Челябинск даст фору всем
Сегодня Челябинск – красивый и современный город. Но архитекторы обещают, что будущее города засверкает еще более яркими красками. Каким станет Челябинск лет через 50? Где появятся первые небоскребы? Какие сюрпризы ждут жителей окраин? Когда снесут хрущевки? Почему Шагол станет престижным районом и чем будут гордиться наши потомки? На эти и многие другие вопросы «Полит74» ответил начальник управления архитектуры Челябинска Александр Угрюмов.
Роза ветров
- Александр Николаевич, генплан Челябинска предполагает развитие города в первую очередь в северо-западном направлении. Почему именно «северок»?
- Исторически так сложилось, что в начале ХХ века Челябинск развивался по преимуществу в районе ЧТЗ. В середине прошлого столетия активная застройка велась в Металлургическом и Ленинском районах, где с началом Великой Отечественной войны заработали многочисленные промышленные предприятия. А северо-запад остался без градообразующих предприятий, поэтому и не пользовался особой популярностью. Сегодня приоритеты изменились. Благодаря отсутствию промышленного производства и благоприятной розе ветров северо-западное направление оказалось самым выгодным для проживания с точки зрения экологии. Поэтому туда и будет развиваться в ближайшие годы Челябинск. Хотя есть еще не освоенные территории и в других районах. Например, хутор Миасский, Шагол. Эта часть города насыщена объектами коммунально-складского назначения, но, с нашей точки зрения, неэффективно застроена жильем. Там вполне можно развернуть малоэтажное строительство.
- Получается, что в Ленинском, Тракторозаводском, Советском и других районах города ресурсы для строительства исчерпаны?
- Земли под строительство там можно найти, но сложность заключается в обеспечении новостроек коммуникациями – электроэнергией, теплом, водой. В старых районах есть вся необходимая инженерная инфраструктура, но она нуждается в кардинальной реконструкции и усилении. Без модернизации строить там нельзя. Сегодня запланирована реконструкция коммунальных сетей Металлургического района, энергетики собираются строить подстанции в Центральном и Ленинском районах. Но основные силы в последние годы были брошены исключительно на северо-западное направление. Именно там по преимуществу велось строительство новой транспортной и инженерной инфраструктуры.
- Город в последнее время стремительно меняет свой облик. Какой вам представляется его архитектура в ближайшем будущем?
- Я вижу оригинальные, нетиповые строения. И те проекты, которые нам представляют молодые архитекторы, внушают оптимизм. Хотя мы терпимо относимся и к типовым панельным домам в каких-то кварталах. Это связано с необходимостью строить как можно больше, чтобы остановить растущие цены. Но на новых площадках, на значимых территориях, настаиваем, а иногда и требуем, чтобы использовались новые методы строительства и современные архитектурные решения. Не стану скрывать: сегодняшняя градостроительная политика все-таки больше исходит из экономических интересов инвесторов. Радует, что инвесторы нас понимают. Тем более практика показывает, что индивидуальные и типовые проекты, новые и традиционные строительные материалы в цене нивелируются. Так что у меня не вызывает сомнения, что у Челябинска еще будет много визитных карточек и в плане архитектуры.
Каркас против панели
- Если говорить о технологиях, что придет на смену такому привычному для нашего глаза панельному домостроению?
- Уверен, будущее за каркасным и монолитно-каркасным домостроением. Оно успешно применяется во всем мире уже десятки лет. И давно стало преобладающим в некоторых регионах России. Каркас позволяет свободно планировать внутренние помещения и никак при этом не ужимать экстерьер здания. Из каркаса можно творить все что угодно: любые индивидуальные проекты. И по долговечности, и по надежности каркасные здания однозначно выигрывают у панельных. Так что совсем скоро панельное домостроение уйдет в прошлое.
- Не будут ли затратными для строителей все эти архитектурные изыски и не отразятся ли они на стоимости квадратного метра? Ведь одна из первостепенных задач – обеспечить людей дешевым жильем.
