Владимир Смирнов: «Современные депутаты отличаются от народных избранников гордумы первого созыва»
«Думский старожил» - именно так называют Владимира Смирнова челябинские депутаты. В гордуме он с самого первого созыва. Возглавлял постоянную комиссию по бюджету, в последние годы – заместитель председателя. Отвечает за внутреннюю подготовку абсолютно всех вопросов, которые выносятся на обсуждение депутатов Челябинской городской думы. Говорит, что сейчас работать стало намного интереснее. Почему? Об этом и многом другом мы расспросили Владимира Ильича.
- Владимир Ильич, почему работать в Челябинской городской думе вам сейчас стало интереснее?
- Раньше большинство депутатов были, как говорится, из народа. В первом созыве Челябинской городской думы депутаты представляли либо свои трудовые коллективы, либо бюджетную сферу. Не у всех был высокий уровень образования – соответствующими получались и подходы к решению проблем. Постепенно, от созыва к созыву, депутатский состав менялся в сторону хорошо подготовленных, работающих в различных отраслях хозяйства руководителей или предпринимателей. Экономически и политически народные избранники стали грамотнее. В результате работу гордумы можно выстраивать намного эффективнее. Представители этого, четвёртого, созыва вообще, как говорит молодёжь, продвинутые. К принятию решений подходят очень взвешенно.
- Как менялись объём работы и сферы влияния депутатов? Наверняка в каждом созыве они были разными?
- В конце девяностых годов только-только появилось местное самоуправление. Глава города тогда одновременно был высшим должностным лицом и в администрации, и в представительном органе. Это сказывалось на работе. С 2003-го года началась глобальная реформа как государственной власти, так и местного самоуправления. Депутатам вместе с администрацией города пришлось полностью пересмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в области землепользования, градостроительства и всех других сферах. Задачей было – привести местные документы в соответствие с теми законами, которые принимаются на высшем уровне. Если же учесть, что федеральное законодательство у нас меняется настолько динамично, что за ним трудно успеть, то иногда даже прокурор торопит депутатов.
- Работа, насколько я понимаю, больше бумажная. Нужная, но наверняка скучная?
- Бумажная работа, это когда документы перекладываешь с одного места на другое. А депутатская деятельность требует серьёзного изучения различных вопросов, оценки правовых актов. Это очень интересно. Любое правовое регулирование в конце концов доходит до практической деятельности в той или иной отрасли. Например, возьмём дорожное хозяйство. В Челябинске после того, как была разрешена приватизация, оказалось много бесхозных дорог - предприятия отказались от их содержания. Так как правового регулирования по этим вопросам не было, ситуация была плачевной. Появился федеральный закон о дорогах – тут же были приняты правовые нормы на местном уровне. Муниципальные власти смогли заниматься вопросом предметно.
- Только ли от законодательных инициатив, принимаемых на федеральном уровне, зависит деятельность депутатов? Как влияет на неё экономическая ситуация?
- Любые вопросы упираются в наличие финансового обеспечения. Поэтому работа депутатов напрямую зависит от имеющихся в казне денег. Есть средства – принимаются программы, социально ориентированная политика ведётся. Нет денег – сами понимаете, приходится программы «сворачивать». К сожалению, наша система предполагает распределение бюджетных средств сверху вниз. А это, на мой взгляд, не самый правильный вариант. Во многих европейских странах всё происходит по-другому: местные бюджеты формируются в соответствии с имеющимися в наличии доходными источниками, а их излишки передаются выше. Такая политика позволяет в полном объёме реализовывать все имеющиеся у местных властей полномочия. У нас же муниципалитеты получают то, что остаётся от федералов и регионов, финансирование идёт по остаточному принципу. В Челябинске остаётся около двадцати процентов от налогов, которые собираются на территории города. Цифры говорят сами за себя. Когда нам перепадают деньги по федеральным или региональным программам, в которых мы можем участвовать, все почему-то говорят: «Вот вам подарок». А мы отвечаем: «Это же вернули часть того, что мы собрали!» Так что организация всей работы, в том числе и местного самоуправления, зависит от наличия денежных средств.
- В этом году карты попортил ещё и кризис. Значит ли это, что нынешним народным избранникам особенно не повезло?
- Кризисные ситуации время от времени повторяются. Вот в первый созыв Челябинской городской думы тоже был кризис, затем выход из него. Правда, тогда действительность воспринималась немного по-другому. В то время было всё очень плохо, а потом начало потихоньку восстанавливаться. Люди это видели и понимали, что страна идёт от ужасного к нормальному. Сейчас не так. На протяжении последних десяти лет всё стабилизировалось, наладилось. Народ почувствовал, что можно жить хорошо. И вдруг, как обухом по голове: «А что это вы так хорошо живёте?» - и ухудшение ситуации. Однако надо помнить, что в девяностых годах ситуация была намного хуже, чем сейчас…
- Утешать себя этим? Мол, мне зарплату в два раза понизили, но десять лет назад она ведь у меня вообще мизерной была?
- Сильно ли это вас утешит?.. Надо принимать меры, чтобы предприятия работали, малый и средний бизнес развивался. Потому что денежное благополучие основывается только на конкретном производстве, товарно-материальных ценностях и социально-важных объектах. Если предприятия действуют и вырабатывают продукцию, то имеют прибыль. Сотрудники в свою очередь получают зарплату, а значит, платят налоги. Налоги поступают в городской бюджет. В итоге обеспечиваются социальные программы, которые намечают депутаты. Мы, как можем, помогаем. Так на последнем заседании по инициативе главы города депутаты увеличили сроки аренды земли для малого бизнеса. Это будет способствовать его развитию.
- Вы чувствуете, что сейчас челябинские предприятия начали подниматься с колен?
- Я в этом отношении пессимист. Вижу, что налог, который в большей степени формирует бюджет города – НДФЛ – падает. А ведь он собирается с заработной платы. Получается, что оплата труда до сих пор снижается: в сентябре она меньше, чем была, допустим, в феврале. Значит, ситуация не такая прекрасная, как нам её описывают. Даже если работодатели начинают возвращаться к серым схемам выплат, это нехорошо, и в конце концов скажется на пенсиях и государственных социальных гарантиях населения. Так что слишком оптимистичные прогнозы я бы делать пока не стал.
- На ваш взгляд, какого важного решения ждут челябинцы от депутатов сейчас?
- Горожан всегда волнуют вопросы, которые сказываются на их кошельке. Уже ясно, что рост всех тарифов на услуги, которые сопровождают нашу жизнь, в первую очередь коммунальные, может составить тридцать процентов. Депутаты очень внимательно отслеживают ситуацию, держат все эти вопросы на контроле и насколько смогут, будут тормозить процесс. Попробуют снизить удар, который ожидает нас в начале следующего года. Ещё одна неприятная новость – возможный рост налога для физических лиц. Все эти непопулярные меры мы обсудим на заседаниях Челябинской городской думы в ноябре-декабре. И будем формировать бюджет в тех ограниченных условиях, которые у нас есть.