15 мая 2009, Автор: Ольга ТИТОВА

Александр Вербицкий: «Тепловые ресурсы — это не пиво, продавать их без ограничений невозможно».

Александр Вербицкий: «Тепловые ресурсы — это не пиво, продавать их без ограничений невозможно».

Челябинск должен стать экспериментальной площадкой для всей России по внедрению технологий энергосбережения — такую задачу поставил перед городом мэр Михаил Юревич. Столице Южного Урала это по силам, уверен эксперт ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Александр Вербицкий. Александр Саулович был приглашен в наш город для участия в конференции «Правовые, экономические и технические аспекты создания системы индивидуального учета коммунальных услуг в Челябинске».

- Энергосбережение — цель, которую пытались достичь в России еще при советской власти. Но тогда ничего не вышло, несмотря на то, что весь мир демонстрировал удивительные достижения в этой области. Лишь периодически случавшиеся экономические кризисы способствовали снижению потребления энергии в нашей стране. Один из первых указов президента Дмитрия Медведева, принятых в прошлом году, имел отношение к повышению энергетической эффективности в стране, - рассказал Александр Саулович. - На федеральном уровне поняли, что без организации измерения коммунальных ресурсов никакое энергосбережение невозможно.

- Подготовлена ли для этого законодательная база?

- Есть несколько законов, которые стимулируют проведение энергосберегающих мероприятий. В частности, федеральный закон №215, принятый в 2008 году, говорит о том, что деньги для регионов на проведение капитальных ремонтов жилого фонда будут выделяться при условии разработки неких адресных программ, предусматривающих развитие системы измерения энергоресурсов.

Этого требует и концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, которая указывает конкретные сроки: к 2012 году в России должно быть обеспечено измерение потребления всех коммунальных ресурсов.

В принципе, в 1995 году был принят закон об энергосбережении, по которому с 2000 года весь объем производимых, транспортируемых и продаваемых энергоресурсов в России должен был подлежать обязательному измерению. Однако в нем не были прописаны механизмы реализации такого постановления. Кроме того, текст документа не предусматривал санкций в случае нарушения закона. А раз наказание не грозит, то и закон можно не выполнять, что мы прекрасно наблюдаем.

- Какие недостатки вы видите в последних документах, затрагивающих тему энергосбережения?

- В той же концепции социально-экономического развития страны говорится, что в России должен быть создан рынок операторов коммерческого учета. Запись замечательная, потому что никто толком не знает, что такое коммерческий учет. Ни в одном законодательстве нет определения этого понятия. Никто не знает, чем должны заниматься операторы, кто они такие, как их зовут, что это за фирмы. Но тем не менее это должно быть сделано.

На сегодня законодательство построено так, что интересы поставщиков и потребителей (потребителем коммунальных ресурсов в соответствии с федеральным законом №210 являются не граждане, а организации, управляющие эксплуатацией жилищного фонда) не согласованы. Поставщикам выгодно продавать как можно больше, и даже господин Чубайс, придя к управлению в РАО «ЕЭС России», ориентировал всех специалистов компании на высокие продажи, что на самом деле принципиально не верно, поскольку энергетические ресурсы — это не пиво, продавать их без всяких ограничений невозможно. Просто-напросто ресурсы истощаются. В то же время потребители, управляющие организации и население заинтересованы в том, чтобы платить меньше.

- Как, на ваш взгляд, можно достичь консенсуса?

- Согласовать интересы поставщиков и потребителей можно с помощью договоров, при непосредственном участии публичной власти, поскольку роль ее велика. Власть должна регулировать условия договоров. К сожалению, когда разрабатывался Жилищный кодекс, не удалось добиться того, чтобы договоры управления были отнесены к категории публичных, все существенные условия которых устанавливает правительство России.

