2 декабря 2009, Автор: Виктория ОЛИФЕРЧУК

Николай Ларионов: "Я человек стеснитель -ный"

Николай Ларионов: "Я человек стеснитель -ный"

11 декабря один из ведущих актёров Челябинского театра драмы Николай Ларионов отмечает 75-летний юбилей. Завзятым театралам он известен по ролям Иванова в («Иванов»), Сафронова («Русские люди»), Кузьма («Деньги для Марии») и др. Всего же в послужном списке актёра числится более 100 ролей.

Говорят, «женщины любят ушами». Исходя их этого постулата, Николай Ларионов должен быть любимцем челябинских зрительниц. Ещё бы! Такой тембр голоса ещё следует поискать. Низкий, сочный, благородный, обладать которым может только настоящий мужчина. Да и внешность вполне соответствующая. Но сам Ларионов считает, что героя-любовника из него не вышло, а лаврам Бельмондо и Алена Делона ничуть не завидует.

Герой-простак

- Помню, когда ещё работал во Владивостоке, меня ввели на роль Милона, - со смехом вспоминает Николай Геннадьевич. – Так получилось, что больше некому было играть, пришлось мне вводиться. Не серьёзно это. Герой-любовник в моём представлении этакий фат. Я по амплуа герой-простак.

Понятно, что в стране, в которой не было секса, и герои должны быть совсем другими. Цельными, честными, целеустремлёнными. Режиссёры с удовольствием занимали молодого артиста в советских пьесах. Типичная внешность «нашего современника» в полной мере соответствовала идеалам того времени: спектакли «Сержант милиции», «Парень из нашего города», «Русские люди». Последний, кстати, Николай Геннадьевич заслуженно считает одной из самых больших удач в своей творческой биографии. «Русские люди» тогда получили высокую оценку самого автора – Константина Симонова, видевшего спектакль на гастролях в Москве.

Позднее, когда пик патриотизма пошёл на убыль, постановщики записали Ларионова в исполнителя «простых людей». И в эти образы артист всегда вносил некую благородную нотку, будь то «Энергичные люди» ( реж.Перепёлкин), «Фальшивая монета» или «Чужой ребёнок». И всё-таки роль ещё одного героя-любовника ему подкинула судьба вместе с режиссёром Любовью Чибирёвой. Пьеса Птушкиной «Пока она умирала» довольно типичная любовная мелодрама. Николай Геннадьевич сыграл в ней главную и единственную мужскую роль, в его героя по-своему влюбляются все дамы - мама, дочка и бабушка. Тем не менее, с амплуа героя-любовника актёр по-прежнему не согласен: «Ну, какой же герой? Там скорее любовник-простак».

Великая сила искусства

Стеснительность – наверное, одно из основных качеств Ларионова. Согласитесь, для артиста оно весьма нетипично. Мне довольно долго пришлось убеждать Николая Геннадьевича в необходимости интервью. Только совместными усилиями с завлитом театра нам это удалось сделать.

- К юбилеям всегда отношусь с ужасом, - признался артист при встрече. - Я стеснительный человек по своей натуре, и когда на меня обращают много внимания, я зажимаюсь и чувствую себя не в своей тарелке. Поэтому подобные церемонии воспринимаю с большим трудом.

- А на сцене вы не стесняетесь?

- На сцене - это работа. Там уже выработалась привычка, к тому же я не один, там есть зрители, партнёры. И самое главное, я играю другого человека и совсем по-другому себя ощущаю. Могу быть даже злым и наглым.

Словом, наш герой на себе испытал великую силу искусства, которая творит настоящие чудеса. А ведь в юности Николай Ларионов мечтал быть вовсе не артистом, а лётчиком. Не получилось. Поступил в строительный техникум в Уфе, записался в драмкружок – и тут всё завертелось. Через некоторое время Николай понял, что без сцены уже не мыслит свою дальнейшую жизнь.

- Вы помните свою первую роль в профессиональном театре?

- Конечно. Это было в Йошкар-Оле, в 60-м году меня пригласили туда в республиканский театр. И первая роль - юноша Чунер в пьесе «Тайфун» китайского драматурга. Я гримировал раскосые глаза, делал чёрточки вверх, длинные-длинные – китайский глаз получался. Помню, в труппе очень добродушно отнеслись к моему дебюту.

Потом были театры Уссурийска, Владивостока, Уфы. В челябинский коллектив артист попал в 1967 году. На Южный Урал его привёз режиссёр Вадим Радун специально для главной роли в спектакле «Четыре креста на солнце». С тех пор прошло уже более сорока лет. В творческой копилке актёра около ста ролей, сыгранных не только на сцене, но и на телевидении.

Театр +ТВ

-У вас прекрасный тембр голоса, низкий, бархатный, с таким богатством вам прямая дорога на радио и ТВ.

- На радио я работал очень много, больше 10 лет. Мы делали целые радиоспектакли, кроме того я по совместительству числился диктором. Каждое утро вставал в шесть утра, в 6.45 вёл эфир, потом бежал в театр на репетицию, возвращался снова на радио, делали запись, а вечером спектакль. Несмотря на такой интенсивный график, мне очень нравилось работать. Микрофон раскрепощает, даёт уверенность, больше возможностей поработать над интонацией, нюансировкой. С телевидением у меня тоже складывались прекрасные отношения. С нами работали отличные режиссёры: Вячеслав Бокарев, Лебедев Куприян, Вишневский Семён, Пивер Леонид Григорьевич. Иногда был занят сразу в двух-трёх постановках. В то время записи не было и спектакли шли вживую, это позже появилась возможность записывать на плёнку.

- Сколько времени требовалось на телепостановку?

- В среднем на подготовку уходил месяц, а то и меньше. Сначала читали текст, потом репетировать в телестудии, но без камер, определяли мизансцены, делали разводку. Затем две-три трактовые репетиции с использованием камер, во время которых режиссёр выверяли «картинку», планы, определял какие камеры и когда должны переключаться. И, наконец, эфир.

Николай Геннадьевич до сих пор считает, что это было лучшее время. Работа с утра до вечера ничуть его не тяготила, напротив, доставляла радость и подогревала здоровые амбиции играть больше и лучше. Эта творческая ненасытность осталось до сих пор. «Всё время хочется чего-то большего. Вроде и роли, и работа есть, но хочется ещё. Это какое-то чувство ненасытности, наверное, от старости», - смеётся юбиляр. Кстати, как раз к юбилею Ларионов получил главную роль в новом спектакле «Божьи одуванчики», и 17 декабря приглашает друзей и поклонников на бенефисный спектакль.

Cannot find 'cross_link' template with page ''