Константин Захаров: «Нужна операция «Кооперация»
![Константин Захаров: «Нужна операция «Кооперация» Константин Захаров: «Нужна операция «Кооперация»](/upload/iblock/352/zaharov%20400.jpg)
Почему депутаты Законодательного собрания области приняли такое непопулярное в народе решение как переход на монетизацию льгот ЖКХ? Правда ли, что Южный Урал по росту тарифов с начала этого года попала в своеобразный чёрный список регионов? Как областные власти пытаются защитить самые незащищённые категории граждан? О какой операции «Кооперация» в последнее время много говорят? Об этом и многом другом мы беседуем с депутатом Законодательного собрания Челябинской области Константином Захаровым.
- Константин Юрьевич, финансовый кризис, который подкосил экономику всей страны и в том числе Челябинской области, наконец-то пошёл на спад. Однако дефицит южноуральского бюджета пока никто не отменял…
- На сегодняшний день дефицит областного бюджета составляет одиннадцать с половиной миллиардов рублей. Однако эта сумма по разным программам заимствуется у федерального центра. Иначе нельзя – нам необходимо выполнять социально-значимые программы, которые появились в области до кризиса. С начала работы четвёртого созыва Заксобрания депутаты приняли очень много интересных законов. Например, 270 тысячам пенсионеров, а также матерям, имеющим пятерых и более детей, было присвоено звание «Ветеран труда Челябинской области». Это дало право на определённые льготы. По другому закону статус многодетных матерей со всеми вытекающими отсюда последствиями получили женщины с тремя детьми. Очень много льгот было предусмотрено для ветеранов и малоимущих пенсионеров. Поэтому при принятии бюджета на 2010 года перед депутатами ЗСО стояла одна приоритетная задача – сохранить выплаты и дотации социального характера.
- Льготный проезд в общественном транспорте, социальная доплата к пенсии – всё это и многое другое несмотря на сложности не отменили. А пришлось ли депутатам ЗСО принимать какие-то непопулярные решения?
- Трудно было решиться на монетизацию льгот ЖКХ. Дело в том, что любая монетизация – достаточно сложный и болезненный процесс и для тех, кто должен его контролировать, и для населения. Получив деньги, жители могут тратить их на другие цели, поэтому возможен рост долгов в сфере ЖКХ - отсюда нагромождение разных схем. Из-за этого депутаты Заксобрания долго тянули с принятием решения. Сделали это одними из последних в стране и только тогда, когда из федерального центра последовало предупреждение: «Если в кротчайшие сроки не предпримете меры, то перестанете получать от государства дотации на жилищно-коммунальные выплаты». Поэтому в спешке, в первом квартале 2010 года, стали проводить монетизацию для всех категорий льготников – пенсионеров, ветеранов труда, чернобыльцев, участников боевых действий и Великой Отечественной войны...
- …И южноуральцы столкнулись с проблемами при замене натуральных льгот денежными.
- Оказалось, что, во-первых, кое-кому надо собирать справки, а во-вторых, денежная льгота фиксированная в то время, как рост тарифов продолжается. Психологически это очень сложный момент, но именно он подводит к мысли, что решение проблемы заключается не в плоскости денежной компенсации. Государство пошло на этот шаг, чтобы стимулировать россиян к более активному поведению на уровне местного самоуправления. Реформа ЖКХ буксует по одной простой причине: вывески сменили, а старые персонажи-то остались. ЖЭКи стали называться управляющими компаниями, и они хотят заработать как можно больше денег. Населению необходимо понять, что стоимость услуг в жилищно-коммунальной сфере будет значительно меньше только тогда, когда жители станут объединяться, чтобы образовывать ТСЖ или отстаивать свои права в управляющих компаниях. Приведу один простой пример: за квартиру, которая в два с половиной раза больше, чем у моей тёщи, я плачу столько же, сколько и она. И всё потому, что в моём доме образовано товарищество собственников жилья. Монетизация льгот ЖКХ в некоторых случаях заставит жильцов сказать: «Будем платить столько-то и не копейкой больше». Знаете, что показали последние проверки? Да, тарифы на электроэнергию выросли, но в рамках запланированных 15-20 процентов. Да, подорожала плата за воду, но опять же незначительно. А вот колоссальным образом, иногда в несколько раз, произошёл рост стоимости услуг, относящихся не к сфере управления государством, а именно местного самоуправления - например, за уборку территории и обслуживание лифтов. Вот и делайте выводы.