Для договоров энергоснабжения, в принципе, Гражданский кодекс это предусматривает, однако правительство воспользовалось своим правом и подготовило такие условия всего один раз. Такой договор (он утвержден 530-м постановлением правительства России) существует, хотя и имеет принципиальные различия с Гражданским кодексом, потому что в нем не установлена ответственность поставщика за качество ресурсов.

Гражданский кодекс, напротив, предусматривает жесткую норму: если абонент по договору энергоснабжения не получил ресурс того качества, которое прописано в договоре, то он имеет право отказаться от оплаты. Таким образом, потребители при поддержке публичной власти могут требовать включения данного условия в договоры. Проблема качества известна всем. К сожалению, не во всех договорах, заключенных между поставщиком ресурсов и потребителями, оговариваются правила снижения оплаты при нарушении качества услуг.

- Вернемся к операторам коммерческого учета. Мало установить счетчики тепла во всех квартирах и домах. Кто-то должен их обслуживать в дальнейшем. Кто, на ваш взгляд, мог бы взять на себя эту заботу?

- Отдельные специализированные организации достаточно просто создать на базе тех структур, которые уже есть в городах и регионах. Одна из таких структур появилась в результате реформы РАО «ЕЭС России» - это генерирующие поставщики, которые в настоящее время занимаются только вопросами сбыта электрической энергии, в том числе населению. Но они могут расширять спектр своих услуг, участвуя в организации коммерческого учета. Можно отделить коммерческий учет как подготовку документов для оплаты коммунальных услуг от процесса измерения, то есть метрологических операций. И тогда часть проблемы можно решить с помощью расчетных центров, которые тоже уже существуют.

Сложность есть в организации коммунальных комплексов в электроснабжающих компаниях. Однако и у них имеются службы измерения, которые можно перевести в специализированные. В некоторых регионах действует Энергосервисная компания, очень полезная структура, хотя она слабо развита в нашей стране. Все они могут участвовать в этом процессе. Самое главное, чтобы в итоге появился отдельно оплачиваемый конкурентный вид услуг, который не включается в стоимость содержания жилья.

- А кто будет определять стоимость таких услуг?

- Коммерческий учет потребляемых ресурсов — конкурентный вид услуг. Стоимость их не должна регулироваться государством. Соответственно, должны проводиться конкурсы по отбору исполнителей. Исполнитель должен нести ответственность за качество и полноту исполнения услуг. Может ли исполнитель услуг включать сумму страхования, качества своих услуг, своей ответственности перед третьими лицами в стоимость услуг? На наш взгляд, конечно, может.

Оплата этих услуг производится всегда конечным пользователем. Как от населения деньги пройдут к исполнителю — это отдельный вопрос. Но это отдельная услуга с отдельной ценой, определяемой на конкурсах. Смысл ее — измерение результатов потребления энергии. Этим занимаются специалисты, которые за свой счет либо за счет привлеченных кредитов закупают оборудование, устанавливают его, владеют им и несут ответственность за качество.

- Александр Саулович, каковы шансы Челябинска в воплощении идеи по массовому внедрению энергосберегающих технологий?

- Для успешной реализации задуманного существуют два необходимых условия: инициатива публичной власти и ее доброжелательное отношение и готовность сотрудничать с поставщиками ресурсов. Оба они в Челябинске, в отличие от многих других городов, выполняются. Так что Челябинск вполне может стать одним из первых российских городов, где будет создана идеальная среда для развития теплоснабжения города, учитывающая интересы всех сторон: как поставщиков, так и потребителей.

То, что делается в Челябинске, очень важно. Мой совет: не дожидаясь полной разработки концепции, оформления всей системы в целом, находить возможность для воплощения отдельных ее элементов. В частности, речь идет о замечательной разработке, связанной с ограничением мощности электричества (правила предоставления коммунальных услуг, постановление 307, позволяют это делать). Это уже практически готовое изделие, которое управляющие компании могут использовать для эффективной борьбы с должниками.

Cannot find 'cross_link' template with page ''