25 июля 2006, Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Александр Войтович: «Мы дадим людям шанс»

Александр Войтович: «Мы дадим людям шанс»

Чуть больше месяца прошло со дня назначения нового генпрокурора, однако все региональные прокуратуры до сих пор гудят как ульи. Грядут реформы - это несомненно. Только вот что именно задумал самый главный прокурор России Юрий Чайка сделать из подведомственной структуры, пока не известно. Почти на все вопросы о нововведениях законники отвечают: «Это знает только Бог и Чайка». Впрочем, они немного лукавят. По словам Александра Войтовича, прокурора Челябинской области, свои соображения по реформированию уже высказал каждый регион. А Юрий Чайка будет решать, какие из них придутся «ко двору». В любом случае, все шаги в рамках реформы, уверен Александр Войтович, приведут к гуманизации уголовной политики государства. «За палку колбасы» теперь в тюрьму сажать не будут.

Начальником стал профессионал

- Александр Петрович, нового генпрокурора превозносят без исключения все чиновники и все силовики, в каждом комментарии назначения. Он действительно стал президентским подарком прокурорам?

- Да, к кандидатуре Юрия Яковлевича мы все отнеслись очень положительно. По поводу назначения ходило много слухов, называли несколько кандидатур. Персона Чайки среди них наиболее достойная. Мы все боялись, что придет человек вне прокурорской системы. А Чайка - это высочайший профессионал, знающий прокурорскую работу «от» и «до». Он сам начал с низовых звеньев, со следствия и дослужился до прокурора субъекта, до уровня руководства генеральной прокуратуры. Те люди, которые работали с ним, знают его биографию, очень высоко его оценивают. Так что теперь и я, и мои подчиненные настроены на работу с большим воодушевлением. Кстати, из-за отставки Устинова и назначения Чайки никаких сбоев в работе не произошло.

- Вы же тоже работали с Чайкой?

- Я работал с другим, с однофамильцем Юрия Яковлевича, но не родственником. Константин Чайка был заместителем генерального прокурора на Дальнем востоке, он мой друг и одноклассник.

- Наверное, больше всего разговоров было о том, кого из замов в регионах новый генпрокурор отправит в отставку, кого оставит. Кажется, на сегодняшний момент рокировки закончены?

- Вопрос об отставках из серии вопросов, ответ на которые один: «тут знает только Бог и сам Чайка». Вся кадровая политика – это прерогатива генерального прокурора. Он назначает, он представляет кандидатуру в совет Федерации на утверждение, он освобождает от обязанностей. Что касается Юрия Михайловича Золотова, заместителя генпрокурора в УрФО, то он как работал, так и работает. Он мудрый человек. И, кстати, по моему уже привык к тому, что его постоянно «отправляют» в отставку. И что только о нем не писали! Но раз он остается на своем месте уже столько времени, значит, работает правильно.

- А как на счет слухов о вашем переводе в Москву или обратно на Камчатку?

- А не дождетесь. Ха-ха-ха. Мне рано об этом думать. Еще двух лет даже здесь не работаю. Год и 7 месяцев.

Когда идут в ход непопулярные меры

- В начале июля Чайка встречался с полпредом президента в УрФО Петром Латышевым. Вам известны подробности встречи?

- Нет. Но 27 июля в Екатеринбурге пройдет региональная коллегия. На ней будут присутствовать и Чайка, и Латышев. Думаю, тогда-то они и озвучат планы.

- Кстати, некоторые из них уже названы. Юрий Чайка выделил приоритетные направления в работе генпрокуратуры и прокуратуры.

- Да, в своих первых выступлениях генпрокурор, среди прочего, говорил об усилении надзорной функции прокуратуры по всем подведомственным нам статьям. В частности, по надзору за изготовлением нормативно-правовой документации. Сегодня в стране отменяется огромное количество незаконных правовых актов. Только в Челябинской области по итогам первого полугодия 2006 года отменен 1691 акт в социальной сфере. Государственная власть – региональный и местный уровень – в этом плане тоже отличились. В области мы отменили 42 Устава муниципальных образований и 455 нормативных актов органов местного самоуправления.

- А как насчет коррупции? В генпрокуратуре Чайка уже создал специальный отдел, который журналисты прозвали антикоррупуционным. Последуете примеру?

- Если генпрокуратура что-то меняет, мы тоже обязаны это сделать. В ближайшее время получим установки от Юрия Чайки и, думаю, будем подстраиваться, изменять свою структуру под структуру генеральной прокуратуры. Вообще прокуратура – это стройная система по вертикали. Мы практически дублируем центр, и, исходя из определенных нам полномочий, создаем те же отделы. А на сегодняшний день коррупцией у нас уже два года занимается отдел по расследованию особо важных дел. Опытные специалисты работают по взяткам, должностным преступлениям. Отныне надзор и воздействие на чиновников-коррупционеров будет усилен. За это полугодие, как и за прошлый год, по фактам выявления взяточничества и других должностных преступлений по округу мы на первом месте. И все же, несмотря на это, общее количество выявленных дел коррупционной направленности за минувшие полгода уменьшилось на 33,6 процента. Спад произошел из-за того, что в 14 городах и районах не выявлено ни одного факта взяточничества, превышения полномочий и так далее.

- Будете исправлять ситуацию?

- Если во втором полугодии положение дел по выявлению коррупционных преступлений останется на прежнем уровне, буду вынужден принимать непопулярные меры.

Новый "кнут" для коррупционера

- Федеральные СМИ связывают приход Чайки с началом новой эры антикоррупционной борьбы. Как прокомментируете?

