27 марта 2009, 13:17 Автор: Ольга ТИТОВА

Мифы российского дизайна

«По международным меркам современный российский дизайн таковым не является», - констатировал президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров. Будущие дизайнеры, студенты челябинских вузов, безропотно внимали ему. Сомневаться в словах гостя не было основания: профессор, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор искусствоведения, он о дизайне знает все — от и до.

Юрий Владимирович был приглашен в Челябинск возглавить жюри фестиваля искусств «URAL ART WEEK — 2009», который проходит в эти дни в нашем городе. Выставка работ начинающих и состоявшихся дизайнеров и художников разместилась в Выставочном зале Союза художников России. Выставка привлекла около трехсот участников. Как рассказала первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Татьяна Калугина, самому молодому из них всего 4 года.

Организаторы фестиваля заявили, что основная цель «URAL ART WEEK — 2009» — популяризация художественных, дизайнерских школ и творческих коллективов Уральского региона. В то же время Юрий Назаров отметил, что больше всего на выставке именно живописных полотен, дизайнеры оказались в меньшинстве, зато уровень представленных работ достаточно высокий, благо, рядом Екатеринбург, чья дизайнерская школа считается одной из лучших в России.

Говоря о школах российского дизайна, в первую очередь необходимо упомянуть такие учебные заведения, как Московский государственный художественно-промышленный университет имени С. Строганова, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия («Мухинка») и Уральская архитектурно-художественная академия (Екатеринбург). Именно с них все и начиналось.

Впрочем, подчеркнул Юрий Назаров, как это ни парадоксально, самые известные дизайнеры, как правило, не имеют дизайнерского образования вообще или получали его уже после того, как заявили о себе. Например, кутюрье Вячеслав Зайцев начинал свой путь, имея дипломы всего-навсего Ивановского химико-технологического техникума и Московского текстильного института. Поступив на работу на швейную фабрику Моссовнархоза, он стал шить необычные ватники, а потом сам же их продавал.

- Это самый правильный подход. Пока человек не продаст хотя бы одну вещь, сделанную своими руками, он не может считать себя дизайнером. Мы все находимся во власти мифа, будто бы дизайнеры — деятели искусства, творят что-то нетленное. На самом деле дизайн — род творческой деятельности, напрямую связанной с созданием продукта. В настоящее время в России 130 вузов, готовящих дизайнеров, и большинство из них обучают студентов создавать именно произведения искусства, забывая о том, что молодежь нужно подготовить к общению с клиентом. Учебные программы перенасыщены гуманитарными и техническими дисциплинами, а в итоге выпускники просто теряются в этом объеме информации и уходят работать в другие области, - считает Юрий Назаров.

Что касается иностранных вузов, Юрий Владимирович советует молодым десять раз подумать, прежде чем выбирать этот путь. Образование за границей очень дорогое, оно подходит лишь тем, кто желает в будущем уехать из России, потому что это возможность начать искать там работу. Но не факт, что, даже живя за границей, вы окупите его.

- В свое время великий американский дизайнер и архитектор Джордж Нельсон сказал, что тот дизайн хорош, который заставляет звенеть кассовый аппарат. Весь американский дизайн как образец коммерческого дизайна на этой платформе и зиждется. Более того, американцы оплачивают дизайнеру его работу с тиража проданной продукции, то есть не расплачиваются сразу, а применяют принцип материальной заинтересованности, - отметил Юрий Владимирович в одном из интервью.

Получается, талант как таковой хоть и имеет значение, но не определяющее. Важнее учитывать конъюнктуру рынка, уметь наладить контакты с нужными людьми, обладать здоровой толерантностью. 15-20 лет назад в России были востребованы промышленные дизайнеры, сейчас ставки делаются на рекламу. Создание бренда — это тоже дизайн. Пчела для «Билайна», яйцо для МТС появились не из воздуха. Их придумали английские дизайнеры. Иностранцы правят был в России — эта мысль, увы, не устарела.

- Черный день для российских дизайнеров наступил, когда владельцы компании Renault, совладельца «АвтоВАЗа», назначили вице-президентом по дизайну француза Энтони Грейда. Его задачей стало обновление облика автомобилей Lada. Своих авторитетов нет, - сокрушается Юрий Назаров.

Кстати, к вашему сведению, по словам Юрия Назарова, разработка нового автомобиля с нуля, включающая и дизайн, в России стоит более миллиарда рублей (Lada Kalina стоила 1,5 миллиарда евро, а подготовительный период отнял пять лет), иностранцы ту же самую работу выполняют на порядок быстрее и дешевле (скажем, Renault Logan стоил 300 миллионов евро).

Ресторатор Аркадий Новиков, совладелец около 40 различных проектов в сфере ресторанного и развлекательного бизнеса, - выпускник кулинарного техникума. Его ресторан «Елки-палки» есть и в Челябинске. Этот ресторан — своего рода учебное пособие, поскольку является образцом того, что не обязательно дизайнеру следовать моде, самые оригинальные идеи могут возникнуть там, где их меньше всего ожидаешь найти. Так, в данном случае была разработана до сих пор не занятая ниша для стилизации.

- В России нет дизайна еды, непонятно почему. Новиков первый сделал вклад в это направление. Вот и на выставке в Челябинске я не увидел ни одной фотографии продуктов питания, - отметил Юрий Назаров.

Еще один важный урок: идеального дизайна не бывает, но недостатки всегда можно чем-нибудь компенсировать. Например, доброжелательностью персонала, которая, как выразился Юрий Назаров, тоже является элементом дизайна.

- Многие из вас, - обратился к челябинским студентам Юрий Назаров, - будут работать в различных компаниях. Готовьтесь к тому, что вам придется научиться работать внутри бренда, ведь требования многих компаний скромные. И тогда на первый план выходит умение реализовать дизайнерский продукт — это творчество особого рода.

P.S. На фотографиях работы авторов: Ольга Титова (ЮУПИ), Евгений Еловский (ЮУрГУ), Ирина Антонова (ЮУПИ), Алексей Ахмин (ОКИ), Маргарита Шабис (ЮУрГУ), Ульяна Дырдо (ЮУПИ).








Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: polit74@inbox.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск