Анатомия детской книги
![Анатомия детской книги Анатомия детской книги](/upload/iblock/a98/400.jpg)
Книга для детей сегодня – это еще и игрушка. Яркая, многофункциональная, она привлекает внимание не только детей, но и взрослых и книгой как таковой, наверное, уже и не является. Книгоиздатель Марина Волкова считает, что от таких игрушек больше вреда, чем пользы.
«Это книжки, с которыми можно купаться, играть, пинать даже. Слово-то нам дано, чтобы развиваться духовно, но в таких книгах оно вторично и к тому же очень низкого качества», - считает издатель Марина Волкова. Южноуральское «Издательство Марины Волковой» существует не первый год, занимается и продвижением детской литературы. Например, один из проектов называется «От 7 до 12» - это серия книг, написанных южноуральскими авторами.
- Марина Владимировна, расскажите, пожалуйста, о современных тенденциях, существующих в детской литературе.
- Если говорить о российском книгоиздании, то тенденции скорее отрицательные, чем положительные. На первом месте у большинства издателей прибыль, а это провоцирует выпуск, прежде всего, книг-игрушек для самых маленьких, которые с точки зрения психологии, на мой взгляд, наносят больше вреда, чем приносят пользы. Родители покупают их, потому что они яркие, не понимая, во что может вылиться в будущем такое халатное отношение к книге.
Вторая группа книг, которых в изобилии, - это книги для подростков. Они все делятся четко на две группы – фэнтези и детективы. Но то и другое, по сути, аналог компьютерных игр, они построены по такому же принципу и тоже, я бы сказала, небезопасны, хотя психологи почему-то молчат.
Такие книги, несмотря даже на иногда талантливых авторов, уводят подростка из реальной жизни в мир вымышленный, где он герой, где обязательно есть сверхсила. А книг, которые бы показывали, как себя вести в тех или иных обстоятельствах, учили бы реагировать на ту же двойку, на первую любовь, практически нет. Это старая школа: Крапивин, Драгунский, Носов, Остер, Успенский и другие. Очень люблю Драгунского, но те ситуации, в которых оказывался герой, немного устарели. Сейчас другое время, другие признаки времени, другие ценности.
- Если говорить об уральских авторах, что они предлагают детям?
- Михаил Придворов – один из лидеров нашей группы. У него мужские стихи, рассчитаны скорее для мальчиков. Мужское начало, огромный юмор и в стихах детского поэта Николая Шилова. Нам с детства прививают стереотип, каким должен быть настоящий мужчина. Но в этих стихах есть место и для нежности, а не только для силы.
Достаточно слабая с точки зрения мастерства книга Сергея Смирнова, но сказку «Бриллиантовый лес» он сочинял для своей дочери, и именно поэтому я ее издала. Надо поощрять такие прецеденты. Ведь по большому счету эти книги не только для детей, но для семейного чтения, что принципиально. Книгу каждый может по-своему прочитать, но она обязательно должна обсуждаться.
Например, у Елены Ранневой есть стихотворение, в котором описывается распространенная ситуация: в семье есть маленький ребенок, рождается второй. Старший ревнует к младшему, мама разрывается. Что делать? Поэтесса в стихотворении, написанном для ребенка, дает ответ и для мамы. Для взрослого стихи – способ понять свои чувства, а для детей – модель для подражания.
У того же Шилова есть стихотворение про тройку. Очень хорошие строчки. Дословно не помню, но смысл такой: вместо того, чтобы нотации читать, лучше вместе стихи почитаем. Тройки забываются, а отношения между ребенком и родителями остаются. Не надо их портить ради школьной оценки.
Мне кажется, мы нишу нащупали верно, даже с коммерческой точки зрения, потому что рано или поздно качественная детская литература будет вновь очень востребована. К сожалению, пока в России очень мощно падает интерес к чтению. Мы далеко не самая читающая страна и никогда не были ею. Просто у нас счет ведется по количеству изданных книг, а не по количеству проданных, как в других странах. Но в кризисные моменты интерес к чтению возобновляется. Люди ищут опору, а опора для нас - это слово.
- Ваше издательство уже почувствовало этот возросший интерес?
- Мы пытаемся воспитывать читателя, для этого, например, проводим читательские марафоны в школах Челябинской области, где представляем наших авторов. Любовь к чтению передается, как вирус, от человека к человеку.
Мы попробовали на магазины с нашими первыми книгами выйти – бесполезно. Во-первых, сейчас книготорговля в кризисе глубочайшем. Многие книжные магазины сворачивают свою деятельность. Во-вторых, существует монополия на торговлю. Большая часть книготорговых магазинов – это же Москва, и на первом месте у них книги столичных издательств. Поэтому пока мы открыли интернет-магазин. Осуществляем выездную торговлю, как раньше называли, - книгоноша. А скоро, надеюсь, в следующем году, мы сможем открыть собственный книжный магазин, который будет специализироваться на продаже книг местных издательств.
- А средняя цена книг? Ведь это тоже не последний вопрос для родителей.
- Смотря с чем сравнивать. Если с тем, что продается в книжных магазинах, то получится дешевле; если с тем, что хотелось бы, то, наверное, дороже. В среднем от 100 до 200 рублей.
- Сколько книг на счету вашего издательства?
- Порядка 20 детских книг и для образования – где-то за сотню. Среди них несколько коммерческих, то есть авторы сами оплачивают заказ.
- Авторы преимущественно челябинские?
- В последней серии одна из Миасса, остальные челябинские. Что касается книг, которые мы выпускаем для системы образования, то это практически вся область. Сейчас у нас очень смешная рукопись лежит одного англичанина, который хочет издаваться в России.
Читатели не очень доверяют местным авторам. А зря. На Урале очень хорошая
литературная школа. Ведь когда мы только начинали проводить читательские марафоны, то часто встречали непонимание учителей. Мол, что хорошего могут написать наши земляки? Где-то в Москве – да. Ничего подобного.
На Урале очень неравнозначные авторы. Есть великолепные книги, есть слабые, но я пока всех издаю, потому что сейчас важно задать прецедент, дать понять авторам, что у них есть возможность издать свои произведения. А отклик мы уже получили. У меня сейчас в издательском портфеле и московские рукописи, и рукописи башкирских авторов, и рижских. Каждый день приходит по две-три рукописи.
- Какие произведения детские вы никогда не напечатаете?
- Меня один товарищ чуть ли не преследует. Он считает себя гениальным писателем. Раза три приносил разные рукописи. В итоге где-то за свой счет издал их. Я его даже за деньги печатать не стала, потому что там какие-то эротические фантазии на тему подростков. Вот он с ними носится. Но эту тему он же не сам придумал. Это то, что лежит у нас в магазинах.
- Есть ли у нас художники, способные создавать рисунки для детских книг?
- С художниками нормально дело обстоит, можно найти, а вот с дизайнерами хуже. Сергей Андросенко, очень талантливый дизайнер книжный, работал над серией «От 7 до 12». Дизайн дался кровью и потом.
Основную часть серии оформила Светлана Никонюк. Просто великолепный детский художник. Сейчас мы работаем над книгой рождественских сказок. Она тоже ее иллюстрирует. Помимо классических произведений, в книгу будут включены произведения челябинских авторов и детские рассказы. На следующей неделе она должны выйти из печати.
Cannot find 'cross_link' template with page ''