Лариса Буряк: «В нашей работе не должно быть нео- жиданностей»
Лариса Буряк работает в системе социальной защиты города с 1992 года. Начинала простым социальным работником, потом заведовала отделением надомного обслуживания. В течение семи лет руководила комплексным центром социального обслуживания Калининского района. Управление соцзащиты возглавила в начале этого года. О первых шагах в новой должности она рассказала нашему корреспонденту.
- Лариса Николаевна, в социальной службе вы прошли все ступени. Это как-то помогает сейчас?
- Конечно. Недаром говорят, что хороший руководитель завода сначала должен поработать специалистом, начальником участка и так далее, чтобы знать всё изнутри. В социальной защите так же. А ещё прошлый опыт помогает, когда возникает неожиданная задача, которую нужно быстро решить. Я знаю, как построить разговор, что сказать, чтобы не обидеть человека. Наша служба ведь для многих людей становится последней инстанцией. Иногда приходят бывшие руководители, директора, которые вышли на пенсию и оказались в сложной ситуации. С любым человеком важно вести себя деликатно, уметь встать с ним на одну ступень. Люди это очень тонко чувствуют.
- Чем вы занимались до того, как пришли в соцзащиту?
- Вообще-то по первому образованию я инженер-конструктор. На специалиста по социальной работе выучилась в ЧелГУ уже в процессе деятельности. Работала на автоматно-механическом заводе, так что у меня логический склад ума. В начале 90-х вышла на работу из декрета со вторым ребёнком. Денег не было. Родственница, которая работала в соцзащите Ленинского района, сообщила, что в Калининском требуется социальный работник. Предложила устроиться по совместительству. До 1993 года я совмещала, потом перешла на постоянную основу.
- Предложение возглавить управление стало для вас неожиданностью?
- Честно говоря, я его не ждала. В прошлом году мне предложили возглавить отдел муниципальных программ в городском управлении социального развития. Там я проработала с марта по декабрь 2009 года. Когда по неизвестным мне причинам освободилось место начальника управления в Калининском районе, возникла моя кандидатура. Не могу сказать, что я стремилась к этому. Но я здесь живу, достаточно хорошо знаю район и его сложности. Решила, что справлюсь.
- Добавилось работы?
- По сравнению с комплексным центром — конечно. Там мы оказывали услуги в основном пожилым людям. И свои сложности, естественно, были, но здесь нужно охватить все категории граждан, нуждающихся в соцподдержке. Управление обслуживает около 67 тысяч человек (это почти треть от общего количества жителей района).
- На что в первую очередь направите свои усилия?
- Для такого объёма работы недостаточно специалистов. Люди трудятся на износ. Иногда вынуждены выходить в выходные. К примеру, среди льготников много работающих людей, и они могут заниматься оформлением документов только по субботам. Необходимо перераспределить нагрузку. Другая задача связана с выявлением граждан, нуждающихся в помощи. Есть ситуации, которые социальные работники могут предупредить. О них узнают от совета ветеранов или других организаций либо из заявлений соседей. Как правило, молодые люди остаются наедине со своими проблемами. Старики в этом смысле более откровенны, и это хорошо: открытость способствует скорому решению проблемы.
- Один такой прецедент случился недавно в Курчатовском районе, когда женщина покончила с собой, предварительно лишив жизни детей. Некоторые СМИ винят в этом именно социальные службы.
- Насколько мне известно, эта женщина приехала из Башкирии. О существовании социальных служб она знала, поскольку на родине получала пособия на детей. Я не знаю, что заставило её предпринять такой отчаянный шаг. Выбор у неё был: в Челябинске есть реабилитационные центры, приюты, куда можно было временно устроить детей. Этот случай должен заставить нас и население быть бдительнее. Нужны опережающие действия. В нашей работе не должно быть неожиданностей. Уверена – социальные службы не оставили бы эту женщину без внимания, если б был сигнал.
- Чем органы соцзащиты могут помочь людям, оказавшимся в подобных ситуациях?
- В центре социального обслуживания населения есть психолог, работает отдел срочной социальной помощи, отделение помощи семье. В столовой № 7 организовано бесплатное питание. Если человек хотя бы раз в сутки получает горячий комплексный обед, он уже не умрёт с голоду. Социальная защита решает проблемы одиноких людей — для них организован досуг. В прошлом году у нас открылась школа молодых мам, которая работает при женской консультации. Там беременным женщинам рассказывают, как оформить пособия, как вести себя с работодателем и так далее. Социальные работники выявляют детей, которые остались без надзора. Направлений много.
- Начало вашей работы в новой должности совпало с монетизацией льгот ЖКХ. Успеете подготовиться к переходу?
- Сделать в течение ближайших трёх месяцев предстоит очень много, но мы справляемся. Уже делали попытки расчёта компенсаций по новым региональным стандартам, но нет гарантии, что они не изменятся. Организована работа с населением. Проводим встречи с ветеранами, раздаём брошюрки, подготовленные министерством социальных отношений. Информация размещена в Пенсионном фонде, на сайте администрации Калининского района. Конечно, недовольные есть. Стараемся убедить их, что они ничего не потеряют.
Кстати
В прошлом году адресная материальная помощь из бюджетов всех уровней была оказана 60 558 жителям Калининского района на сумму 35 миллионов 135,7 тысячи рублей. Меры социальной поддержки предоставлены 151 53 гражданам. На бюджетные средства оздоровлены 917 детей. Выплачено 64 076 денежных компенсаций и пособий на сумму 208 миллионов 525,15 тысячи рублей.
Cannot find 'cross_link' template with page ''