26 июня 2009, 15:44 Автор: Людмила АРХИПОВА

Николай Гусев: «Рисование карт — дело на всю жизнь»

Николай нашел офис нашей редакции, используя собственноручно нарисованную карту для навигатора. Челябинец по рождению, москвич по месту жительства, он является автором самой точной навигационной карты нашего города и владельцем сайта chelmaps.ru. Николай Гусев приехал в Челябинск всего на пару недель и дал эксклюзивное интервью корреспонденту ИА «Полит74».

Система GPS пришла из США

- Николай, расскажи вкратце, откуда появились навигаторы?

- Эпохальное шествие система GPS начала в подвалах США в 50-х годах прошлого века. Тогда министерство обороны изобрело для военных навигаторы с точностью 1-в-1, а для гражданских лиц погрешность составляла до 30 метров. Но во времена войны в Ираке и Афганистане американцам не хватало военных навигаторов, и эту погрешность сняли. На сегодняшний день, если посмотреть на современные карты нормальных навигаторов, для гражданских лиц до сих пор остается погрешность измерения в 10-15 метров. При этом многое зависит от карты. Если она точно привязана к местности, то погрешность будет минимальной. Если карта некачественная — естественно, расхождения будут существенными.

- Есть ли места, закрытые для навигации?

- Естественно, что в соответствии с законом Российской Федерации есть определенные места, которые запрещено наносить на карту. Это военные, стратегически важные объекты, другие места, о существовании которых государство не хотело бы распространять информацию для всеобщего использования. Хотя подобные места в Челябинской области и сфотографированы из космоса, но качество фотографий очень плохое, особенно при большом увеличении. Зачастую в этих точках карты находятся просто размытые пятнышки ландшафта. И сложно сказать, когда эти места станут открытыми для просмотра всему миру. Все зависит от желания государства. Если брать Челябинскую область, то четко сфотографированы города: сам Челябинск, Магнитогорск, а если идти по дороге М5 в сторону Чебаркуля, то там уже не сфотографированы.

- Какие существуют виды карт?

- Официальные и неофициальные. Первые представляют мировые карты двух компаний — NAVTEQ и Tele Atlas. Они являются основными поставщиками цифровой картографической информации и продают их через навигационные программы конечному пользователю. Существует великое множество навигационных программ, каждая из которых имеет свой формат. В России в основном развиты карты наших производителей и нескольких импортных — Garmin, MioMap, Tom Tom и других. Из отечественных широко известны навигационные программы «Навител», «Автоспутник», City Guide, плюс потихоньку на рынок выползают программы GisRX, «Руса», «ПРОгород». Но не для всех этих программ есть карты городов регионов. Для Garmin и «Навитела» очень хорошо развит охват по стране. Для остальных гораздо меньше. Как говорится, за МКАДом жизни нет для них (улыбается). Приходится многим людям по всей стране рисовать карты самостоятельно. Это и есть неофициальные карты.

- Прокладывать маршруты по трекам?

- Да, с помощью навигационных программ записываются треки, потом они переносятся, и поверх этих треков рисуются новые карты. Плюс используются гугловские снимки, отсканированные бумажные карты и многое другое. Качество самодельных карт зависит от того, кто их рисует. Если человек подходит к делу добросовестно, то карта получается точная, качественная и лучше той, которая распространяется официально. В Челябинской области около четырех лет назад начал заниматься прорисовкой карт человек, которого зовут Анатолий. У него есть сайт gps-chel.ru. Также энтузиасты рисуют Магнитогорск, Миасс, немногие рисуют Снежинск и Озерск, Чебаркуль.

- Готовят для себя или выкладывают в общее пользование? И берут ли такие люди деньги за использование своих карт?

