20 ноября 2006, Автор: Подготовила Ирина БЕРЕЖНАЯ

ВУЗ из светлого будущего

ВУЗ из светлого будущего

Микс из государственных возможностей и преимуществ частной организации – таким видится оптимальный вариант высшего учебного заведения Василию ЖУКОВУ, академику РАН, ректору Российского государственного социального университета (РГСУ). За час он-лайн конференции, организованной проектом «Медиакратия», Василий Иванович высказал свой взгляд на проблему утечки преподавательских кадров из ВУЗов, сотрудничество бизнеса и образования, коммерциализации обучения и многие другие вопросы.

Ответственность – на министерства

- Василий Иванович, последнее время все чаще звучит мнение о перенасыщении на рынке труда выпускников-гуманитариев и дефиците «технарей». Причин на то масса, начиная от маленькой оплаты труда по специальности. Кроме того, по некоторым прогнозам, уже в 2007 году систему образования ждет серьезная «перетряска», реформирование в части резкого уменьшения гуманитарных специальностей. Так ли это?

- Наибольшее перепроизводство в настоящее время наблюдается по специальностям юриспруденция, финансы и кредит. Парадокс заключается в том, что людей с дипломами юристов и экономистов в стране много, а специалистов, соответствующих новым требованиям по этим специальностям, по-прежнему, мало. С начала 90-х годов в стране появилось большое количество негосударственных ВУЗов. Одновременно с этим из года в год стал увеличиваться набор в государственные учреждения, но процесс происходил без учета реальных потребностей рынка. Позиции в области качественной подготовки специалистов по одним специальностям были утрачены, по другим, наоборот, произошло перенасыщение. Фактически высшие учебные заведения стали центрами занятости молодежи, то есть стали выполнять не свойственные им функции. Ответственность за это должны принять на себя два министерства: Минэкономразвития и Минтруда России. Сейчас потребности рынка постепенно начинают изучать, появляются признаки формирования государственной политики в области подготовки специалистов. Системы подготовки кадров рационализуются, со временем это приведет к балансу между потребностями и количеством подготовленных специалистов.

- Экономике, очевидно, не хватает специалистов со средним специальным образованием, квалифицированных рабочих. Переименовать часть избыточного числа российских ВУЗов в техникумы – выход?

- Действительно, рынок труда сейчас разбалансирован. На 10 тысяч россиян насчитываются более 370 студентов ВУЗов, и только 120 учащихся ПТУ и 160 учащихся техникумов. Но мне хотелось бы обратить внимание и на сложность демографической ситуации. В 1987 году родилось 2,5 миллиона человек, 56 процентов из них стали студентами ВУЗов. В прошлом году родилось 1,5 миллиона человек. Сколько из них станут студентами вузов через 17 лет? Каковы будут потребности государства в специалистах другого уровня? Сколько в связи с этим нужно вузов, техникумов, колледжей, училищ? Сложно ответить на эти вопросы.

Гонка за качеством

- В России всегда был, есть и, судя по всему, будет институт частного образования, в том числе высшего. Если сравнить его по качеству получаемых знаний с государственным, на ваш взгляд, где учат лучше? Можно ли спрогнозировать изменение пропорции частных и государственных ВУЗов?

- В настоящее время в России существует 620 государственных вузов и более трех тысяч частных. Проблемы есть и там, и там. С точки зрения качества образования, в частном секторе проблем гораздо больше. Среди негосударственных вузов к числу центров качественного образования можно отнести не больше 30 – 35 учреждений. Тем опытом и авторитетом, которые в начале XX столетия имели, например, Народный университет имени Шанявского или Институт Бехтерева, современные частные вузы, за исключением нескольких, не обладают. Впрочем, в ближайшее время количество ВУЗов в стране будет сокращаться, этот процесс затронет учреждения всех типов. В ближайшие 5 - 6 лет через определенные формы взаимодействия может появиться ВУЗ, где удачно сочетаются возможности государственного и преимущества негосударственного учреждения.

- Каким должно быть оптимальное соотношение бюджетных и коммерческих мест в государственных ВУЗах России?

- Если бы решение зависело от меня, то студентов, обучающихся на контрактной основе, в нашем государстве не было бы. Возможно оплачивать дополнительные услуги, особые условия проживания. Но я с огорчением наблюдаю за тем, как уменьшается количество бюджетных мест и растет коммерциализация высшей школы. Примером, к сожалению, может служить и наш университет, РГСУ. В 1984 году на бюджетной основе у нас учились 82 тысячи студентов из 100 тысяч, сейчас – 70 процентов от общего числа. В других ВУЗах соотношение бюджетников и контрактников 40 процентов на 60 процентов. Что касается одаренных детей, имеющих право обучаться бесплатно, то существующая система, в том числе, опирающаяся на ЕГЭ, такую возможность открывает далеко не всегда. Впрочем, с приходом новых технологий, в том числе интернет-образования, возможности отбора одаренных абитуриентов расширяются. Но адекватные этому финансовые возможности открываются не всегда.

