Александр Мотовилов: «Иногда жители жалуются сами на себя»
Кто виноват в том, что спецмашины иногда не могут подъехать к мусорным контейнерам? Что случится, если тарифы на некоторые услуги ЖКХ снова«заморозят»? Готов ли город к снегопадам и мечтают ли сами специалисты, чтобы Челябинск замело? Об этом и многом другом мы беседуем с заместителем председателя постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и природопользованию Челябинской городской думы Александром Мотовиловым.
- Александр Александрович, в гордуме вы не случайно работаете в постоянной комиссии по ЖКХ, так как сами возглавляете управляющую компанию «Ремжилзаказчик». В депутатских делах это помогает?
- Вопросы, которые обсуждаем на заседаниях комиссии, очень острые и проблемные. Поэтому важно, чтобы среди депутатов были профессионалы, знакомые с отраслью. Мне не нужно тратить много времени на понимание тех тем, которые в гордуме выносятся на повестку дня, именно потому, что знаю всю структуру изнутри. Практическая работа в управляющей компании помогает. Допустим, обсуждаем с депутатами, как устранить проблемы, связанные с такими актуальными вопросами, как вывоз мусора и очистка питьевой воды. И мне понятно, что тарифы на услуги муниципальных предприятий «ГорЭкоЦентр» и «ПОВВ» складываются из их затрат. В условиях рынка тарифы как минимум должны быть экономически обоснованные. «ГорЭкоЦентру» нужно не только вывезти мусор, но и утилизировать его: понятно, что нужны деньги на то и на другое. Производственное объединение водоснабжения и водоотведения хочет, чтобы горожане потребляли чистую сертифицированную воду, а для этого нужны мощные современные насосные установки и обрабатывающие устройства, а это тоже требует дополнительных затрат.
- Раз уж заговорили о тарифах, подтвердите или опровергните информацию о повышении платы за ремонт и текущее содержание жилфонда.
- Одной из актуальных проблем сейчас является дисбаланс платежей за коммунальные и жилищные услуги. На сегодня жилищные услуги составляют 24,8 процента, а коммунальные – 75,2 от общей суммы платежей. Для сравнения: в 2003 году соотношение было 34,9 и 65,1 процента. Многие ошибочно считают, что те и другие тарифы - одно и то же. Это не так. Коммунальными считаются платежи за тепло, воду, электричество, которые поставляются ресурсоснабжающими организациями. Тарифы на них каждый год индексируются с учётом инфляции, затрат и других экономических факторов. Жилищные - это услуги, оплачиваемые по квитанции в статье «Текущее содержание и ремонт» и идущие только на содержание и ремонт дома. Плата за это не менялась с 2007 года. К чему приводит такой дисбаланс? К тому, что ресурсоснабжающие организации могут себе позволить проводить модернизацию отрасли - менять наружные сети, ремонтировать подстанции - и обеспечивать бесперебойную поставку своих ресурсов до каждого дома. В самом же доме начинаются проблемы из-за изношенности внутренних инженерных систем. Что толку модернизировать наружные сети, если внутренние сети дома не готовы к качественному приёму ресурсов? Те средства, которые получают жилищники, не соответствуют необходимым затратам на обслуживание домов. В конце года депутаты традиционно рассматривают вопросы тарифного регулирования коммунальных и жилищных услуг на следующий год, а также утверждают инвестиционные программы для предприятий коммунального комплекса. Думаю, что индексация тарифов на жилищные услуги будет поддержана. Понимаю, что мера непопулярная, но она жизненно необходима, так как от этого зависят здоровье и безопасность горожан.
- Какие проблемы депутаты вашей комиссии уже обсудили и, может быть, решили?
