Алексей СЕВАСТЬЯНОВ: «Создан неофициальный клуб для борьбы со мной».
Алексей Севастьянов – один из самых молодых депутатов Челябинской городской Думы. Это ему не мешает – а может, наоборот, помогает. Он возглавляет думскую комиссию по местному самоуправлению и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. Выпускник программы «Открытый мир». Участник программы «Школа молодого лидера местного самоуправления» при Президенте РФ. В Челябинске Севастьянов известен в первую очередь как правозащитник и лидер общественной организации «Правосознание». Как сегодня обстоят дела в области защиты прав человека? Какую роль играют здесь общественники и могут ли они вообще что-либо сделать? С такими вопросами «Полит74» обратилось к Алексею Михайловичу.
- Проблемы в сфере защиты прав человека существуют, - признает Севастьянов. - Особенно в нашей области. Связано это, прежде всего, с политической волей. Или неволей. Указ президента о том, что надо расширять институт уполномоченных по правам человека, не реализуется. Профильный комитет Законодательного собрания ссылается на то, что в бюджете нет денег. Однако если подсчитать затраты, то получится, что в год с жителя области на эти цели придется взимать один рубль. Не так уж и много. Проблема в том, что власти правами человека не интересуются, – такие безрадостные выводы позволяет сделать хотя бы фактическое упразднение соответствующей комиссии при губернаторе. Более того, согласно закону, вопрос об оказании юридической помощи населению должен решаться на областном уровне – этого тоже не происходит. Есть, конечно, традиционные механизмы реагирования через федеральные органы – суды, прокуратуру, милицию. Но там существует своя корпоративная система, которая не всегда позволяет получить результат.
- То есть они работают плохо?
- Областная прокуратура работает как раз очень хорошо. Рассматривается много жалоб, оперативно принимаются меры прокурорского реагирования. Областной суд принимает верные решения. Но если нет слаженной системы в вопросах защиты прав человека, то соответственно нет и порядка.
- Как такая ситуация с правами людей влияет на общее развитие региона?
- Недавно Петр Иванович Сумин поднимал вопрос об инвестициях в нашу область. Но иностранные компании, как правило, обращают внимание на то, как в регионе решаются вопросы защиты прав человека. Для них это критерий того, что работа будет эффективной. Получается, что отсутствие уполномоченного по правам человека в нашей области мешает ее инвестиционному климату. Три года назад 20 общественных организаций подписали предложение о создании в области этого института и направили в Законодательное собрание. До сих пор не получено даже ответа. Когда к нам приезжала уполномоченный по правам человека в Свердловской области, то рассказала, что к ней за помощью обращаются многие южноуральцы, поскольку у нас им обратиться не к кому.
- А как же общественные организации?
- К счастью, есть общественные организации, которые хорошо себя зарекомендовали. К настоящему моменту выжили те, которые создавались не искусственно, а для реальных целей. Они несут в себе культуру правозащитного сообщества. Это и «Аркаим», которая отстаивает интересы беженцев, и «Мемориал», и «Солдатские матери», и «Движение за ядерную безопасность». Эти организации проверены временем и работают достаточно успешно.
- Как обстоят нынче дела в вашем «Правосознании»?
- Переживаем определенный кризис в связи с тем, что организация создавалась как молодежная, а большинство наших лидеров уже не подходит под этот статус по возрасту. Мне до тридцатилетнего рубежа остался год, Андрей Талевлин, который председательствует в организации сейчас, этот порог уже перешагнул. Поэтому сейчас наша главная задача – воспитать себе смену. А в целом «Правосознание» развивается достаточно успешно и прекращать работу не собирается. В этом году получило грант на консультирование граждан по вопросам ЖКХ в рамках городской программы. Работает четыре общественных приемных. По-прежнему поддерживаем работу спортивного клуба для трудных подростков. В сотрудничестве с «Гражданским обществом» организуем выездные юридические консультации в сельской местности. Кстати, побывав в Сосновском районе, мы увидели, что уровень юридической грамотности населения крайне низок. И разовыми акциями здесь не обойтись. Правовое просвещение населения – это одна из функций власти…
- Которую пока реализуете вы. Брошюра «Наша земля», выпущенная вами, которая по счету?
- Пятая за последний год. Она подготовлена рабочей группой специалистов по земельному праву и издана тиражом десять тысяч экземпляров. Первая брошюра была посвящена защите жилищных прав граждан, еще две – вопросам ЖКХ, и одна – несанкционированным парковкам. Стараемся по мере сил просвещать людей, хотя иногда не хватает финансирования. По этой причине, признаюсь, у нас хромает мониторинг нарушений прав человека.
- Кстати, о финансировании. Вас нередко обвиняют в участии в бизнес-конфликтах на стороне отдельных предпринимателей…
- Я к этому отношусь философски. Если ресурсы есть, их надо использовать. Если проект преследует общественные интересы, то неважно, где мы взяли денег на его реализацию. А что касается противодействия нашей деятельности… Скажу честно, если бы я не был депутатом, если бы не поддержка главы города Михаила Юревича и депутата Госдумы Дмитрия Еремина, это противодействие было бы гораздо серьезнее. Мне недавно сообщили по секрету, что, оказывается, создан целый неофициальный клуб предпринимателей по борьбе со мной.
- Как собираетесь противостоять?
- Всю жизнь противостояли благодаря двум вещам: честности в отношениях и поддержке населения.
- Над чем сейчас работает ваша комиссия?
- Впервые делаем попытку объединить усилия всех ведомств, занимающихся обеспечением безопасности жизнедеятельности населения. Разрабатываем программу мероприятий на три года, где будут прописаны все полномочия этих структур. Она практически уже сверстана. Продолжаем работу над Уставом города – изменения в нем касаются демократических институтов. Готовим на рассмотрение думы предложение о создании 7-9 так называемых передвижных пунктов милиции, которые могли бы оперативно выезжать на места происшествий, и в том числе туда, где существуют несанкционированные парковки. Есть надежда, что это позволит реально повлиять на безопасность городской среды. Тем более что наша инициатива нашла поддержку у городской власти. Развивается общественный совет при нашей комиссии, куда могут обратиться депутаты и общественники, чтобы обсудить какие-либо правовые акты.
- А избиратели к вам чаще всего с чем обращаются?
- С вопросами о вырубке деревьев, защите водоохранных зон и несанкционированных парковках. Есть и вопросы другого характера – о незаконных содержаниях или прекращении уголовных дел. Готовим запросы в прокуратуру или милицию. Всего за прошлый год ко мне поступило порядка 1400 обращений. Я благодарен судьбе за то, что работаю в думе и за то, что городская администрация идет нам навстречу. Это позволяет защитить права многих людей, помочь в трудных ситуациях. Конечно, зарплаты мы повысить не можем, но в некоторых ситуациях можем обратиться в управление социальной защиты – и человеку будет оказана разовая материальная помощь. Наш город, кстати, в этом смысле весьма прогрессивный: реализуется масса социальных программ. В том числе и благодаря комиссии гордумы по социальной политике. Так что порой от своевременно сделанного запроса зависит судьба человека.