- Есть сайты Магнитогорска, Миасса, других городов Челябинской области, там все выкладывается бесплатно. По нашему законодательству можно использовать эти карты бесплатно только самостоятельно и никому их не давать. Но если ты хочешь продавать эти карты или другим способом распространять, нужны разрешения министерства картографии и ФСБ, а для того, чтобы их получить, необходимо сделать очень много финансовых вложений. А, как правило, все карты рисуются людьми на голом энтузиазме, тратятся деньги на покупку определенного софта для прорисовки карты, время. Большие деньги от одной карты города Челябинска, условно говоря, не заработать. А хорошие деньги можно получить, если как минимум нарисовать область. А один человек с этим не справится.

- То есть у тебя на сайте можно скачать любые карты Челябинска?

- У меня на сайте есть те карты, которые я нарисовал, плюс другие карты Челябинской области для разных навигационных программ. Но есть такое негласное соглашение между моим сайтом и сайтами остальных картостроителей области: я их карты не выкладываю, и они мои, соответственно, тоже. Все мы знаем друг о друге, и труд отдельно взятого картостроителя не должен быть размещен на других ресурсах. Я считаю, что это правильно.

Я спросил у ясеня...

- Расскажи о сути работы навигатора. Как он определяет, где ты находишься?

- На геостационарной орбите Земли находится 31 американский спутник. Эти спутники летают и посылают сигналы на Землю. Как только навигационный приемник ловит минимум три спутника, он показывает информацию о плоскости. Если приемник поймает информацию с четырех и более спутников, он уже выдает данные о высоте над уровнем моря. Сейчас прогресс не стоит на месте, делаются объемные карты, с уровнем высоты, с перепадами высот, то есть на экране можно увидеть горы и ущелья, и маршрут будет проложен с учетом ландшафта местности. Но в Россию эта система только начинает входить. Недавно начали появляться на картах объемные дома, но, по большому счету, это украшательство. Кому-то это надо, кому-то – нет. Если ты едешь на машине, трехмерный дом может и помешать. Все на любителя.

- Для многих пользователей навигаторов трек, проложенный по одной и той же дороге утром и вечером, может существенно разниться. Почему «гуляют» спутники?

- Опять же начнем с того, что для гражданского использования спутников изначально заложена небольшая погрешность, плюс еще другие факторы. Это уровень сигнала, который ловит навигатор, и количество спутников, которые он поймал. Чем меньше уровень сигнала и число спутников, тем больше расхождений. Также спутники могут смещаться. На точность влияет и облачность. При большой облачности часть сигнала теряется. Вообще сигналы от спутников очень слабые, поэтому если вы зайдете в помещение или под железную крышу, то рискуете остаться без данных о своем месторасположении. Даже толстое или металлизированное при тонировке автомобильное стекло может повлиять на качество навигации. К счастью, были придуманы специальные приспособления, усиливающие сигнал, которые размещаются, например, на крыше автомобиля. В лесу сигнал очень хорошо отражается, поэтому идеальное место для навигатора — поле в ясный день. Плюс если учитывать ширину дороги, то треки должны так или иначе быть различными.

- А какие есть виды карт для навигаторов?

- Есть растровые и векторные карты. В первом случае сканируется бумажная карта, на ней ставятся как минимум три точки, которым впоследствии задают настоящие координаты. На ней можно увидеть курсор в том месте, где ты находишься. Векторные хороши тем, что по ним можно прокладывать именно маршрут по дорогам, попросить советовать навигатор, куда повернуть. Я как раз рисую в векторе.

- Что посоветуешь в выборе программ?

