечениям и близким людям. А еще выращивает на своем огороде свеклу, морковь, помидоры, огурцы, смородину, вишню. Занимается садоводством давно, а после того, как вышел на пенсию, к земле, говорит, стало тянуть еще больше. Но так было не всегда. Предыдущие 50 лет, то есть целую жизнь, он отдал развитию южноуральского спорта: пережил вместе со спортсменами и дефолт, и яркий взлет — больше всего олимпийских медалей южно-уральцы завоевали при Геннадии Никитовиче.
— Когда денег не было совсем, проблемы приходилось решать без них, — говорит юбиляр. — Помогала система взаимозачетов. Я шел к Юре Серебренникову, он тогда возглавлял городской спорткомитет, просил помочь с билетами до Москвы, ведь часто бывало и такое, что спортсмена вызывали в сборную для участия на международных соревнованиях, а у нас не было денег даже на то, чтобы билет ему до столицы купить. В те времена не платили людям зарплаты, не выдавали пенсии, поэтому денег и на спорт практически не было. Юре, к слову, эти билеты тоже по взаимозачету доставались. Вот так и жили.
Иногда жены и матери не пускали своих сыновей-спортсменов на соревнования. Мол, вот он уедет, а я тут останусь без денег — что самой есть, чем ребенка кормить?
— Мы брали крупу, палку колбасы и ехали к спортсмену домой, чтобы все это отдать жене или матери, — вспоминает Геннадий Никитович.
— То есть кому-то и колбасы, и билет на соревнования, а кому-то ничего?
— Получается, что так. Когда деньги на спорт практически не выделяли, нужно было расставлять приоритеты. Я прекрасно знал, какой вид спорта покажет лицо не только Челябинской области, но и всей России. Туда и направлял эти копейки. Остальным приходилось отказывать. До сих пор больно вспоминать, как я говорил спортсменам: «Нет». Я сидел на работе в своем кабинете до восьми-девяти часов вечера и 90 процентов приходящих ко мне людей слышали это тяжелое слово. «Нет» приходилось говорить и перспективным ребятам. Скорее всего, многие из них показали бы в будущем результаты, но с меня требовали, чтобы на важных соревнованиях южноуральцы брали медали уже сейчас. Такая ситуация складывалась не только в Челябинской области, а по всей России. Денег на спорт не было. Вот тогда определенный резерв мы и потеряли.
Зато удалось отстоять детские спорт-школы. Их количество не сократили, хотя финансирование урезали. Если раньше были деньги и на аренду, и на покупку спортинвентаря, и на одежду, и на командирование спортсменов, то в те времена их хватало только на зарплаты тренерам и аренду. Пловец же не может без бассейна тренироваться.
А потом наступили «звездные» времена. По-другому не назовешь. Виды спорта, которые были приоритетными, показали лицо области на Олимпиаде в Лиллехамере (1994 год), когда две челябинские спортсменки стали олимпийскими чемпионками, и в Сиднее (2000 год), оттуда южноуральцы привезли две золотые, две серебряные и пять бронзовых наград. Наш регион впервые, и пока единственный раз, так ярко блеснул на Олимпийских играх.
— Это не моя заслуга, — скромно говорит Геннадий Чариков. — Это достижение области, которое случилось при мне. Я не только расставил приоритеты несколько лет назад, но и старался не мешать тем спортсменам, которым помочь не мог. На руку сыграло и то, что спортсмены и тренеры не были настолько требовательны, как сегодня. Большинство из них работали на энтузиазме.
Сам Геннадий Чариков тоже ездил в Сидней в числе 12 председателей спорткомитетов России. Посещал те соревнования, где у наших были шансы завоевать медали: был на турнирах у дзюдоистов (на одном из них Юрий Степкин стал бронзовым призером), в полуфинале соревнований по водному поло, когда южноуральцы тоже взяли бронзу.
— Нам не повезло, что мы попали на австралийцев, — вспоминает юбиляр. — За несколько минут вели два мяча и выходили на американок, но в дополнительное время австралийки одно очко у нас выиграли.
