13 мая 2008, : Автор: Отдел политики

Создать условия для деловой инициативы

В ведении комиссии Челябинской городской Думы по экономике, муниципальному имуществу, поддержке малого и среднего бизнеса находится целый ряд важнейших вопросов. О том, по каким принципам строится работа, «Полит74» рассказал председатель комиссии Александр Вышегородцев.

– Какие проблемы решает комиссия по городской экономике, муниципальному имуществу, поддержке малого и среднего бизнеса?

- Задача деятельности нашей комиссии – принятие программ по основным направлениям социально-экономического развития города. С помощью такого важного инструмента, как городские целевые и инвестиционные программы, мы можем аккумулировать средства из разных источников, направляя их на наиболее «горячие» участки, поддерживая перспективные виды деятельности, создавая в городе благоприятную среду для деловой инициативы. На нас возложен постоянный контроль исполнения 35 городских и отраслевых целевых программ, три из которых обеспечивают реализацию национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
С 2007 года в Челябинске стартовали пять инвестиционных программ. Благодаря им организации коммунального комплекса (ОАО «Челябэнерго», МУП «КОММЕТ», ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10», МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения») получили средства не только на покрытие дефицита мощностей и модернизацию старых инженерных сетей, но и на строительство новых коммуникаций, которое ведется в соответствие с планами перспективного развития города.

Одно из ключевых полномочий комиссии – управление и распоряжение муниципальным имуществом. Здания и сооружения, принадлежащие Челябинскому городскому округу, являются важным внутренним ресурсом его развития, а потому должны использоваться с максимальной эффективностью. Но, с другой стороны, большую часть подобного имущества составляет жилищный фонд, и, значит, мы не можем забывать о так называемой «социальной составляющей».

Она же во многом определяет наши действия в такой значимой области, как тарифная политика. Возьмем, к примеру, стоимость проезда в городском транспорте. Каждое решение об объективном, экономически оправданном повышении платы требует от членов комиссии поистине ювелирных расчетов. С одной стороны, мы не можем допустить разрушения муниципальной транспортной системы, с другой стороны, должны постоянно помнить о тех, кому приходится считать каждый рубль – наименее защищенных жителях нашего города.

Радует, что члены нашей комиссии, как, впрочем, и большинство депутатов нынешнего состава думы, в своей работе руководствуются социальными приоритетами, ориентируясь не только на динамичное развитие города в целом, но и на благополучие каждого его жителя. Свидетельством тому – социальная направленность бюджета города. По итогам минувшего года 70 процентов средств израсходовано на здравоохранение, образование, социальную защиту, культуру и спорт.

– Городские целевые программы поддержки малого и среднего бизнеса. Последние изменения. Что в реальности город может предложить предпринимателям?

– Сегодня в Челябинске насчитывается около 15 тысяч малых предприятий, на которых занято более 35% всего работающего населения города. И потенциал далеко не исчерпан. В экономически развитых странах Евросоюза, к примеру, на девяти из каждого десятка предприятий трудятся от одного до девяти человек.
В числе многих объективных причин, которые препятствуют более динамичному развитию частного сектора, я бы в первую очередь отметил отсутствие ощутимых налоговых льгот на первых этапах становления предприятия и невозможность получить долгосрочный инвестиционный кредит под приемлемые проценты.

В конце 2006 года дума Челябинска приняла городскую целевую программу «Развитие и поддержка малого предпринимательства на 2007-2009 годы». Здесь стоит отметить, что наша разработка стала победительницей областного конкурса на лучшую программу по поддержке малого предпринимательства, благодаря чему город получил два гранта в размере одного миллиона рублей каждый. Эти средства, наряду с выделенными в рамках программы, были направлены на поддержку частной инициативы горожан. Как показывает практика, наибольшим «спросом» у предпринимателей пользуется финансовая поддержка в виде субсидий, а именно: компенсация затрат по кредитам, лизинговым платежам и продвижению продукции, в том числе на выставках и ярмарках.
В июле прошлого года был принят закон N209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который позволил нам распространить действие программы и на предприятия среднего бизнеса. В нем четко определен целый комплекс мер для реализации имущественной, финансовой, информационной и других форм поддержки малого и среднего бизнеса. В связи с этим мы внесли изменения в городскую программу и привели ее в соответствие с федеральным законом.
Отмечу, малое предприятие может получить бюджетную поддержку лишь при соблюдении ряда условий. В первую очередь, это деятельность в отдаленных и экономически менее привлекательных районах Челябинска, не менее трех зарегистрированных работников и средняя зарплата не ниже средней по городу.

Кроме того, мы стараемся по максимуму использовать возможности для налоговых послаблений, которые заложены в действующем законодательстве, тем самым стимулируя предпринимателей вести честный бизнес. К тому же, инициативные и предприимчивые горожане всегда могут рассчитывать на информационно-консультационную и административно-организационную поддержку с нашей стороны.

– Насколько нам известно, недавно прокуратура подала протест, касающийся арендной платы за землю для предприятий малого и среднего бизнеса. Поясните точку зрения прокуратуры и городской думы на эту проблему.

– Решение городской думы, принятое в декабре 2006 года, предусматривало дифференцированные ставки арендной платы. И для нескольких категорий арендаторов – в основном это малые и средние предприятия, деятельность которых можно охарактеризовать как социально значимую, – были утверждены пониженные ставки. Так, предприятия розничной торговли и ярмарки платили по минимуму – 0,452% и 0,7% от кадастровой стоимости земли, а максимальный сбор – более 2,5% стоимости участка – был установлен для летних кафе.

Логика, которой мы руководствовались, весьма прозрачна. Более высокая арендная плата за земельный участок, предоставленный под летнее кафе, обусловливалась тем, что оборот подобных сезонных заведений весьма высок. Между тем, владельцы стационарных кафе и ресторанов несут бремя расходов на содержание зданий в течение всего года, и, на наш взгляд, было бы справедливо несколько уменьшить для них арендную плату за земельный участок.

Или возьмем, к примеру, предприятия розничной торговли. Львиную долю ассортимента остановочных комплексов и киосков, как известно, составляет алкогольная и табачная продукция. Между тем, рынки и ярмарки специализируются, в основном, на товарах первой необходимости и, за счет сравнительно низких цен, привлекают покупателей, чьи доходы никак нельзя назвать высокими. И мы сочли возможным установить для них более низкую, в сравнении с теми же киосками, ставку арендной платы.
Но в подобной дифференциации ставок для субъектов, работающих на одном товарном рынке, прокуратура города Челябинска усмотрела нарушение статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В рамках действующего законодательства членам комиссии совместно с администрацией города удалось найти решение, которое, с одной стороны, снимает претензии прокуратуры, а с другой – препятствует кратному увеличению арендной платы. Теперь для всех городских предприятий оптовой и розничной торговли Челябинска установлена единая ставка – 1,105% от кадастровой стоимости земельного участка, для гостиниц и ресторанов – 1,675%.

Да, положение предпринимателей, которых коснулись изменения, ухудшилось. Но с нашей стороны было сделано все возможное для ослабления налогового бремени.

Справка:


– Ваши планы на будущее как председателя комиссии?

– Работать. Ежедневно перед нами встает немало проблем: и сиюминутных, и стратегических. Город – живой организм, он постоянно развивается, и наша главная обязанность – дать этому процессу нужное направление, используя те правовые и экономические рычаги, которые нам, депутатам, доверили жители Челябинска.

Со своей стороны буду делать все возможное для того, чтобы городская экономика сохранила свою социальную ориентированность, малый и средний бизнес ощутил себя реальной движущей силой экономики, а каждый житель Челябинска увидел, как его город и его жизнь меняются к лучшему.


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск