6 марта 2009, Автор: Мария ЦАПОВА

Виталий Макаров: «Мне легко общаться с Путиным»

Виталий Макаров: «Мне легко общаться с Путиным»

Заслуженный мастер спорта, чемпион мира и серебряный призер Олимпийских игр Виталий Макаров на этой неделе на пару дней приезжал в Челябинск. Прославленный южноуральский дзюдоист сейчас работает и живет в Москве и Санкт-Петербурге. Почему Виталий Макаров хочет, чтобы его сын закончил школу именно в Челябинске, легко ли ему общаться с Владимиром Путиным, и как дзюдоист относится к фанатам питерского «Зенита» - в эксклюзивном интервью для «Полит74».

«Эцио Гамба похож на моего тренера»

- Виталий, для начала расскажите о цели вашей поездки в Челябинск?

- Моя цель, скорее, личного плана: приехал, чтобы сына повидать. Особых спортивных задач у меня нет, ведь я не тренирую южноуральцев. В тоже время, я — старший тренер мужской сборной России по дзюдо, а честь Родины, как известно, защищают многие челябинцы. Так что посмотрю, как дела у тех, кто претендует на выступления в основном составе на чемпионате Европы и мира. И просто интересно узнать, как ребята тренируются.

- С начала года прошло два важных турнира: серии «Большого шлема» и турнир серии Гран-при. Как вы считаете, сборная России и челябинцы хорошие показали результаты?

- Что касаемо результата, то хорошо, что он есть. Но цель — выступить как можно лучше или победить всех — не ставилась. Это все-таки турнир, а не официальный старт. Результаты, по большому счету, нужны на чемпионатах Европы, мира и на Олимпиадах. В данном случае — это даже не репетиция, а соревновательно-обогатительный опыт для наставника мужской сборной России по дзюдо Эцио Гамбы. Многих ребят он видел только по телевизору и не знает ни их минусов, ни их плюсов, ни того, над чем нужно работать. Поэтому установка на турниры была одна: показать все, на что ребята способны. Техника его интересовала больше, чем тактика. Он объяснял так: мне не важен результат, мне важно, чтобы вы показали, как бьётесь. Если проиграете, я получу больше информации, чем если выиграете схватку какими-то тактическими вещами, захватами или уходом от борьбы.

- Видение Гамбы и видение Макарова совпадают?

- Во многом. По большому счету, он очень похож на моего первого тренера. Поэтому мне с ним легко. Мы даже не спорим: у нас одна и линия, и один взгляд.

- Раньше Виталия Макарова спрашивали, видит ли он себя в качестве тренера? Виталий Макаров отвечал отрицательно...

- Я отрицал, что вижу себя тренером детско-юношеской школы. Потому что с детьми надо начинать заниматься «с нуля». Потом потихоньку выводить их на уровень. Нервов просто не хватит. Глядя на детей, я вижу слишком много спортивных недостатков и просто не знаю, с чего начать. Когда человек уже достиг какого-то уровня, с ним проще работать, его легче направить. Минусы преобразовываешь в плюсы, и дело сделано (потирает ладоши).

В «Явару-Неву» не приходят, туда приглашают. А это разные вещи

- Вы уже почти полгода живете в Санкт-Петербурге...

- Да, именно так. Хотя живу — это громко сказано. Скорее, я при должности нахожусь в Санкт-Петербурге. Там расположен офис «Явара-Невы» (Виталий Макаров является директором клуба «Явара-Нева» - прим.авт.). Я же являюсь и старшим тренером сборной. Офис Росспорта находится в Москве. В тоже время, семья моя сейчас в Челябинске. Поэтому где я живу, понять никто не может, даже я сам (смеется). Разрываюсь между Москвой, Санкт-Петербургом и Челябинском.

- Как вам работается в «Яваре-Неве»?

- Замечательно. Только сейчас я вынужден больше времени проводить со сборной, хотя это косвенно связано и с деятельностью «Явара- Невы». В этом центре в основном тренируются члены сборной России по дзюдо. Кроме того, с этого года у нас не будет легионеров, а только российские ребята. В том году за «Явару» выступали и украинцы, и армяне. Можно сказать, в прошлом году была команда СНГ «Явара-Нева», а в этом - чисто русская. Направленность заключается не в том, чтобы всё всегда выигрывать, а в том, чтобы вкладывать средства и силы в людей, которые станут чемпионами мира и победителями Олимпиады. Поэтому мне даже удобнее, что я тренер сборной, так как спортсмены у меня всегда на виду и я знаю их состояние, боевой настрой, вижу сплоченность или ее отсутствие. Такие вещи, как дружба, приятельские отношения тоже очень важны в спорте.

- Чем питерский центр дзюдо отличается от челябинского?

- В челябинском Центре олимпийской подготовки собрано большое количество тренеров и специалистов. Ребят сюда привлекают с разных областей, районов, городов, чтобы они посетили нас, набрались опыта и передали его своим коллегам. В «Яваре-Неве» лично я занимаюсь конкретно элитой российского дзюдо. Я не изучаю технику каждого спортсмена в отдельности, я не занимаюсь их подготовкой. Я просто, так сказать, привлекаю ребят к «Яваре-Неве» для того, чтобы они смогли заработать дополнительные деньги на коммерческих стартах. Проще говоря, в челябинский центр дзюдо может прийти любой и платно или бесплатно начать здесь заниматься. В «Явару-Неву» нужно попасть, заработать право быть в этой команде. Туда не приходят, туда приглашают, а это разные вещи.

- Там есть какой-то культ президента клуба «Явара-Нева», Владимира Путина? Его ставят в пример, ему хотят подражать?

- Нет, культа никакого нет. Владимир Путин в той ситуации — не премьер-министр России, а наш непосредственный начальник, вдохновитель и человек, которых находится во главе «Явара-Нева».

- А турниры его имени проводятся?

- Нет. Он не привык афишироваться. Находящиеся с ним рядом люди смотрят на него и понимают: дзюдо — это то, что он действительно любит. Он получает искреннее удовлетворение, когда видит красивую борьбу. Ему не нравится пиар, притом, что это его идея создать клуб, чтобы помочь ребятам финансово. Но о культе говорить не приходится. И вообще, сейчас все не о культе говорят, а о кризисе (смеется). Культ уже не актуален.

- Вам лично с Владимиром Путиным удалось пообщаться?

- Конечно, и не раз. Со мной он общался на равных. Когда человек что-то из себя представляет на самом деле, ему не нужно никому ничего доказывать. В этом плане с ним очень легко. Владимир Путин с нам выступает как спортсмен, а не как чиновник. Я от общения с ним получаю только положительные эмоции.

Мне не нравится, когда фанаты «Зенита» напиваются до «зеленых соплей»

- Санкт- Петербург - город футбола....

- Понимаю, вам интересно поговорить со мной про фанатов. У меня к ним отрицательное отношение. Есть люди, которые «болеют» спортом, переживают искренне, ведут здоровый образ жизни. Но есть люди, называющие себя болельщиками, которые напиваются, раскидывают бутылки, полуголые ходят по улицам, разбивают витрины. Как их можно называть любителями спорта? Это не фанаты. Если ты любишь команду, так болей и переживай за нее. Зачем обязательно напиваться до «зеленых соплей», а потом орать или от радости, или от горя. Я этого не понимаю.

- В Питере между футболом и дзюдо есть какое-то соперничество? В какую секцию жители города предпочитают отдавать своих детей?

- Каждый решает сам. Я бы не стал сравнивать два этих вида спорта. Это тоже самое, что сравнивать автомобиль и самолет. Машина может проехать туда, куда не сядет самолет, с другой стороны, - самолет может прилететь туда, куда не добраться на авто. Это настолько разные вещи - футбол и дзюдо. Футбол изначально командная игра. Дзюдо — личный вид спорта. Больше воспитывает в человеке качества, связанные с самоутверждением личности. Хотя про футболистов тоже нельзя сказать, что вместе они команда, а по одному — никто. Кому, куда, кого отдавать зависеть должно от интересов ребенка. И от родителей. Большое значение имеет и повседневный фактор. Если через весь город вести ребенка, то это неудобно ни родителям, ни ему.

- В Челябинске же родители готовы возить детей на хоккей, независимо от того, в каком районе они живут.

- Челябинск — это не Питер. Здесь то, что мы называем пробками, не пробки. Там можно простоять в пробке три-четыре часа. В Челябинске из одного конца города в другой, даже стоя в пробках, можно доехать за 40 минут. Поэтому все относительно. У нас такой фактор, как проживание вблизи спортивного объекта, практически не возникает. А там это очень важная тема.

Образование в Челябинске лучше, чем в столицах

- Пока ваша семья живет в Челябинске. Если вы переедете в Санкт-Петербург или Москву, перевезете их?

- Смотря, когда это будет. Ребенок должен отучиться в одной школе. Потому что у него уже сформировался круг воспитателей, учителей, друзей, товарищей, одноклассников. А когда он меняет школу, это, мне кажется, психологическая травма. Потом ему становится тяжело, так как он не понимает, где его корни. Пока мой сын не закончит школу, он не будет менять город. Не вижу в этом никакого смысла. В Челябинске образование не то что не хуже, а даже лучше, чем в наших столицах.

- Часто ли у вас выпадает свободная минутка? И как вы стараетесь проводить это время?

- Последнее время редко бываю свободен. В принципе, я люблю поиграть в бильярд, теннис большой, малый. Но зачастую нет времени. На ближайшие четыре года у нас такая программа, что в месяц мы имеем три-четыре свободных дня. И мне хочется просто увидеть родных и близких, друзей, товарищей. За эти несколько дней нужно и с сыном пообщаться, и приятелям время уделить. На отдых как таковой времени не остается. Сейчас, буквально несколько минут назад, отвез сына на анлийский. У него тоже график будь здоров: и школа, и английский, и тренировки.

Cannot find 'cross_link' template with page ''