- Правда, что Челябинская область по росту тарифов с начала этого года попала в своеобразный чёрный список регионов?
- Ни в какой черный список она не попала. По сравнению с другими областями – Тюменской, Курганской, Башкирией, Татарстаном – у нас рост тарифов значительно меньше. Я вам больше скажу: по величине тарифов как естественных монополий, так и ЖКХ наша область вообще находится в конце списка. Но у нас другая проблема: значительная часть нагрузки сейчас легла на плечи малого и среднего бизнеса. Например, для предпринимателей тарифы на электроэнергию выросли на 50 процентов, в то время как для крупных предприятий они почти не увеличились. Единый тарифный орган, который должен следить, чтобы всё соответствовало федеральному законодательству, почему-то не обращает внимания на то, что одно перекрёстное субсидирование сейчас подменяется другим. А ситуация такова, что там, где низкое и среднее напряжение, тарифы выросли совсем не на 20 процентов.
- Константин Юрьевич, вы работаете в комитете ЗСО по промышленной политике. Во время нестабильной экономической ситуации предприятия пострадали в первую очередь. Как-то их поддерживали?
- Предприятия промышленного комплекса в последнее время не были избалованы чрезмерным вниманием к себе и выживали сами. Формула их деятельности была очень проста: «Нам помощи от государства не надо, лишь бы не мешали». Но в кризис власти стали обращать на заводы пристальное внимание. Депутаты Заксобрания провели на предприятиях области ряд выездных заседаний профильных комитетов. Одно из них, очень показательное, состоялось в Южноуральске на заводе «Кристалл». На нём выпускают высокочистый кварц – кварц-сырец, из которого в радиоэлектронной промышленности делают так называемые кварцевые генераторы, резонаторы. 98 процентов продукции идёт на экспорт в Японию, США, Германию, оборот «Кристалла» составляет около 100 миллионов рублей в год, а доля рынка в мире – более 30 процентов. Из выпускаемого на 100 миллионов рублей кварца-сырца зарубежные партнёры на следующих уровнях делают продукции уже на 107 миллиардов долларов. При этом значительная часть этой продукции возвращается обратно в Россию в сотовых телефонах, кварцевых часах, разной электронной технике, которая в нашей стране не производится. Заседание, прошедшее на заводе «Кристалл» наглядно показало, что когда мы говорим о сырьевых ресурсах российской экономики, всё время подразумеваем нефть и газ, хотя это не так. И какой вывод можно сделать? Надо не продавать японцам и немцам своё сырьё, а следует стимулировать создание совместных предприятий, которые из этого сырья здесь же, может быть, даже в том же Южноуральске будут производить более высокопредельный продукт. Если даже один процент от ста миллиардов долларов в год достанется областным предприятиям, представляете, сколько денег на территории Южного Урала будут генерировать новые высоко производительные рабочие места, стимулировать рост сопутствующих производств, создавать спрос на современное образование? Поэтому необходимо разработать и принять новый закон о внутриобластной производственной кооперации и локализации.
- Кто-то заинтересовался идеей?
- Я считаю, что новый губернатор Михаил Юревич ровно об этом и говорит, отмечая, что нам необходимо локализовать продукт в области. Касается это всех сфер. Сейчас, вы знаете, недоумение вызвало решение Стальной группы «Мечел» привезти на строительство рельсо-балочного стана ЧМК китайских рабочих в то время, как безработных челябинцев достаточно. И опять же очень показательны цифры, озвученные перед региональным собранием РСПП, который пройдёт 18 мая. На инвестпрограммы в ближайшие три года ММК собирается потратить десять миллиардов долларов, Трубопрокатный завод – около трёх миллиардов долларов, ЧМК – более миллиарда долларов. И ответ на вопрос, который задал Михаил Юревич: «Сколько из этих денег будет локализовано в Челябинской области?» - очевиден. Практически нисколько. Но это не самое страшное - хуже то, что значительная часть этих миллиардов долларов уйдёт за пределы не только региональной, но и национальной территории. Поэтому и нужны новые законы, которые смогут правильно ориентировать бизнес на взаимовыгодное соотношение между внутриобластной, межобластной и национальной кооперацией. При этом самому бизнесу должны быть гарантированы лучшие условия работы, чем прежде. Товары и услуги, которые оплачиваются на региональной территории, должны быть конкурентоспособны!
- Ожидаете ли вы, депутаты ЗСО, что после прихода к власти нового губернатора будете принимать интересные и важные решения?
- Я в этом просто уверен!