9 декабря 2008, Автор: Ольга ТИТОВА

420 граммов

420 граммов

Кровопускания в лечебных целях, если верить некоторым источникам, впервые применялись в 23 веке до нашей эры. А первые официально зарегистрированные опыты переливания крови от человека к человеку проводились во второй половине 17 века. Сегодня эта медицинская процедура широко распространена, хотя доноры (от латинского dono – дарю, жертвую) – люди, которые отдают свою кровь во имя спасения других, – все равно вызывают интерес и даже восхищение.

Каков портрет современного донора? Заведующая донорским отделом федерального госучреждения «Станция переливания крови ФМБА России» в Челябинске Ольга Максимова сначала даже теряется, не зная, как ответить на такой вопрос.

- Лет шесть-семь назад назад я более или менее четкий портрет нарисовала бы, а сейчас разнообразнее народ стал, - поделилась Ольга Ильинична. - Даже если оценивать только по возрасту. Молодежь стала активно вливаться в донорское движение. Студентов много. Люди среднего возраста продолжают ходить и те, кому за 40-50 лет. Есть даже пенсионеры. Раньше мы принимали кровь у людей до 60 лет, а сейчас это ограничение сняли. Главное ограничение – здоровье донора.

- В Советском Союзе донорское движение было широко развито, сейчас крови не хватает. Неужели дело только в пропаганде?

- Люди изменились. Черствее стали. Это – во-первых. Не все доноры думают о реципиенте. Некоторые – о себе. Кому-то справочку получить надо – прогуляли работу. Упрашивают: «Ну пустите меня сдать кровь!» Нет, не пустим, если есть сомнения в здоровье потенциального донора. Даже простая простуда, обыкновенное ОРЗ, герпес на губах, ячмень на глазах.

Мы просим человека подождать, выдержать сроки, выздороветь, а потом приходить к нам. Потому что мы думаем еще и о тех людям, кому могут перелить кровь. Если человек 50 за день проходит, то до десятка отводов бывает, особенно часто среди первичных доноров. Отправляем тех, у кого повышенное или пониженное давление (ниже 90 на 60), голодных. Потому что человек упадет разок в обморок и больше не придет никогда кровь сдавать. Мы же тоже в этом не заинтересованы.

Во-вторых, выросло целое поколение, которое в принципе не знает о донорской службе. Раньше были огромные коллективы заводские, информацией обменивались. А сейчас многие приходят к нам потому, что у них родители были или являются донорами. Говорят, у меня папа-мама почетные, дед почетный.

- Как часто бывает: пришел человек кровь сдавать, а у него обнаружили какое-нибудь заболевание?

- Это смотря какое заболевание. Все-таки в службу крови идут люди достаточно здоровые. И если человек чем-то серьезно болен, то ему в голову мысль не придет своей кровью поделиться. На каждого клиента мы заводим донорскую карту, которую он должен подписать. И за предоставление недостоверных сведений предусмотрена уголовная ответственность.

Что касается неявных заболеваний, то такое бывает. Особенно среди первичных доноров. В таком случае мы кровь бракуем, уничтожаем. У нас процедура на это разработана специальная, а человеку сообщаем, что донором он быть не может.

- Раз в нашей стране такая нехватка доноров, то, может, стоит обязать всех граждан России сдавать кровь хотя бы раз в жизни?

- Как вам сказать? Существует мнение в службе крови, что если человек даже не по обязательству, а из-за корысти сдает кровь, думает заработать, то уже это не очень хорошо. Сейчас даже коровам на больших фермах музыку включают. Считается, что молоко после этого вкуснее становится. Донорство должно быть душевным актом. А уж если по обязательству... Мы ведь про кровь еще не все знаем, зато знаем, что такое обязательная воинская служба и какой «популярностью» она пользуется в народе.

- Существует ли благоприятное и неблагоприятное время суток для сдачи крови?

- В принципе, большой разницы нет. Разве что к вечеру человек устает, а это все-таки стресс. Его лучше переносить в активное время суток. Медицина четко знает о том, что свертываемость крови имеет суточный ритм: днем она выше, а ночью ниже. Это складывалось миллионами лет эволюции. Риск кровопотери у наших предков был выше днем, когда они ходили на охоту.

- Кровь, полученная в разных регионах, как-то отличается?

- Медицина нас учит, что кровь имеет определенные константы, некие постоянные показатели. Для чего анализы и проводим донорам. Человеческий организм имеет норму. Состав белковой крови, процентное соотношение белковых фракций, состав кровяных элементов. Все это имеет количественно и качественно определенные рамки.

В масштабах России обмен кровью у нас пока не налажен. В регионе – да. Мы снабжаем ею по Челябинску федеральные учреждения здравоохранения: например, медицинская академия (у них есть своя клиника), железнодорожная больница; по области: железнодорожные больницы на крупных станциях в Златоусте, Карталах, Кургане и других городах. Любая больница переливает кровь ежедневно.

- Кровь ведь не только переливают, на ее основе готовят еще разные препараты?

