17 ноября 2009, 09:17 Автор: Cветлана ШЛЫКОВА. Фото Вячеслава НИКУЛИНА

Алексей Севастьянов: «Все законы проверю на коррупцию»

Известный челябинский правозащитник и депутат гордумы Алексей Севастьянов сможет проводить антикоррупционную экспертизу законодательства. Сертификат об этом он получил на прошлой неделе в Москве. Теперь Алексей Михайлович проверит на коррупциогенность многие документы. За какие законодательные акты возьмётся в первую очередь? Почему такая экспертиза сейчас стала важнее обычной юридической? Ответы на эти вопросы вы найдёте, прочитав материал.

- Алексей Михайлович, почему возникла необходимость проверять законы на коррупционную составляющую?

- Потому что пока мы боремся с коррупцией больше на словах, чем на деле. Однако все прекрасно понимают, что зачастую сами действия чиновников уже имеют коррупционную составляющую. Она же проявляется и в законодательстве. В нормативных актах присутствуют механизмы непрозрачности, способствующие коррупции. Вот их-то и должна выявлять специальная экспертиза. Она обществом востребована.

- В чём конкретно заключается экспертиза?

- В выявлении в законах коррупциогенных факторов. Всего их восемнадцать. Перечислю лишь некоторые: завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права; злоупотребление правом заявителя; чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества; отсутствие административных и конкурсных процедур. Всё это необходимо выявлять, чтобы предупредить коррупцию.

- Вы теперь получили право проводить антикоррупционную экспертизу?

- Экспертизу может проводить специалист, освоивший методику её проведения, имеющий опыт работы в данном направлении и получивший аккредитацию в органах юстиции. Поэтому полученный сертификат для меня очень ценен.

- Как окружающие отреагировали на то, что вы получили сертификат?

- Многие обрадовались, но кое-кто насторожился. Гадают, с какими документами собираюсь работать.

- И за какой же закон возьмётесь в первую очередь?

- Меня очень интересует закон о «Продкорпорации». На территории Челябинской области государственные деньги, возможно, уходят на сторону. Вот и хочу найти коррупционные механизмы, которые влияют на то или иное принятие решений. Дам свои рекомендации, как устранить нарушения законодательства о коррупции и сделать процедуру более прозрачной и понятной. Также хочу изучить выпущенные исполнительными органами власти распоряжения, которые касаются прав и свобод граждан. Например, мне интересно, как была расформирована комиссия по правам человека, созданная когда-то при губернаторе. Раньше юристы не обращали внимания на коррупциогенные признаки в законодательных актах. А их там много. Возьмём, допустим, постановление губернатора Челябинской области о назначении своих полномочных представителей в городе. Там десятки признаков коррупции: выход за пределы полномочий, нечёткая процедура принятия решений, отсутствие определяющих терминов, расширенные функции и многое другое. И таких вот распоряжений и постановлений очень много. Поэтому их надо проверять на коррупциогенность. Причём городское законодательство у нас тоже не идеальное. Достаточно много моментов, которые стоит посмотреть и поправить.

- Какие, например?

- Мы приняли положение о проведении антикоррупционной экспертизы в Челябинске. И там забыли такой пункт, как взаимодействие с институтами гражданского общества. Просто не обращали на это внимание, потому что было важно, чтобы процедура была правильно прописана. А это один из коррупциогенных факторов, так как нет обратной связи между общественными структурами и государственными органами власти. Теперь будем исправлять документ. Могу вам открыть секрет: мы проверили федеральный закон об антикоррупционной экспертизе и даже в нём нашли семь признаков нарушения законодательства о коррупции: нечётко прописаны процедуры, нет важных определений, расширены полномочия органа, который принимает решение и другие. Так что работы экспертам хватит.

- На антикоррупционную составляющую теперь могут проверять все документы, выходящие на федеральном, региональном или муниципальном уровне?

- Да. Причём могут проверяться как проекты законов, так и уже вышедшие нормативные акты. Антикоррупционную экспертизу в зависимости от закона могут проводить и прокурор, и органы власти, и независимый эксперт. Последний результаты своей проверки отправляет в прокуратуру.

- Прислушиваться к независимому эксперту будут?

- Обязаны это делать по закону. Независимому эксперту должны дать ответ, аргументировав, почему не приняли те или иные предложения. Хочу заметить, что все заключения, касающиеся коррупциогенности нормативных актов, носят рекомендательный характер. Но сейчас сложилась такая ситуация, что антикоррупционная экспертиза стала мощнее юридической. Все органы власти обязаны реагировать на эту экспертизу. Такова политика государства.

ДЛЯ СПРАВКИ

«Корни коррупции подпитываются некачественным законодательством», - такое заявление Владимир Путин сделал ещё в 2004 году. Только тогда эту проблему признали публично и поставили задачу - наладить постоянную и системную антикоррупционную экспертизу законодательства. До воплощения в жизнь плана противодействия коррупции прошло несколько лет: федеральный закон «Об атикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» приняли только с четвёртого раза.

Цель антикоррупционной экспертизы - выявление коррупциогенных факторов и устранение коррупционных норм в российском законодательстве. Признаками нарушения являются завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права; злоупотребление правом заявителя; чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества; отсутствие административных и конкурсных процедур и другие. Всё это необходимо выявлять, чтобы предупредить коррупцию.



Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: polit74@inbox.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск