Евгений Редин: «При проведении монетизации сбоев не будет»
Очередного этапа денежной компенсации льгот – теперь на оплату жилищно- коммунальных услуг – южноуральские льготники ожидают с нескрываемым волнением. Не получить бы денег меньше, чем потребуется. И не пришлось бы заново обивать пороги социальных учреждений, доказывая свое право на льготы. Однако беспокоиться им, по мнению первого заместителя председателя Законодательного собрания области Евгения Редина, не о чем. Законопроект разработан так, чтобы люди не испытали никаких неудобств при переходе на новую льготную систему.
Кстати говоря, в связи с кризисной обстановкой в финансово-экономической сфере, реформа будет осуществляться, как отметил на очередном заседании правительства области губернатор Петр Сумин, плавно. Города и районы региона торопить с этим не станут.
Три принципа
- Евгений Владимирович, расскажите, пожалуйста, об основных принципах, на которых зиждется данный законопроект.
- Прежде всего, начну с того, что в условиях непростой обстановки, продиктованной кризисными явлениями в мировой и в том числе российской финансовой системе, фактический переход на денежные компенсации льгот ЖКХ будет произведен не с 1 января 2009 года, а со второго полугодия 2009 года. Такое решение принято губернатором Челябинской области и озвучено на заседании правительства региона 13 ноября этого года. Закон области и вся необходимая нормативная база будут приняты не позднее декабря этого года.
Весь механизм перехода на денежную компенсацию льгот на жилищно-коммунальные услуги строится на нескольких базовых принципах. Принцип первый: человек не должен испытать никаких неудобств, связанных с переходом на иную форму льгот. Это означает, что граждане, которые уже пользуются этой мерой государственной поддержки, не должны будут подтверждать свое право на получение льгот никакими дополнительными справками, квитанциями и прочими документами. Они вообще должны быть избавлены от необходимости куда-либо приходить и что-либо доказывать.
Для этого базы данных по льготным категориям граждан от жилищно-коммунальных организаций, которые сегодня проводят расчеты величины льгот, передаются в централизованном режиме в управления социальной защиты населения. Подавляющее большинство данных уже сверено, и в течение ноября эта работа будет завершена в полном объеме.
Второй принцип заключается в том, что человек получит денежную компенсацию в размере, не меньшем, чем он получает в настоящее время. Это также означает, что величина денежных средств, которые человек получит в свое распоряжение, будет учитывать, в том числе, и предстоящее с начала следующего года повышение тарифов.
Сейчас средняя величина увеличения тарифов на услуги ЖКХ, исходя из площади стандартной квартиры и стандартного количества проживающих в ней, по области составляет 22,9 процента. Подчеркиваю: это средняя величина. Но механизм расчета льготы, заложенной в законе, будет учитывать конкретную территорию, конкретные изменения тарифов на данной территории, конкретный состав семьи, степень благоустройства квартиры и так далее. То есть человек не получит денег меньше, чем ему положено по соответствующему закону.
Третий принцип: человек получит денежные средства раньше, чем наступит его обязанность платить за полученные услуги. То есть сначала деньги – потом квитанция. Это и есть три основных принципа, на которых будет базироваться как законопроект, так и все нормативные документы, принимаемые для обеспечения процесса реализации данного закона.
- А каковы нормативы для расчета льгот? Вдруг все же средняя величина окажется для какого-то льготника недостаточной?
- Нормативная база для реформы не только закон. Это еще и другие нормативные акты – постановления правительства области, описывающие порядок реализации норм закона по ряду факторов. В самом законе базовым принят механизм расчета величины льгот через региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, который разработан для всех 316 муниципальных образований области отдельно. Более того, внутри муниципалитета стандарт детализирован по различным параметрам: величина тарифов, количество проживающих в квартире, период отопительного сезона, степень благоустройства и так далее. Всего более восьми тысяч стандартов, и они учитывают все характеристики, требуемые для расчета платы. Сейчас эти стандарты проходят проверку на адекватность, и мы уже видим, что величина выплат, определенная стандартом, не меньше величины фактического начисления.
Нормативный подход – это, конечно, усреднение. И потенциально может возникнуть ситуация, когда один случай выпал из этого стандарта, и человек получил деньги в меньшем размере, чем ему положено по закону. Для этого в нормативных актах предусмотрена индивидуальная корректировка стандарта для конкретного человека – достаточно обратиться в местное управление социальной защиты населения. Но такие случаи маловероятны.
- Льготников беспокоит вопрос о том, не произойдут ли сбои с компенсацией льгот, когда реформа начнет воплощаться на практике.
- Сбоев не будет, поскольку мы закладываем механизм авансирования. Не позднее декабря будут приняты все необходимые нормативные акты, которые исключат возможность каких-либо проблем с получением денег.
- Будет ли меняться размер выплат при увеличении тарифов?
- Величина требуемой компенсации при повышении тарифов будет изменяться автоматически. К тому же, нужно четко понимать, что тарифы на услуги ЖКХ меняются один раз в год и сохраняются до наступления нового тарифного периода, который, соответственно, заранее планируется и наступает с началом нового года. Поэтому деньги на льготные категории граждан всегда имеются в плановом режиме.
Экономные льготники получат больше
- Каким образом будет происходить расчет размеров компенсации? И, в частности, как будут рассчитываться льготы для граждан, в квартирах которых установлены счетчики потребления услуг?
- Расчет размера денежной компенсации, как уже говорилось, будет производиться на основе разработанных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг. Как правило, норматив больше, чем фактическое потребление. В этом случае люди, экономно расходующие услуги, могут получить даже несколько больше денег, чем из расчета фактического потребления.
Вообще, необходимо заметить следующее: жилищно-коммунальная организация будет предъявлять человеку полную стоимость потребленных услуг, причем неважно, по нормативу или по показаниям счетчика. При этом от государства человек будет получать величину, равную установленной процентной доле от размера платы, определенной по стандартам. Предполагается, что эту величину человек приплюсует к своим денежным средствам и оплатит услуги.
Здесь важно понимать одну тонкость. На сегодняшний день жилищно-коммунальные организации в квитанциях на оплату, как правило, указывают две величины: собственно сумма к оплате, та, которую человек должен заплатить с учетом начисленной льготы, и полная сумма начисления, по сути, справочная цифра, которая говорит о том, сколько вообще должно быть начислено. При переходе на денежную компенсацию в квитанциях будет указываться только полная стоимость услуг, но денежные средства в размере положенных льгот человек будет получать на руки.
Это не значит, что для него происходит повышение квартплаты. Это и не прибавка к пенсии, а те средства, которые государство вместо того, чтобы напрямую направить их в управляющую компанию, передало непосредственно человеку. Причем долю своих денег человек будет тратить не больше, чем тратит в нынешних условиях.
- А в какой форме льготники будут получать деньги? Пожилые люди переживают из-за того, что им придется получать деньги по пластиковым картам…
- Действительно, можно получать деньги путем зачисления их на банковский счет. Тогда их можно будет снять в банкомате или со сберкнижки. Для этого достаточно написать заявление с просьбой о переводе денег на счет. Если же человек привык получать пенсию или иные предусмотренные государством выплаты через почту, то он так же будет получать и денежную компенсацию за жилищно-коммунальные услуги, и никаких дополнительных действий ему предпринимать не требуется. Хотя, на мой взгляд, проще получать деньги через банк, ведь пенсия выдается в установленный день, а с банковского счета деньги можно снять в любое время. Однако выбор способа получения денежных средств остается за получателем.
- Предусматриваются ли какие-то санкции для льготников-неплательщиков?
- Государство в любом случае будет доводить средства в необходимом размере до всех льготных категорий граждан и не станет вмешиваться в гражданско-правовые отношения между поставщиками услуг и потребителями. Выбор такой позиции неслучаен, ведь одна из целей перехода на денежную компенсацию льгот – повышение потребительской ценности потребителя услуги у поставщика. Когда деньги находятся у самого потребителя, поставщик старается работать с ним аккуратно, поскольку он является и плательщиком.
«Горячая линия»: без обратной связи с населением не обойтись
- Законодательное собрание организовало в связи с переходом на денежную компенсацию льгот «горячую линию» для льготников. Что законодатели хотят услышать от населения? И как будет проводиться разъяснительная работа с гражданами?
- Одна из основных задач в момент смены какой-либо системы – это максимальное информирование людей. Законопроект и нормативные акты уже прошли очень серьезную подготовку. Но, тем не менее, для нас крайне важно увидеть те шероховатости, которых мы не заметили на стадии разработки. И коллективный разум, который, как мы надеемся, проявит себя в виде предложений, замечаний, высказываний, поможет нам эти шероховатости устранить. Все конструктивные предложения будут однозначно рассмотрены, и наиболее яркие из них будут учтены. Для нас важно проверить на адекватность разработанные нормативные документы еще до стадии их внедрения. С этой целью и организуется «горячая линия».
Мы отдаем себе отчет в важности информирования населения и ставим перед собой задачу всеми возможными способами довести информацию до заинтересованных лиц. Это будет делаться через телевидение, печатные и электронные СМИ, включая и интернет, хотя пожилые люди им, конечно, не пользуются, но зато услугами интернета пользуются их дети и внуки, которые могут им все рассказать. Министерством социальных отношений создана специальная брошюра, которая уже передана во все муниципалитеты, чтобы те довели ее до жилищно-коммунальных организаций и далее до граждан.
А в одном из обсуждений в качестве способа распространения информации было предложено использовать квитанции по квартплате, которые получают абсолютно все плательщики. Это, пожалуй, один из самых действенных способов. Максимальное внимание будет уделяться и встречам с представителями ветеранских и профсоюзных организаций, разъяснительной работе с использованием жилищно-коммунальных организаций.
- Где можно ознакомиться с текстом законопроекта?
- Текст законопроекта размещен на сайте ЗСО. Пакет документов ушел во все муниципалитеты области, разослан в приемные всех депутатов ЗСО.
- Позволю себе немного отвлечься от темы. В нынешней нестабильной экономической обстановке льготники будут защищены тем, что денежная компенсация льгот предусматривает повышение тарифов. А как быть остальной части населения? Фракция «Единая Россия» ЗСО выступила с инициативой к российскому правительству о снижении цен на энергоносители. Поспособствует ли это сдерживанию тарифов?
- Снижение цен было бы существенным решением, но мы живем в реальном мире и понимаем, что есть еще и объективные экономические законы. А вот объявление моратория на повышение цен естественных монополий в условиях нестабильной ситуации стало бы существенной мерой по нейтрализации последствий финансово-экономического кризиса. Но это вопрос федерального уровня власти.
Cannot find 'cross_link' template with page ''