- Смотря, какие изыски. Если дом каркасный, это не значит, что его строительство обходится дороже панельного. Мы прилагаем большие усилия к тому, чтобы предложение жилья на рынке в идеале намного опережало спрос на него. Но в погоне за количеством нельзя забывать и о качестве. Все согласны, что цены на жилье высокие. Но недвижимость во всем мире недешевая. И если люди платят большие деньги за жилье, они вправе выбирать. Кто станет спорить, что приятнее жить в квартире индивидуальной планировки в кирпичном или каркасном доме? Эти дома более пригодны не только для жилья, но и для размещения офисов. Меня радует, что у челябинцев появляется выбор и что мы, наконец, начинаем использовать передовые технологии.
Карту перекрашивать не будем
- Несколько лет назад в Челябинске появились первые высотки. И многие уже делают ставки, кто построит выше. Интересно, когда все-таки в нашем городе появятся настоящие небоскребы?
- Сложно сказать. Если бы спрашивали только нас, то никаких ограничений по этажности мы и сегодня не ставим. Все зависит от пожарных. Пока они единственные, кто не позволяет строить небоскребы. Есть еще конструктивные факторы, которые влияют на стоимость квадратного метра. Бывают ситуации, когда, добавив всего один этаж, нужно делать уже два лифта и две лестничные клетки. А стоимость строительства сразу подпрыгивает. Это экономика. Сейчас самое высокое здание в Челябинске – офисный центр на Кировке высотой в 22 этажа. Но в проектах есть здания высотой в 24, 26, 28 этажей и даже просчитываются варианты строительства 36-этажного здания.
- А насколько перспективно для Челябинска развитие малоэтажного строительства?
- Спрос на малоэтажное жилье есть, но далеко не все готовы платить за участок земли площадью 10-12 соток даже стартовую стоимость в 500-600 тысяч рублей, чтобы потом выстроить там коттедж. Хотя мое субъективное мнение: миллионный мегаполис – не место для малоэтажной застройки. Тем не менее, в генплане Челябинска предусмотрен ряд участков, где можно строить такие дома. Это районы ближе к периферии и городские поселки. Там уже сегодня вместо старых домов появляются добротные коттеджи. Есть люди, которые способны купить два-три рядом стоящих домика и на этом месте выстроить большую виллу. Пожалуйста – стройтесь, мы не препятствуем этому. Но перекрашивать карту из-за того, что теперь у некоторых горожан появилась возможность строить свои дома, мы не планируем. В конце концов, построить уютный дом можно и в пригороде. Все мегаполисы мира обрастают городами-спутниками – и это вполне естественное явление, которое ждет и Челябинск.
- Александр Николаевич, давайте поговорим о так называемых объектах соцкультбыта. Раньше все было сосредоточено в центре города, сейчас центры смещаются?
- На самом деле общественно-деловые комплексы и объекты социального назначения и раньше планировались не только в центре города. Просто руки до городских окраин не доходили. Посмотрите на тот же северо-запад, где среди довольно плотной застройки есть пустые поляны. Например, на улицах Чичерина и Молодогвардейцев. Еще наши предшественники проектировали там общественно-деловые зоны и парки, но по разным причинам эти территории не были застроены. Сейчас все считают: выгодно или невыгодно. К примеру, пока никто не хочет вкладывать деньги в строительство поликлиник, под которые у нас выделены места в разных районах города. А вот желающих построить там жилье или ресторан с магазином – пруд пруди. Но то, что сегодня во многих районах города наконец-то начали появляться свои центры притяжения, можно назвать, если хотите, политикой устранения штампов. Спальный район, промышленный район, отсталый район или кирсарай – эти понятия должны исчезнуть из нашей жизни.
О штампах и потерях
- Что еще ждет жителей спальных районов, коль мы решили избавляться от штампов?
- На мой взгляд, очень интересный объект должен появиться в ближайшие годы вблизи Лыжной базы в Курчатовском районе – это современный европейский парк аттракционов. Совсем скоро начнется строительство нового ледового дворца на улице Салавата Юлаева. Пока эти объекты планируются на окраине города, но, думаю, лет через 5-10 это будет уже далеко не периферия. В Ленинском районе появится аквапарк, сейчас идет его проектирование. В Тракторозаводском районе на заброшенном стадионе ЧТЗ планируется возвести огромный спортивно-развлекательный комплекс, где каждый член семьи сможет найти себе занятие.
- Металлургический и Советский районы как-то остались в стороне…
- Район ЧМЗ традиционно стоял особняком. И в принципе, он действительно заслуживает статуса отдельно стоящего города. Там есть вся необходимая инфраструктура – парки, скверы, бассейн, католический костел, протестантская церковь, а скоро завершится строительство и нового православного храма. В планах масштабная реконструкция парка имени Тищенко. В Советском районе сосредоточено довольно много торговых объектов и объектов автомобильного сервиса. Достопримечательность района – конно-спортивный клуб. Есть также ряд проектов спортивных сооружений. В том числе рассматривается вопрос реанимации спортивного комплекса на базе пустующего сегодня стадиона завода АМЗ.
- Глава Челябинска недавно говорил о том, что многие спортивные комплексы и стадионы были приватизированы, и сейчас у города практически ничего не осталось?
- Если бы только стадионы ушли в частные руки, еще полбеды. Сегодня мы сталкиваемся с результатами приватизации практически на каждом шагу. Мы потеряли почти 200 детских садиков, в которых сейчас располагаются офисы и различные федеральные службы. Потеряли школьные здания. Какие-то навсегда, какие-то, возможно, еще удастся вернуть. Дошло до абсурда. Пожарные депо – и те в частных руках оказались, тогда как по закону они не подлежат приватизации. Видимо, продать было выгоднее, чем вкладывать в реконструкцию депо деньги. Словом, очень много объектов, которые были ориентированы на социум, благодаря программе прагматической приватизации теперь бездействуют.
Центры притяжения
- Интересно, желающих строить новые торговые комплексы в городе еще много?
- Пруд пруди. Причем строить хотят и большие торговые комплексы, и встроенные магазинчики, и ларьки. Вы даже не представляете, сколько у меня заявок на открытие ларьков. Если бы их все удовлетворить, то я вас уверяю, все проспекты Челябинска были бы уставлены сплошными трейлерами и палатками в несколько рядов. Поэтому приходится отказывать и объяснять, почему нельзя торговать на проспекте Ленина. Неприятная эта функция регулирования, скажу вам, но, тем не менее, приходится ее выполнять. К слову, у нас еще лет пять назад нормативы по количеству торговых площадей на квадратный метр городской территории были значительно превышены.
- Что-то кроме торговых площадей еще интересует инвесторов?
- Есть проекты по расширению промышленных предприятий. Это меня лично очень радует. Если говорить о тенденциях, то инвесторы заметно начали проявлять интерес к строительству дошкольных учреждений, частных начальных школ и медицинских центров. У нас даже есть проекты специализированных медицинских клиник. И если раньше в основном строились стоматологии, то теперь активизировались офтальмологи и ортопеды. Есть интересные и, на мой взгляд, очень перспективные и важные проекты мегакомплексов, где вся семья сможет найти себе занятия. Домохозяйка – купить продукты, дети – поиграть в игры или боулинг, старшее поколение – посмотреть кино, отец – заняться машиной в автосервисе. Подобные проекты мы с удовольствием рассматриваем, согласовываем и ищем для них место.
- Я так понимаю, что если такие комплексы появятся, то располагаться они будут не в центре города, где и так уже дом на доме стоит?
- В центре таких объектов действительно пока не будет. Но в разных районах города есть возможность разместить такие комплексы и сделать их центрами притяжения. Приведу в пример американский опыт. Там давно уже никто не стремится жить в центре города. Престижно иметь виллу на окраине или за городом. У нас же Центральный район по-прежнему пользуется популярностью. И цены на недвижимость здесь довольно высокие, хотя до московской заоблачной планки мы, слава Богу, еще не дошли. Думаю, когда соотношение спроса и цены на недвижимость в городе станет более привлекательным для инвесторов, тогда старые строения в центре начнут скупаться и сноситься. А на их месте возникать новые современные комплексы – деловые, развлекательные, жилые. Сейчас же, надо признать, центр Челябинска используется неэффективно.
- На западе давно существует практика содержания доходных домов. Есть ли подобные проекты в Челябинске?
- Да, есть инвесторы, которые хотят заняться строительством доходных домов, понимая при этом, что окупаться такой бизнес будет довольно долго. Проблема только в одном: в нормативно-правовой базе Российской Федерации нет такого понятия «доходный дом». Хотя все понимают, чем он отличается от того же общежития или гостиницы. Доходные дома были в России до революции. В Питере почти весь центр – это бывшие доходные дома. Если законодательство изменится, думаю, этот бизнес будет возрождаться.
Из сферы логистики и статистики
- В прошлом году, помнится, отказались от строительства развязки на улице Черкасской. Сегодня этот объект опять на слуху. В связи с чем?
- Мы вернулись к проекту в несколько ином, более упрощенном виде в связи с идеей строительства там нового Северного автовокзала с небольшим гостиничным комплексом и рядом других вспомогательных объектов. Прежний проект многоуровневой развязки был спланирован под нужды торгового комплекса КС, а тратить бюджетные деньги на частный бизнес – это, по меньшей мере, неправильно. Что касается строительства нового автовокзала, то он не заменит существующий Северный автовокзал, а снимет с него часть нагрузки. Условно говоря, автовокзал на Каслинской будет обслуживать курганское направление. А новый – на Черкасской – возьмет на себя транспортную нагрузку свердловского направления.
- Выходит, новая транспортная развязка теперь будет строиться под нужды автовокзала?
- Нет, не только. Эта идея интересна еще и в плане развития логистики. В тех же краях мы планируем организовать целый транспортный терминал или логистический склад. Тяжелые грузовики с северного и других направлений через автодорогу Меридиан будут приезжать сюда, разгружать промышленные и продовольственные товары. А ночью газели – развозить их по магазинам, аптекам, ресторанам и прочим заведениям, не создавая дополнительных нагрузок в центре города.
- Кстати, о нагрузках, но не транспортных, а человеческих. Очень много людей из области и других регионов стремятся жить в Челябинске. Не ждет ли нас серьезное уплотнение в ближайшем будущем?
- Когда меня спрашивают об этом, я всегда привожу в пример Петербург, который по площади немногим более Челябинска. Но населения в северной столице в пять раз больше. К тому же прогнозы разных специалистов убеждают в том, что население Челябинска даже в два раза не увеличится к 2020 году. Так что переуплотнение нам не грозит – это совершенно точно.
- Александр Николаевич, как вы сами представляете город лет через 20?
- Трудно предсказать. Скорее всего, местами он будет высотным – и даже очень высотным. Но лет через 50 небоскребы, наверное, будут уже во всех районах, и особенно много в центральной части. Ближе к окраинам расположатся разноэтажные уютные дома. Появятся и многоуровневые развязки – все-таки мы придем к этому, но лет через 20 и далеко не на всей территории города. А вот через полвека, думаю, наш мегаполис будет очень интересен для архитекторов любого направления. Челябинск вообще имеет очень удачное геополитическое расположение. Мы чуть-чуть не успели с реконструкцией аэропорта. В Екатеринбурге и в Ташкенте сдали два международных аэропорта, поэтому основной поток сейчас идет через них. Но я думаю, когда в нашей авиакомпании наладятся дела и челябинский аэропорт реконструируют, столица Южного Урала даст фору многим.
Cannot find 'cross_link' template with page ''