28 апреля 2008, Автор: Ольга ТИТОВА

Xамство против «электронной очереди»

Xамство против «электронной очереди»

В будущем очередей при оформлении загранпаспортов в Челябинске не будет, уверен начальник УФМС по Челябинской области Артур Дамерт. Искоренить их помогут, извините за каламбур, «электронные очереди». На другую российскую беду – хамство инспекторов миграционной службы – противоядия пока нет.

В Челябинске да и во многих других городах Южного Урала годами отработана практика: желающие посетить заграничные курорты при отсутствии загранпаспорта и наличии денег могут не мучаться в районных отделениях милиции, а передоверить эту, без сомнения, тягостную ношу посредникам в лице туристических фирм.

- Впервые появилась такая услуга с того момента, когда люди, не знаю по какой причине, не захотели заполнять анкеты самостоятельно, - рассказал Артур Дамерт. В пятницу, 25 апреля, он принял участие в деловом завтраке, устроенном коллективом челябинского представительства «Российской газеты». - Сначала туристические фирмы просто помогали гражданам оформить пакет документов. За эту услугу брали определенную плату. Паспортно-визовая служба в то время еще не принимала документы от посредников. Желающий оформить загранпаспорт должен был лично явиться в отделение милиции.

Потом турфирмы стали чем-то вроде почтальонов. Они передавали документы инспекторам от тех граждан, у которых не было времени или желания стоять в очередях. Постепенно между инспекторами и работниками турфирм завязывались рабочие отношения, появлялись «полезные» знакомые. По знакомству просили помочь оформить паспорта в короткие сроки для своих клиентов, отправляющихся на отдых по «горящим» путевкам. Но получал документ гражданин все равно самостоятельно. Здесь уже всякое посредничество исключается.

Когда меня назначили начальником миграционной службы, я попытался изменить сложившуюся систему посредничества. Запретил принимать документы от представителей турфирм. Но тогда вся эта масса просителей пошла ко мне на прием. С утра у моего кабинета выстраивалась очередь из 50 человек. У всех есть причина для оформления паспорта вне очереди. Ну как человеку не помочь?

Потом турфирмы стали оформлять паспорта не только для своих коллег, но включили посреднические функции отдельной строкой в прейскурант. Мы сделали ограничения: человек должен иметь на руках путевку, на которой указана дата вылета, - на нее сотрудник службы и ориентируется при оформлении паспорта. Полностью искоренить существующую практику не возможно, разве что установить камеры и подслушивающие устройства к каждому нашему сотруднику, принимающему документы. Но это нереально. Я уверен, что с вводом биометрии потребность в посредниках отпадет сама по себе. Человек должен сам прийти, сесть в кабину.

- Система посредничества может использоваться для незаконного оформления паспортов?

- У нас в области нет ни одного незаконно выданного загранпаспорта, хотя в других территориях такие факты и отмечались.

- Не кажется ли Вам, что именно сотрудники милиции своим хамским поведением в основном и заставляют граждан обращаться к посредникам? Лучше лишний раз заплатить: свое здоровье важнее.

- Конечно, это есть. Я взял за правило: в целях проверки работы сотрудников нередко переодеваюсь и наведываюсь в какое-нибудь районное отделение в качестве обычного человека. Первое время меня в лицо мало кто узнавал, было проще выявить недостатки работы.

Нельзя сказать, что только миграционная служба поражена этой «болезнью». Похожая практика везде существует. Наша задача: внушить нашим сотрудникам, что они работают для людей, а не люди существуют для них. Для этого я сайт открыл, общественную приемную создал. Любой человек может прийти и совершенно свободно изложить свои претензии по работе инспекторов миграционной службы. Кроме того, я ввел двух старших инспекторов. Они будут заниматься инспекцией личного состава.

- Но почему бы не ввести официальную услугу для тех, кто не желает ждать месяц и готов заплатить за скорое оформление документа?

- Об этом ведется много разговоров. Такая практика была. Официально, через законодательное собрание, согласовано было с прокуратурой: человек платил дополнительные деньги и паспорт ему оформляли в короткие сроки. За счет этих денег велось содержание инспекторов, которые этим и занимались. Но потом посчитали, что не пристало сотрудникам милиции заниматься по сути коммерцией. Я знаю, что сейчас вопрос о создании такой услуги рассматривается, но в рамках создания государственного унитарного предприятия. Может быть, он даже быстрее будет решен положительно, если произойдет отделение ФМС от МВД.

- Какие месяцы для сотрудников миграционной службы являются «горячими»?

- Самое интересное, если раньше в течение года можно было четко отследить всплеск приема документов. «Горячая» пора начиналась в апреле и и заканчивалась в октябре, то теперь – круглый год. Разницы сезонной не вижу, хотя увеличение активности граждан все равно отмечаем. Сейчас я вынужден готовить приказ на усиление отдела загранпаспортов, выделяю дополнительно 4-5 человек для работы. Девчонки не справляются: работают до 10 часов вечера. Принять документы мало. Главное – все верно подготовить. Оформление паспортов ведется на специальном принтере. Я могу посадить хоть 30 инспекторов, но толку будет мало, так как принтер всего один.

Cannot find 'cross_link' template with page ''