«Как в Японии», но «в рамках приличия»

В советские годы, рассказал директор челябинского детского дома №2 Салават Мухамадеев, у всех детдомовских были одинаковые вещи и общие игрушки, к которым допускали детей «по свистку» только в часы, положенные для досуга. И даже на диван они могли садиться по разрешению воспитателей.
Поводом для нашей встречи послужила благотворительная акция, устроенная розничной сетью «Проспект». Предприниматели подарили детям вещи и игрушки на общую сумму порядка 400 тысяч рублей. Среди подарков оказались и два двухколесных велосипеда. Нужно ли говорить, какой популярностью они пользовались у детей, но достались велосипеды двум мальчишкам.
- Салават Мухамеджанович, я, если честно, была удивлена, когда услышала, что вы попросили воспитателя подписать велосипеды. Я, конечно, знаю, что у каждого ребенка есть свои игрушки, но почему-то думала, что такие вещи, как, например, велосипед, является скорее общим имуществом, чем частным, тем более что купить всем велосипеды не удастся.
- Конечно, есть вещи общие: санки одни на семью и четыре велосипеда на весь детский дом. Есть игрушки общие и индивидуальные. Расписываем поименно мы преимущественно одежду, но раз конкретному мальчику подарили велосипед, то он его, хотя, наверняка, кататься будут все.
Когда я только начинал работать директором детского дома, то мое предложение приобрести велосипеды приняли в штыки. Но это же дети. Вы были детьми, хотели велосипед? Хотели. Почему же нашим детям нельзя? Но сейчас мы уже собрали большой велосипедный парк, так что весной все смогут покататься.
В советские годы у всех детей была одинаковая одежда. На каждых плавочках, каждой маечке было написано имя ребенка. Привозили по госзаказу всем одинаковые куртки, они потом и ходили, как инкубаторские. Их так и называли - батер, инкубатор. Сейчас мы от этого ушли. У каждого ребенка есть своя тумбочка, где он хранит личные вещи, игрушки. Одежду мы стараемся разную подбирать.
- А как это происходит? Берете каждого ребенка за руку и ведете по магазинам?
- Нет, к сожалению. Есть фирмы, с которыми мы сотрудничаем. Мы им заказываем одежду и обувь. Называем размеры детей. Если вещь не подошла, то отправляем ее на замену. С обувью – да, случается, покупаем одинаковую. Но она не так бросается в глаза.
- Чего действительно не хватает детям?
- Самого главного – это тепла и внимания взрослых. Когда приезжают к нам благотворительные организации или просто люди с подарками, я им говорю: «Вы лучше вечером придите и с детьми в футбол или хоккей поиграйте, субботник проведите».
А если про вещи говорить... Ну, обуви не хватает, потому что обувь сейчас шьют плохого качества, ее уже через полгода нужно менять. Но по нормативам те же кроссовки я одному ребенку могу купить только раз в два года. И спонсорские подарки нас очень выручают. Вот подарили нам куртки, поэтому в следующий раз я куртку ребенку уже не куплю, а вместо нее – две пары кроссовок.
- Сколько денег положено на содержание одного ребенка?
- 4 тысячи рублей на одежду и 80 с чем-то рублей ежедневно на питание. Но мы кормим на 120 рублей, так как не укладываемся в ту сумму. Творог дороговат – даем его раз в неделю, мясо стоит 200 с лишним рублей за килограмм, курица – 100 рублей. Вот и считайте.
- Расскажите, пожалуйста, о том, как организован быт детей.
- Нашему детскому дому уже почти 18 лет, и большую часть времени он существует как детский дом семейного типа, то есть дети здесь живут семьями – семь семей по восемь детей. Каждая семья живет в трехкомнатной квартире, в которой есть спальни для мальчиков и девочек, кухня, зал, туалет и ванная.
Братья и сестры попадают в одну семью, и родственные связи не разрываются. А раньше ведь были детские дома, в которых детей разделяли не только по возрасту, но еще и по половому признаку.
У нас воспитываются дети от трех до 16 лет. Живя в семьях, они получают навыки самообслуживания: сами убирают за собой, назначают дни генеральных уборок, стирают свои вещи. Старшие помогают младшим. Вместе делают уроки, старшие собирают младших и утром водят в садик, - наши дети посещают детский сад, - а сами отправляются на занятия в школу. Практически все детские дома сейчас семейного типа. Эта система совместного воспитания зарекомендовала себя хорошо. Остались только школы-интернаты №№ 13 и 9, – они живут по старому принципу.
В детском доме работают 15 кружков на 55 детей, то есть каждый ребенок занимается в двух-трех, даже четырех кружках. В первую очередь, это спортивные секции. Наш детский дом уже четвертый или пятый год занимает второе место в областной спартакиаде. В Челябинской области 50 с лишним детских домов, и наши дети регулярно побеждают в шашках, мини-футболе, настольном теннисе, конькобежном спорте. Проигрываем, правда, пока по лыжам.
Потом у нас есть кружок «Хозяюшка», где детей учат готовить еду, вести хозяйство, стирать вещи и мыть посуду. С одной стороны, это необходимые навыки, а, с другой, - детям домашней пищи хочется. Они стряпают беляши, пекут блины, сладкие пироги. Сначала кружком позанимаются, а потом сядут вместе и чай попьют. Теперь все по-домашнему. Как в Японии, мы стараемся давать малышам побольше свободы, но, конечно, все в рамках приличия.
- Часто усыновляют детей?
- К сожалению, не часто. За четыре года моей работы директором детского дома №2 всего одно иностранное усыновление в Италию, но зато пятерых детей мы вернули в родные семьи. Например, мама вышла из тюрьмы, мы помогли ей найти работу и вернули детей. Они ведь все равно тянутся к родителям. Какую-нибудь поделку сделают и берегут для мамы. Троих детей забрали в патронажные семьи, но сейчас эта волна схлынула. Для нас очень важно так воспитать наших детей, чтобы они, когда вырастут, не вернули нам своих собственных.
Cannot find 'cross_link' template with page ''