27 ноября 2008, Автор: Мария ЦАПОВА

Светлана Моисеева: «Живу по принципу: ребенок – это друг»

Светлана Моисеева: «Живу по принципу: ребенок – это друг»

Во Владикавказе прошел первый Всероссийский конкурс «Воспитать человека». Две из пяти высших наград получили челябинские педагоги. В номинации «Сердце отдаю детям» победила социальный педагог школы №6. Трудно ли работать с детьми из неблагополучных семей, чем запомнился прошедший конкурс и как прошла поездка учителей в Беслан, «Полит74» рассказала Светлана Моисеева.

«Социальный педагог – хранитель детских душ»

- Светлана Александровна, для начала расскажите, в чем заключается специфика вашей работы?

- Школьный социальный педагог помогает ребенку найти связь между ним и обществом. Если у детей возникают какие-то проблемы, я помогаю их осмыслить, подвести к правильному решению. Социальный педагог как хранитель детских душ.

- Школьники сами или по приглашению приходят к вам за советом?

- По желанию. Чаще всего они приходят просто поговорить. Дети не акцентируют внимание на проблеме, пытаются подойти к ней издалека. Спрашивают, чем им стоит заняться, куда пойти. Начинают ситуацию связывать со своими знакомыми, искать своеобразную цепочку, чтобы рассказать о том, что их беспокоит.

- И с какого класса дети начинают приходить к вам за советом?

- Желание поговорить приходит к ним в подростковом возрасте, когда боятся, что родители не поймут, могут осудить. Если ситуацию помогает разобрать третье лицо, то ребенок смотрит на нее по-другому.

- Дети настолько доверяют вам?

- Да. Можно сказать, что я копилка многих детских тайн.

- А если у ребенка проблема с учителем из вашей же школы, вы не чувствуете себя между двух огней?

- В любой проблеме с детьми виноват только взрослый. Значит, где-то недосмотрели, где-то недопоняли. Мы взрослые. У нас жизненного опыта намного больше, чем у детей. Если такие проблемы в школе возникают, то мы с вместе с педагогом сразу ищем пути выхода из данной ситуации. Общий круг вопросов выносим на педсовет и обсуждаем всем коллективом, составляем дальнейший алгоритм действий. При этом, я никогда не перехожу на личности и не акцентирую внимание на педагоге, у которого проблемы.

- Если ребенок расстроен по вине родителей, то тут вы как действуете?

- Тогда я и классный руководитель идем к нему домой для того, чтобы посмотреть на эту проблему изнутри. Предложить свои варианты ответов на все заданные ребенком вопросы. Как правило, если проблема между родителем и ребенком, значит, это социальная проблема: пьянство взрослых, отсутствие работы или жизненная неудовлетворенность. Стараемся помочь. Даем адреса службы занятости, совместно готовим документы на постановку семьи на учет как малообеспеченной, оформляем детей в лагеря, организовываем льготное питание.

- Наверняка, не все родители рады такому визиту?

- Да, бывают и такие, к которым приходишь с опаской. Но мы всегда идем с одной целью – не наказать, не привлечь к ответственности, а помочь. И именно это желание переламывает ход встречи. Если со слов ребенка мы понимаем, что у него не совсем адекватные родители, то обязательно привлекаем инспекторов. Но, к счастью, за 11 лет моей работы еще ни разу их помощь не потребовалась.

- А как вы переживаете неприятные вещи, которые дети вам рассказывают про своих родителей?

- Переживаю очень тяжело. Иногда плачу, когда понимаю, что помочь могу только на уровне слов. Ведь зачастую бывают ситуации, что нельзя обратиться в милицию. Приходится самой с ребенком эту ситуацию проговаривать, чтобы он ее осмыслил, пропустить через себя. И они прекрасно знают, что некоторые тайны у меня остаются навсегда.

- А если вы знаете, что ребенка дома бьют, тогда как поступаете?

- За годы моей работы двоих детей мы изъяли из семьи за жестокое обращение родителей. Ребят поместили в приют, родителей лишили прав, один из них был привлечен к уголовной ответственности. Но дети все равно скучают по родителям и любят их. Проходит время и они говорят: да, меня папа бьет, обижает, но он все равно лучший. Видимо, так природой заложено в человеке.

- Ваша школа находится в районе теплотехнического института, который благополучным вряд ли можно назвать. Там ваши дети не застревают?

- Больной вопрос вы затронули. Информации о том, что наши дети там застревают по каким-то криминальным причинам, нет. Но среди выпускников такие вещи иногда встречаются. Мне очень больно, что они так и не нашли ступеньку повыше, остановились там, где были раньше, не научились противостоять чему-то, двигаться вперед.

- Инициатором проведения в школе социальных акций вы выступаете?

- Да, мы практикуем благотворительный марафон «Мы – дети одной земли»: просим родителей детей помочь своим же одноклассникам. Они приносят вещи, книжки. Мы предлагаем родителям, если есть материальные трудности, выбрать любую понравившуюся вещь для своего ребенка. Как правило, на участие в акции ученики откликаются охотно. Был у нас один интересный случай, правда, прошел он вне акции. В школу приехали учиться дети из Таджикистана. Но на уроки они ходили по очереди: на троих была одна пара обуви – сланцы. В них они ходили и зимой. Когда мы об этом узнали, то смогли решить проблему за несколько дней: попросили помочь учителей, родителей, и, в итоге, детки были обеспечены не только обувью, но и канцелярскими принадлежностями.

«Мне обидно, что в Беслане мы не уберегли столько детей»

- Сейчас уроки в школе вы ведете?

- С октября я исполняю обязанности заместителя директора по воспитательной работе школы №6 Челябинска. Поэтому уроки сейчас не веду. Хотя по первому образованию я учитель технологии и черчения. Вела технологию (уроки труда – прим.авт.) у девочек.

- А как так получилось, что вы стали участницей Всероссийского конкурса «Воспитать человека»?

- Думаю, это был обобщенный результат моей деятельности и участия в других конкурсах. Претендентов определяло Министерство образования Челябинской области и городское управление образования. В мае они предложили мне попробовать свои силы, к июню совместно с коллегой заместителем директора по научно- методической работе Светлана Машуковой мы подготовили все документы для участия в заочном этапе.

- Вам понравилось, как прошел очный тур мероприятия?

- Да, конкурс был очень красивый, яркий. Нас хорошо приняли жители Владикавказа. Организаторы не давали нам скучать, обязательно каждый день проходила хорошая культурная программа. Мы ездили в горы, ущелье, Беслан, было две экскурсии по городу.

- Кто оценивал участников конкурса?

- Кандидаты педагогических наук. Когда я проводила конкурсное в жюри, помимо них, присутствовало еще пять организаторов.

- Соперники серьезные были?

- Скорее, очень интересные. Понимаете, нет определенных учебников по социальной работе, как это есть, например, в математике. Критерии, которые оценивают определенные знания по этому предмету, конечно, есть, но они не четкие. Дело в том, что в этом предмете несколько направлений, школ. Во Владикавказе собрались представители разных направлений: социальный педагог школы, социальный педагог поселка и социальный педагог дворца творчества. Кто-то из нас больше направлен на организацию досуга ребенка, кто-то работает с семьями. Я думаю, для жюри нас было очень сложно оценивать.

- Владикавказские дети от челябинских сильно отличаются?

- Нет, у них так же глазки горят, они любознательные. Единственное, у них есть такая особенность: если учитель сказал, то ребенок не смеет перечить. И не потому, что они запуганы, а потому что такие нравы и устои.

- Вы рассказывали, что вам предлагали съездить в Беслан.

- К сожалению, я туда не поехала. На вечер намечалось открытие конкурса. Внутренний настрой мне не позволил отправиться в Беслан. Мне эмоционально тяжело было осознавать, что мы, взрослые, не уберегли такое количество детей. А ехать туда... Я посчитала, что есть другая миссия, которая меня сюда привела. Я должна была достойно представить свой регион. И беречь эмоции. Конкурсантки, которые оттуда возвращались, было очень тяжело. Настроить себя некоторые просто не смогли. Сами представьте, после такой экскурсии нужно выходить на сцену петь, танцевать и веселиться. Если бы экскурсия была после конкурса, я бы, конечно, поехала.

- Что вам больше всего запомнилось во Владикавказе?

- Накануне нашего отъезда, 15 ноября, владикавказцы начали отмечать десятидневный праздник, посвященный Георгию Победоносцу. И когда я увидела, что в парке звучит мелодия и все танцуют народные осетинские танцы, я была очень сильно удивлена. Заполненность зарубежной музыкой у наших детей вытеснила народные традиции. Для владикавказцев же не уметь танцевать осетинские танцы – все равно, что вычеркнуть себя из этой страны.

«Школе не хватает наставников-мужчин»

- По вашему мнению, система образования в Челябинске на каком уровне находится?

- На всех конкурсах, челябинских педагогов жюри оценивает правильно. Раз из пяти наград Всероссийского конкурса «Воспитать человека» мы привезли две, значит, наша система образования развивается правильно.

- Чего не хватает именно вашей школе?

- Возможно, наставников мужского пола. Не хватает дополнительного спортивного зала. У нас много детей занимаются в спортивных секциях на базе нашей школы. Наши дети, которые занимаются конькобежным спортом, вынуждены ездить в «Ледовый дворец». Хотелось бы, конечно, дополнительный ФОК.

«Мой ребенок – мой друг»

- В начала нашего интервью вы сказали, что часто плачете дома из-за детей. Не получается рабочие проблемы оставить на работе?

- А как сердце разделить пополам: это работа, а это дом? Нет, так невозможно. Конечно, на родных проблемы я не выливаю, переживаю их внутри. Семья меня понимает, видит, что во мне идет борьба между тем, что я обязана помочь и, в то же время, обязана сохранить тайну.

- Родные с пониманием относятся? Наверняка, у вас настроение нерадостное, вы общаться не хотите?

- Мы научились понимать друг друга. В браке я уже 15 лет. Муж меня, кстати, и отправил учиться в институт.

- А детей своих как воспитываете?

- По принципу «ребенок - мой друг». Кстати, именно поэтому юношеские секреты своего сына я знаю лучше, чем папа. Дочь тоже, когда видит, что я расстроена, обнимает меня и говорит: «Мам, ну расскажи, что случилось, мы же с тобой подружки».

- У вас есть хобби?

- Я неплохо шью, люблю готовить, причем много. Появился у меня сад, и буквально месяца три назад я получила права, сейчас интересуюсь автомобилями. Лучшей релаксации, чем езда на автомобиле, я просто не представляю.

- Что для вас значит отдых?

- Если я в отпуске, то лучший отдых – общение с природой. В выходные полностью посвящаю себя семье. Хотя некоторые коллеги мне говорят: как можно, ведя домашнее хозяйство, отдохнуть? А мне нравится.

- У вас есть мечта?

- Как мама я, конечно, мечтаю, чтобы жизнь моих детей удалась. И они нашли ту ступеньку, к которой бы стремились всегда. Как учитель хочу, чтобы все дети были счастливы.

Cannot find 'cross_link' template with page ''