- Я посоветую «Гармин». Официальные карты для России порядка 600 мегабайт. Там много регионов. Для скачивания более детальной карты местности нужно сначала определиться, для чего она будет использована. Если ездить по городам, то «Гармин» очень удобен. Сужу по себе: удобный внешний вид карты, легкое управление и отличный функционал. Ничего лишнего, того, что отвлекает от вождения на дороге. Достаточно мельком бросить взгляд на экран, чтобы увидеть, какой маневр тебе надо совершить в дальнейшем. Если же нужны красивые карты с объемными домами, развязками, то можно поставить «Навител». Плюс у него есть отличие - адресный поиск. Только в России и странах СНГ существует система присвоения домам букв и дробных номеров. У «Навитела» плюс в том, что он такие дома найти может. А поскольку «Гармин» — американская программа, то у нее такой функции нет. Дома указаны только целыми номерами. Еще одна особенность карт для «Гармина» — дома нарисованы только для стран бывшего СНГ. Нигде в Европе дома не прорисованы. Там есть только дороги. Поэтому здесь порекомендовать что-либо сложно. Каждый человек сможет выбрать то, что ему удобнее. Естественно, что эти программы используют только векторные карты. А растровые карты использует очень древняя программа Ozi и SmartComGPS (для смартфонов на Symbian).

- А по навигаторам есть существенные различия?

- Есть просто навигатор — коробочка, где изначально заложена функция пространственного ориентирования. Все дополнительные функции, например, просмотр фотографий или видео, для него побочны. Есть программы, которые можно загрузить в КПК или смартфон. Основные из них — «Гармин», «Навител» и другие, которые может поддерживать эта техника. В компьютер можно установить целый ряд программ. К ноутбуку подсоединяется GPS-приемник размером с полпачки сигарет, и навигацию по местности вы сможете увидеть на большом экране. Кому как удобно, большой разницы нет, только в управлении. Я лично использую навигатор в смартфоне. И в каждый из навигаторов можно установить несколько программ. Мне рассказывали много случаев, когда люди, путешествуя по стране, отмечали в одних местах отличное покрытие карты «Навитела», а в других — только «Гармина». Хотя я всегда рекомендую иметь при себе еще и бумажную карту (смеется).

Проект для души, а не для дохода

- Это у тебя увлечение такое — рисовать карту?

- Да, оно возникло полтора года назад, когда появилась электронная программа «Гармин» для смартфонов. Я себе ее установил, решил ради интереса найти карту Челябинска. Она оказалась такой плохонькой, что я решил ее чуток подправить. Приехал в Челябинск, проверил и решил, что лучше ее нарисовать самому, с нуля, потому что там был такой ужас! По факту ты смотришь в навигатор, находясь на дороге, а он тебе показывает, что ты находишься в 100 метрах от твоего настоящего местоположения, да еще и в жилом доме, например. Это не дело. В своей же карте я погрешность допускаю до 10 метров, при этом ширина дороги также порядка 10 метров. Я купил специальный софт для рисования карт и вот уже полтора года рисую Челябинск.

- Нравится?

- Затягивает. Когда я нарисовал один район, второй, третий, выложил на сайт, люди начали скачивать, оставлять отзывы, присылать некоторые треки, ставить точки, писать замечания. Я понял, что людям нужна карта. Не столько даже гостям, сколько самим жителям Челябинска. Еще я понимаю, что нужно доделать все до конца, нельзя бросать. Самое, конечно, тяжелое — частный сектор нарисовать.

- А как ты проверяешь точность карты Челябинска, живя в Москве?

- На моем сайте есть форум, где люди оставляют свои отзывы. Также у меня есть группа так называемых бета-тестеров. У них работа построена так: я рисую дороги в новом районе, а дома пока не трогаю. И выкладываю в раздел для закрытого количества пользователей. Они проверяют дорожный граф: насколько верно прорисованы все дороги, насколько правильно указаны запреты на повороты и так далее. Пока они тестируют свежеотрисованную карту, я ставлю дома. Берутся снимки из Google, Yandex, всех открытых источников. Плюс, конечно, тестеры присылают мне информацию, где дом есть, а где его уже нет. И работают ребята также на энтузиазме. Никто никого не заставляет.

- А твои карты больше нужны автомобилистам или пешеходам?

- Из дорожных знаков у меня есть только информация о лежачих полицейских и наиболее вероятных местонахождениях милицейских засад — камер наблюдения и гаишников. Информация о местах расположения постов ДПС была собрана, например, благодаря форуму Carsclub. Конечно, в основном карта направлена на автомобилистов. Задаешь точку значения, прокладывается маршрут до этого места. Но картой могут пользоваться и пешеходы, и велосипедисты. В офис вашей редакции я пришел ведь пешком по своей карте (смеется).

- Прокладывается кратчайший маршрут?

- Разный, можно самый короткий, можно оптимальный — по наиболее широким улицам с наивысшим приоритетом. Условно говоря, преимущественно по главным дорогам. Естественно, что обычные пешеходы и велосипедисты также могут использовать эту карту для того, чтобы найти конкретный адрес. Поэтому моя карта предназначена и для жителей нашего города, и для гостей.

- Что, кроме адресного поиска, есть еще на карте?

- Есть магазины, театры, аптеки, почты, рестораны, все общественно важные места, которые, на мой взгляд, будет полезны. При этом любой пользователь сайта может добавить свою точку, и если она представляет интерес для жителей Челябинска, то она появится. Стоит только написать координаты и указать адрес и название. Однако бесполезная точка по типу «лавочка в соседнем дворе», которая нужна только для соседнего двора, ставиться не будет.

- Твоя карта похожа на челябинский вариант «ДубльГИСа». Ты не думал о сотрудничестве? И будет ли платным твой проект?

- Отвечу сначала на второй вопрос. Мои карты были и останутся абсолютно бесплатными, коммерциализации не предполагается. Кто желает, тот отблагодарит, но принудительно требовать деньги за использование карты Челябинска я не планирую. Все затраты, которые у меня были, шли только из моего кармана, плюс мне помогали с покупкой софта, например, пользователи моего сайта. При необходимости они периодически оказывают мне финансовую помощь. Небольшую, но достаточную для поддержания сайта или покупки новых программ. Все карты бесплатны, люди должны ими пользоваться и знать своих героев (улыбается).

Что касается «ДубльГИСа», то у них работа направлена на зарабатывание денег. И я не представляю, в какой форме мы можем с ними сотрудничать. Кстати говоря, у них в карте по местонахождению дорог, улиц и домов есть ошибки. Конечно, когда я рисую свою карту, я беру информацию в том числе и из «ДубльГИСа», но прежде, чем нарисовать дом и написать ему адрес, я проверяю все тысячу раз. Были случаи, когда в Челябинске людей просил съездить и посмотреть точный адрес, есть ли этот дом вообще. Бывает, что здание находится в километре от улицы, внутри квартала, и по логике он не должен к ней относиться. Оказалось, что этот дом существует и действительно относится к той улице. Хотя обычно ничего экстраординарного не происходит. Есть небольшие нестыковки, например, на доме указан один адрес, а настоящий на самом деле другой. Есть дома на перекрестках, чаще угловые, которые имеют два адреса. На моей карте этот вопрос решен: человек может найти дом и по первому, и по второму адресу. Были и противоречия в источниках по названию улиц. Здесь я выбираю ту улицу, к которой дом расположен ближе, либо присваиваю тот адрес, который указан в большинстве источников.

- А насколько оперативно отслеживаются и вносятся в карту изменения, происходящие в связи со строительством и сносом челябинских домов?

- По мере поступления информации. На Тополиной аллее, например, многие дома, у которых построено даже пять этажей из десяти, уже нанесены на карту. Если взять, например, перекресток Труда и Свободы, где буквально месяц-полтора назад снесли несколько старых домов, то в последнем обновлении их уже не было. Сразу скажу, что на сегодняшний день карта обновляется не так уж часто. Город я рисую по районам, на каждый из них уходит примерно два-три месяца, поскольку весь процесс идет в свободное от работы время. Прорисовать все дороги и дома, обозначить им адреса, поставить точки интереса — это трудоемкий процесс. Примерно к концу июля город будет дорисован полностью, и карта будет обновляться чаще. Люди едут по городу, замечают то, что не дорисовано на карте, и обращаются напрямую. Есть группа активных пользователей, около 20 человек, регулярно сбрасывающих мне подобную информацию. Это достаточно серьезная команда для Челябинска. Я им очень благодарен, потому что без них, находясь в Москве, мне сложно отслеживать все изменения в Челябинске. Вот сегодня, 26 июня, я специально организовываю для них встречу, чтобы лично познакомиться и пообщаться. Думаю, и им будет интересно со мной познакомиться, потому что из всех пользователей моего сайта я встречался всего лишь с тремя.