Бизнес и образование: баш на баш

- Сейчас много говорится о необходимости привлекать бизнес в высшую школу, отдавая ему возможность влиять на учебные программы, вводя туда необходимые для конкретного предприятия предметы. Конечно, в обмен на финансирование. На ваш взгляд, нет ли при таком варианте опасности, что вузы будут выпускать специалистов, пригодных для работы лишь в конкретных условиях, обусловленных определенными заказами?

- Я полагаю, что это предложение в другое время и на другом языке повторяет то, что всегда было в отечественной системе образования. Промышленник Демидов поручал подготовку специалистов только своему колледжу. Также крупнейшие промышленные предприятия Советского Союза имели свои политехнические училища, техникумы и ВУЗы.

Отечественный бизнес только начинает осознавать необходимость специализированной подготовки менеджеров всех уровней для своих корпораций. Формы такого взаимодействия отвечают взаимным интересам бизнеса и образования. Первый опыт такого взаимодействия (ЮКОС - РГГУ) оказался неудачным, а другие примеры пока не превратились в явления. Опасаться такого взаимодействия не следует, но и чрезмерного оптимизма в ближайшие 1,5 - 2 года проявлять не стоит. Пока бизнес проявляет большее внимание не к научным и образовательным программам вузов, а к их материально-технической базе, в этом и кроется опасность.

- Должно ли государство жестче контролировать коммерческие ВУЗы, нежели бюджетные учреждения? Или же для всех участников образовательного процесса условия должны быть равными?

- С точки зрения существующего контроля, то он одинаков для всех вузов. Государственное регулирование сейчас является оптимальным. Что же касается работодателя, то у него свой контроль: желающих принимать на работу выпускников негосударственных ВУЗов невелико, а по ряду специальностей нет вообще. Это и есть самый действенный контроль.

Победы обеспечит учитель

- В области высшего образования не раз поднималась проблема отрешенности академических знаний, которые дают студентам, от практики, которая понадобится им при трудоустройстве по специальности. Насколько эта тема актуальна сегодня?

- Это то противоречие, разрешение которого обеспечивает прогресс в области подготовки специалиста. Существующие сейчас формы производственной практики студентов хорошо известны, но уже недостаточны. Приведу пример: студенты РГСУ проходят практику и в крупных корпорациях, и в Совете Федерации ФС РФ, и в Государственной Думе ФС РФ. Кроме того, подготовка специалистов для работы с пожилыми людьми опирается на Университетский Центр социальной геронтологии, специалистов в области социальной педагогики - на Всероссийский центр социальной реабилитации детей с диагнозом ДЦП. По ряду специальностей ВУЗы нуждаются в том, чтобы иметь собственную инфраструктуру для практического освоения специальности. Это больницы и поликлиники как составная часть медицинских и вузов, собственные агрофирмы у Сельхозакадемии. Имидж ВУЗа в значительной степени зависит от того, где проходят практику его студенты, и где в дальнейшем работают его выпускники.

- В некоторых российских ВУЗах наметилась нехорошая тенденция: в аспирантуру поступают худшие студенты, те, кто не смог устроиться на лучшую работу. А затем именно они, с наименьшим багажом знаний и способностей, встают за кафедру и преподают. Естественно, это не лучшим образом отражается на качестве подготовки молодых специалистов…

- Проблема поистине судьбоносная. И хотя в настоящее время кое-что делается для возрождения авторитета ученого и учителя, ситуация в целом остается тревожной. Наша страна становится беднее и бесперспективнее, когда столичный учитель уходит дворником в банк, когда в поисках высокого заработка ВУЗ покидает профессор и находит для себя высокооплачиваемую работу, не требующую его квалификации. Хотелось бы, чтобы государственная политика приобрела большую дальновидность и ответственность. Произойдет это тогда, когда государственные мужи России, так сказать, услышат Бисмарка: железный канцлер, объединивший Германию, на вопрос, кто победил в войне, отвечал: «Прусский учитель». Все победы обеспечивает учитель, и на поражение страну обрекает тоже он.

- Что необходимо привнести или изменить в системе высшей школы, чтобы наши ВУЗы были привлекательны для иностранцев?

- Привлекательной должна быть, в первую очередь, страна, степень безопасности ее населения, способность власти защитить и своих граждан, и иностранцев. Высшая школа России сохранила привлекательность для многих стран. Но создать привлекательные условия проживания вместо самого государства она не может. Многое, конечно, зависит от ВУЗов, но еще больше – от страны. И пока восстановить количество иностранцев, обучающихся в нашей стране, скажем, к уровню 1990 года, не удается. Нужно, чтобы появилась Сильная, Солидарная, Справедливая Россия - это и будет СССР, удобная для россиян и привлекательная для иностранцев страна.

Cannot find 'cross_link' template with page ''