— Столько лет прошло, а вы все помните в подробностях.
— А как же по-другому. Я все пропускал через себя, сильно волновался. Поэтому у меня в памяти отложились эти моменты. Все хорошо помню, как будто это было вчера.
— После того, как вы вышли на пенсию, ваша трудовая деятельность не закончилась. При вашем непосредственном участии были доведены до ума Центр олимпийской подготовки по дзюдо и арена «Трактор».
— В 2005 году, когда я работал советником губернатора, Петр Сумин предложил мне возглавить Центр дзюдо. В то время директором там был Александр Миллер, но он просто не успевал заниматься организационными вопросами. Ведь его основная деятельность — воспитание будущих чемпионов Европы, мира и олимпийцев, он был постоянно в разъездах. А в центре в то время не функционировали ни столовая, ни гостиница. Я проработал там где-то полгода, запустил все объекты, после чего вернулся в должность советника губернатора. Подобная ситуация была и с ареной «Трактор». Исаак Валицкий всегда отправлялся с командой на выезды, наши хоккеисты тогда показывали не очень хорошие результаты, тут еще проблемы с болельщиками начались. К моему приходу на арене было 80 недостатков. В неделю я решал по 15 — 18.
После ухода с должности директора арены «Трактор», Геннадий Чариков решил вообще закончить свою трудовую деятельность.
— Пусть работают молодые, — говорит он. — Ностальгия есть до сих пор, но сейчас я начинаю понимать, что вечных людей не бывает. Нет смысла бежать за временем. Я привык всю жизнь работать в бешеном ритме, редко ходил в отпуска, в свое время на машине объездил всю область. Но сегодня держать тот же темп я не могу, да и не хочу. Устал. Теперь живу для себя.
— Геннадий Никитович, поделитесь с младшим поколением секретом успеха?
— Его нет. У людей моего возраста не бывает секретов успеха. Все дело в нашей закалке. Когда нас просят, мы идем и делаем на совесть, мы не думаем о зарплате или отпуске. В голове только желание все сделать хорошо. Может именно поэтому за 50 лет работы я не получил ни одного нарекания.
Юрий Серебренников, министр по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области:
— Геннадий Никитович Чариков — легенда нашего южноуральского спорта. Он научил меня никогда не сдаваться. Руководитель, по его мнению, всегда должен добиваться того, чего хочет. К этому он и сам всегда стремился: Геннадий Никитович в тяжелые времена ждал губернатора у резиденции, когда тот приезжал с утра на работу, чтобы попросить средства для спортсменов. Только благодаря ему спортсмены увидели «живые» деньги. Ведь тогда все делалось по взаимозачетам.
Когда-то меня удивляла его резкость в суждениях и в отношениях к некоторым спортсменам, но сейчас, по прошествии лет, я понимаю, насколько он был прав, мудр во многих вопросах и как грамотно себя вел.
В день рождения хочется пожелать Геннадию Никитовичу самого главного — здоровья. И конечно же, счастья.
Евгений Ванштейн, президент Федерации бокса Урала:
— Для меня Геннадий Никитович — пример человека, который любит и знает спорт, все его проблемы и нужды. Поэтому, наверно, не удивительно, что именно при нем был открыт межведомственный Центр по боксу, который смело можно назвать прообразом Центра олимпийской подготовки, а последний функционирует и сегодня. Уверен, что Геннадий Чариков оставил хороший след в развитии южноуральского спорта. Мне хочется пожелать ему долголетия и всего-всего самого наилучшего.
Андрей Востриков, старший тренер молодежной сборной Челябинской области по дзюдо:
Cannot find 'cross_link' template with page ''— Мне хочется пожелать юбиляру крепкого здоровья! Чтобы он еще долго оставался таким же энергичным и те знания, которые накопил за свою трудовую деятельность, по-прежнему передавал молодому поколению. Мне даже трудно выделить какой-то отдельный случай, когда Геннадий Никитович помог или подсказал что-то лично мне. Просто таких моментов было очень и очень много. Именно он научил меня правильно работать в административной части спорта.