За каждый метр и дом я отвечаю только сам

- Какие у тебя дальнейшие планы после отрисовки Челябинска?

- В перспективах же на сегодняшний день закончить весь Челябинск в конце июля - начале августа, мне остался только Ленинский район. Потом взять небольшой перерыв на недельку, а после начать рисовать Копейск. Еще хочу нарисовать трассу М5 до Чебаркуля, привязать эту карту к карте Миасса и к остальным федеральным трассам. Если пользователи будут активно присылать информацию о треках при посещении какого-либо озера, горы, значимого объекта, быстрее будет рисоваться карта Челябинской области. Но по озерам специализируется Анатолий с сайта gps-chel.ru. Он начал рисовать свою карту Челябинской области, потому что он сам турист, рыбак, а нормальных карт нет. Но он, к сожалению, делает свои карты только для одной навигационной программы, я же делаю для четырех. А потом, если появится возможность, выйти на авторов карт из Снежинска и Озерска, договориться с ними и все объединить.

- А есть ли сложности для переноса данных в различные программы?

- Нет, все рисуется в одной программе и в одном формате, потом для каждой навигационной программы компилируется в свой формат и все. Это занимает минимум времени.

- То есть за городами Челябинской области нужно заходить на один сайт, а за озерами и горами — на другой?

- Ситуация такова, что каждый картостроитель никогда в жизни не поделится ни с кем своими исходниками. Потому что это его труд, на который затрачены не одни сутки и не один месяц, и просто так его отдавать? Никто на это не пойдет. К сожалению, а, может быть, и к счастью. Потому что рисуя свою карту, я за каждый метр и каждый дом отвечаю сам, потому что я один рисую. Как только я возьму чужую карту и возьму ее к себе, я уже не смогу на все 100 процентов утверждать, что она верна. И, скорее всего, каждый будет продолжать рисовать свои карты, а я - свои. И я позиционирую свою карту Челябинска как одну из лучших на сегодняшний день для навигационных программ, а, быть может, и как самую лучшую.

- А если у читателей возникнет желание тебе помочь в создании карты, куда можно обращаться?

- Прямо на мой сайт, там есть и форум, где можно бесплатно зарегистрироваться, оставить свой отзыв и поставить какие-то точки интереса, которых нет на моей карте. Можно через обратную связь обратиться ко мне лично. Любые замечания приветствуются, любая дополнительная информация очень нужна. Мои карты скачали несколько тысяч человек, разбросанных по всему миру. А в день мой сайт посещают около 400 человек. Вообще в России есть ресурс, объединяющий всех картостроителей. Там общаются люди из Молдовы, Казахстана, Украины, Белоруссии, многих городов России, делятся опытом. Что сделать, как оптимизировать, найти выход из сложной ситуации. Очень контактные люди, я лично общаюсь с картостроителем из Молдовы. Причем статусы этих людей абсолютно разные. Это и студенты, и бизнесмены, весьма отзывчивые люди. Я считаю, что это хорошо и правильно, потому что самая лучшая и точная карта — сделанная руками человека, который там живет. Он знает все нюансы местности и в первую очередь делает карту для себя, от души. И только потом она выкладывается для всех.

- Нет желания после окончания работы над картой Челябинска и всей области начать рисовать другие области?

- Южный Урал настолько большой, что это дело на всю жизнь. Постоянно везде что-то изменяется — строится, рушится, и отслеживать нужно регулярно. И я думаю, что один человек всю страну все равно не нарисует...


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: polit74@inbox.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск