29 мая 2008, Автор: Людмила Архипова

Александр Попов: "Не любишь детей – уходи!"

В середине апреля в одной из лучших школ Челябинска произошла ужасная трагедия – из-за безответственности педагога погиб девятиклассник. Александр Попов, директор физико-математического лицея №31, согласился на встречу и рассказал, какая страшная ошибка привела к смерти юноши и почему он может покинуть руководящий пост.

- Александр Евгеньевич, что на самом деле случилось с юношей на уроках? Почему он не был в школе?

- Алексей не принес на первый урок домашнее задание по географии, и учитель отправила его домой. Уже это противоречит морали. Впоследствии она не поинтересовалась, вернулся ли ученик в школу на другие уроки, не сообщила классному руководителю и мне. Я узнал об этом только поздно вечером. Мы подняли на уши милицию, больницы, искали его вместе с родителями по всему городу. Утром 16 апреля его нашли абсолютно в противоположной стороне и очень далеко от дома - за зданием бассейна «Электрометаллург» повешенным.

- У мальчика были проблемы с педагогом?

- Нет, никаких проблем ни с этим, ни с другими учителями у ребенка не было. Он уже в девятом классе был хорошим хакером, пошел по стопам отца. Сами понимаете, что такие дети поглощены компьютерами, они мало обращают внимание на людей. Вряд ли действия педагога, даже если бы они были, могли бы обидеть этого ребенка.

- Но что-то же его сподвигло на этот поступок?

- Вы знаете, настолько увлеченных личностей зачастую называют «безрукими». И у следствия возникло сомнение, что он сам смог бы привязать эту веревку и совершить суицид. В прокуратуре сейчас рассматривается несколько версий произошедшего. Дело находится под пристальным контролем губернатора, но пока о результатах говорить рано. Отец погибшего мальчика начал собственное расследование и обошел все близлежащие магазины, где могли быть установлены камеры наблюдения. Он нашел запись у службы безопасности одного из супермаркетов, на которой около четырех часов дня запечатлен его сын. Если бы педагог вовремя сообщила об отсутствии ученика в школе, смерти ребенка можно было бы избежать.

- По вашему мнению, кто виноват в трагедии?

- Я считаю, что здесь моя вина. Именно я вовремя не углядел то, что педагог настолько равнодушен к детям, вовремя не достучался до него, не принял меры. Поэтому я серьезно задумался о том, что не соответствую должности. Накануне этого страшного события у меня было какое-то непонятное предчувствие. На моем веку, после 22 лет руководства лицея – это первая детская смерть. Абсолютно ясно, что мы в ответе за своих учеников, поэтому продолжать спокойно работать и жить я не могу.

- Этот педагог будет уволен?

- От нас уйдут несколько учителей, которые не любят детей. Самое ужасное в том, что все эти преподаватели гуманитарных специальностей. Именно они должны прививать ребенку человечность, любовь, сострадание. Костяк математиков, физиков и информатиков у нас неизменен в течение многих лет, и равнодушных к своему делу и детям среди них нет. Более 60 учителей лицея написали письмо в одну из старейших челябинских газет с официальной просьбой остаться в должности директора. И, несмотря на всеобщее порицание, преподаватель географии не считает себя виноватой. Сейчас она даже не посещает школу, бережет себя, хотя у нее есть выпускной класс, идут экзамены, решается огромное число учебных вопросов. Понимаете, в эти ответственные дни она снова бросает своих детей!

- Эти учителя смогут устроиться на работу в другие школы?

- Знаете, они настолько любят, но любят себя, что о их судьбе не стоит беспокоиться. Они устроятся в жизни.

- Но с вашим огромным опытом и знаниями, с дикой любовью к школе, в которую вы вложили столько лет и сил, возможно ли все бросить и уйти?

- Я пока не знаю, какое решение я приму. Сейчас я просто наблюдаю за всем, что происходит, и делаю выводы. Я не уверен, что смогу продолжить руководство коллективом, в который не смогу заново поверить. Мне страшно даже подумать, что такая трагедия может произойти снова. Пока я не готов сказать ничего определенного. Если что – пойду работать учителем математики.

- И напоследок – что должен знать каждый работник системы образования, чтобы ничего подобного не произошло?

- Понимаете, всего же предугадать невозможно. Но самая главная мысль заключается в следующем: если ты перестал любить детей – уходи из системы образования. Только так, и никак иначе.

Cannot find 'cross_link' template with page ''