- В течение всего лета и в начале осени мы проводили выездные заседания. Знакомились с деятельностью организаций коммунального и жилищного комплекса, таких, как МУП «ГорЭкоЦентр», МУП «ПОВВ», МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети», ООО «ТЭСиС», ООО УК «Ремжилзаказчик», ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго». Это позволило составить более детальное представление о городском жилищно-коммунальном хозяйстве, о том, какие безотлагательные меры нужно принять, чтобы устранить те или иные проблемы. О некоторых я уже вам рассказал. Причём, как оказалось, некоторые проблемы сами же себе создают жители. Так, в одном дворе нам пожаловались, что из контейнеров нерегулярно вывозится мусор. Оказалось, что машины «ГорЭкоЦентра» просто-напросто не могут подъехать к контейнерной площадке – она вся заставлена личными автомобилями. В итоге мусор накапливается, а население жалуется. Естественно, что мы как депутаты попытались этот вопрос решить. И знаете как? Мы вышли с предложением к жителям того двора провести общее собрание и обратиться с требованием к своим же соседям, владельцам личного автотранспорта, не загораживать подъезд к мусорным контейнерам. Знаю, что на подъездах позже появились объявления с такой просьбой.
- Получается, что иногда жители жалуются сами на себя?
- Поэтому хочу обратиться ко всем челябинцам: не создавайте сами себе проблем. Если паркуете авто около контейнеров для мусора, подумайте, сможет ли подъехать к ним спецмашина. Если платите за текущее содержание подъезда, не ломайте в нём перила и не рисуйте на стенах. И так во всём.
- Скажите, на что горожане ещё просят обратить внимание депутатов, с какими просьбами обращаются?
- Вопросы задают самые разные – от того, как содержать во дворах бездомных кошек и собак, до глобальных, касающихся проведения в домах капитальных ремонтов. Последняя тема очень важна: для включения жилфонда в федеральную программу осталось не так уж и много времени. Но некоторые челябинцы до сих пор не представляют, как провести собрание собственников квартир и составить соответствующий протокол. Хотя и управляющие компании, и работники городской администрации, и депутаты постоянно проводят информационно-просветительскую работу по этому поводу. Но справедливости ради хочу отметить, что по сравнению с 2005 годом, когда вступил новый Жилищный кодекс, многие горожане стали более грамотными в вопросах содержания и управления жилфондом. Они берут на себя ответственность за состояние дома, за порядок в нём, за контроль над денежными средствами.
- Как, по вашему мнению, Челябинск переживёт эту зиму? Готов ли к ней город?
- Ещё 7 сентября 2009 года городское правление ЖКХ подписало паспорт готовности наружных сетей и многоквартирных домов к эксплуатации в новом отопительном сезоне. Текущие проблемы, как и проблемы изношенности жилого фонда Челябинска, остаются, поэтому какие-то аварийные ситуации неизбежны. Однако готовность обслуживающих организаций и специализированных аварийных служб позволяет с уверенностью сказать, что они будут устраняться в кратчайшие сроки.
- Многие челябинцы с нетерпением ждали, когда же на Южный Урал придёт настоящая зима – с пушистым снегом и холодами. А работники ЖКХ, наверное, наоборот, рады тёплой погоде? Вы, Александр Александрович, как специалист-жилищник какое время года любите?
- Да мне все нравятся. Каникул у нас никогда не бывает: если, допустим, 9 мая отключаем отопление в домах, то 10 мая начинаем подготовку к новому отопительному сезону. Правда, летом работаем в более спокойном режиме. Весной и осенью нагрузка гораздо больше, потому что проводим сезонные субботники. Зимой, если много снега, нам действительно приходится прилагать много усилий и задействовать технику. Однако в этом году я, как и многие челябинцы, мечтал, чтобы температура воздуха опустилась до минус десяти - пятнадцати градусов и выпал бы небольшой снег. Так не будет слякоти, в подъездах станет чище, а самое главное – отступит грипп, так как тёплые погодные условия только способствуют распространению вируса.
- Но сможет ли город справиться с затяжным снегопадом?
- Для уборки улично-дорожной сети Челябинска задействовано 210 единиц техники. Осуществляют работы МУП «ДРСУ», ООО «Вираж-Авто», ООО «Автодорожник», уборку путепроводов и переходов выполняет ООО «ЛЭРУ», очистку скверов, бульваров, разделительных, придорожных газонов ведёт ООО «Челябгорзеленстрой». Насколько мне известно, во всеоружии находятся крупные управляющие организации, такие, как ООО УК «Ремжилзаказчик», ООО «Созвездие», ДЭЗ Калининского района, ПЖРЭО Курчатовского района и другие. У всех них заготовлены в необходимом объёме материалы, инструменты и техника, с помощью которых в зимний период осуществляется обработка проезжей части от гололёда и наледи.