- Мы не делаем препараты. Мы готовим компоненты – это составляющие части крови. Кровь состоит из жидкой части и клеточной. Клеточную можно разделить на отдельные клетки – эритроциты, тромбоциты. А препарат – это когда кровь подвергнута переработке. Этим областная станция занимается. У них есть производственный корпус. Все лечебные учреждения проводят компонентную терапию. Сейчас никто не льет просто кровь.

- Это правда, что в стеклянной таре кровь быстрее портится?

- Я начала работать в службе крови в 1992 году. Вот тогда была стеклянная посуда. Но ее не используют уже лет 15 точно. Сроки хранения разрабатывают для службы крови научно-исследовательские институты, мы их соблюдаем. Все это научно рекомендовано.

Стекло абсолютно нейтрально, никак не вредит тому, что содержится в нем. Просто раньше технологически сложно и трудоемко было ворочать стеклянные банки, стерилизовать их. Служба крови давно от этого отказалась. Сейчас используется пластикатная тара. Это разовые гемаконы – прозрачные контейнеры, содержащие консервант и рассчитанные на определенную дозу крови. 100 граммов консерванта, значит, должно поступить 400 граммов крови. Контейнер подсоединен к трубке с иглой на конце, которая стерилизуется на заводе, распечатывается всего один раз во время процедуры забора крови. Так что для донора нет никакого риска.

- Вы сказали 400 граммов. Не 450?

- Мы берем 420 граммов. 400 – в контейнер и 20 – на анализы.

- Врачи тоже сдают кровь?

- Да, кому позволяет здоровье. Я сама почетный донор. Когда пришла в службу крови, меня сразу и уговорили. С 1993 года сдаю кровь.

- И как государство относится к донорам?

- Раньше лучше относилось. Было 50 процентов коммунальных платежей. Был бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатное протезирование зубов, санаторно-курортные путевки. Сейчас государство выплачивает порядка 600 рублей в месяц, с учетом индексации получается 7 200 рублей в год. И еще есть возможность покупать проездной в органах соцзащиты по льготной цене, для почетного донора – 230 рублей на месяц на все виды транспорта. А по выходу на пенсию почетный донор автоматически становится ветераном труда.

- Сколько лет нужно сдавать кровь, чтобы стать почетным донором?

- Лет восемь-десять. Чтобы стать почетным донором, нужно 40 раз сдать кровь или 60 раз плазму. Женщинам можно сдавать кровь четыре раза в год (10 лет), мужчинам – 5 раз в год (8 лет). Если сдавать кровь и плазму поочередно, то цифра варьируется: 25 раз кровь и 40 раз плазму. При таком подходе почетным донором можно стать лет за шесть-семь.

- Чем отличается процедура по забору плазмы?

- Более углубленным предварительным обследованием. То есть кровь для анализа мы берем уже не из пальчика, а из венки. Около получаса ждем результаты анализов. И сама процедура длится дольше: если кровь берем минут пять, то аппаратный плазмаферез занимает минут 30–35. Зато плазму можно сдавать каждый месяц.

- Люди могут сдавать кровь сами для себя, на всякий случай?

- Аутодонорство обычно практикуется в больницах при плановых операциях, но как донорство не расценивается, потому что эту кровь мы никому другому не переливаем, кроме как этому человеку. Кровь берется дня за три-четыре до операции.

У нас практикуется донорство родственников. Это встречается гораздо чаще. Не говоря уже о том, что супруги будущих рожениц получают направление в женских консультациях. Это как раз тот случай, когда кровь сдается практически в обязательном порядке.

- Это правда, что сейчас наметился рост числа доноров?

- Да, рост мы наблюдаем, но трудно сказать, с чем именно это связано. То ли с пропагандой свободного донорства, то ли с кризисом. Наши доноры–заводчане рассказывают о сокращениях, вынужденных отпусках. И некоторые даже пытаются закрыть простои справками. А справка в любом случае оплачивается по средней зарплате. Для кого-то это деньги (за каждую процедуру, сдаете вы кровь или плазму, человеку полагается 300 рублей в виде компенсации за горячий обед – ред.). Мы-то рады прибыванию в наши ряды доноров. Лишь бы они были здоровы. А если люди опять будут недоедать, то мы вынуждены будем браковать кровь по гемоглобину.

Информация для доноров:

Федеральное государственное учреждение «Станция переливания крови ФМБА России» в городе Челябинске работает с понедельника по пятницу с 8.00 до 12.30.

Адрес: улица Воровского, 51 (остановка «улица Доватора»). Телефон: 268-28-56.

Для дачи крови необходимо предоставить в регистратуру паспорт с пропиской в Челябинске или Челябинской области сроком не менее полугода, а также желательно отметку о флюорографии.

В день кроводачи необходимо принять легкий завтрак: некрепко заваренный чай, компот, кисель, булка, батон или пряник, фрукты, овощи. За 48 часов до кроводачи нельзя употреблять алкоголь (в том числе пиво), за сутки - жирную, острую, соленую, копченую пищу, жирную молочную продукцию.

Cannot find 'cross_link' template with page ''