- Антикоррупционна политика определена посланием президента. Не думаю, что к этому есть что добавить. В любом случае, давайте дождемся коллегии в Екатеринбурге – уверен, что какое-то указание генпрокурора в этом отношении обязательно последует. В целом же – с каких точек зрения нам интересны факты коррупции? Во-первых, в плане общенадзорной деятельности. Мы выявляем очень много фактов, когда чиновники, попадая на муниципальную, государственную деятельность продолжают или начинают фактически заниматься бизнесом или лоббировать интересы коммерческих структур. Встречается это и среди силовиков, хотя нам категорически, в любой форме запрещено участвовать в таких видах деятельности. В области был обнаружен ряд таких фактов, некоторые чиновники свои места покинули. Второй блок – непосредственно злоупотребления, превышения, дача и получение взяток. Здесь закон жестче. Чиновники, которые преступили закон, привлекаются к уголовной ответственности.

- Как думаете, какие-то новые методы выявления коррупционеров и борьбы с коррупцией Чайка придумает?

- Конечно, какие-то указания будут. Но сейчас работа в этом направлении скоординирована уголовным законодательством и иными законами об ограничении в органах госслужбы. А дополнительные какие-то законы… Мы уже лет десять ждем закон о коррупции. Все никак не могут принять в госдуме. Что там будет прописано, я пока не могу сказать. Но он будет - генпрокуратура лоббирует этот вопрос. Думаю, в нем обязательно пропишут конфискацию имущества у осужденных по коррупционным делам, которая была раньше.

Ни копейки мимо!

- Не так давно Чайку ввели в президиум Совета по нацпроектам РФ. Более того, Юрий Яковлевич уже успел высказать свое мнение о ходе реализации приоритетов – сказал, что нарушения законов в этой сфере со стороны властей весьма велико. Как обстоят дела в Челябинской области?

- Надзор за расходованием федеральных средств, выделенных в рамках реализации национальных проектов – один из приоритетов нашей работы. Однако ни губернатору, ни главам муниципальных образований мы не будем диктовать, куда и как тратить деньги. Это дело каждого руководителя на местах. Но мы будем следить за каждой поступающей копейкой, чтобы она была расходована исключительно по целевому назначению. И тем более – исходя из опытов прошлых лет и реалий сегодняшнего дня – чтобы эта копейка не ушла в карманы нерадивых чиновников. Это самые главные установки.

- Такие факты уже есть?

- Фактов хищения пока нет. Есть небольшие отступления от законов, не связанные с деньгами. Мы провели работу, поправили наших чиновников. За первое полугодие 2006 года нами выявлено более 150 нарушений. Для их устранения внесено 16 представлений, опротестовано 36 незаконных правовых актов, в суды направлено 29 заявлений, объявлено 12 предостережений о недопустимости нарушения закона, возбуждено 40 административных дел. Для примера, по национальному проекту «Здравоохранение» мы опротестовали 30 незаконных правовых актов. Среди них – постановление областного правительства об утверждении оплаты госслужащим и медицинским работникам за помощь, оказанную женщинам во время беременности. Это постановление шло вразрез с законностью расходования финансовых средств, получаемых больницами по родовым сертификатам. А в целом за неправильную реализацию этого национального проекта к дисциплинарной ответственности привлечено пять человек. По национальному проекту «Образование» - два, а к административной ответственности – 15 должностных лиц. Здесь мы навели порядок по выплатам зарплат учителям – в нескольких школах их задерживали. Затем, в Кунашаке директор начальной школы обучал детей без лицензии. Он привлечен к административной ответственности.

- Самая «жареная» тема сейчас – нацпроект «Доступное и комфортное жилье» - добавляет вам головной боли?

- За полгода мы выявили 408 нарушений законов о землепользовании. Это на 105 (!) процентов больше, чем за аналогичный период 2005-го. По области распространен самозахват земельных участков, порча земли, использование земли не по назначению. Нарушается порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства. По фактам нарушений на рынке ипотеки и долевого строительства жилья за полгода возбуждено 16 уголовных дел, одно из них уже в суде. В производстве ГУВД области находится дело ЖСК «Строим вместе». Это финансовая пирамида, руководители которой похитили 23 миллиона рублей членов кооператива. Работа идет.

К чему приведет эволюция

- Чайка озвучил, что никаких революционных преобразований ведомство не претерпит, но эволюционные - несомненно. В чем, по-вашему, будет заключаться эволюция?

- Только в одном: в улучшении работы прокурорской системы. Будут внесены определенные коррективы. Изменится структура, стиль, методы работы. У Юрия Яковлевич предостаточно опыта, чтобы направить процесс в современное русло. И потом, не зря генпрокурор замкнул на себе всю работу со СМИ. Система должна быть более открытой, прозрачной. Это не значит, что до его прихода мы были закрыты – мы всегда готовы, в рамках дозволенного, конечно, чтобы не навредить следствию, через прессу донести до людей всю информацию. Да это одно из правил профилактики преступности – гласность в деятельности прокуратуры. Все знают, что и прокуратура Челябинской области уделяет этому вопросу большое внимание: для прессы мы открыты. Это подтвердила и генеральная прокуратура. Кстати, с моим приходом прокуратура стала намного открытей. Вы согласны?

- Да.

- Хорошо. Хоть одно слово хорошее услышишь, - довольно рассмеялся Александр Петрович.

- С областными прокурорами будут советоваться в вопросах корректировки или все решения в Москве примут сами?

- Чайка нам сразу приказал направить ему все наши предложения. Теперь надо дать возможность генеральному прокурору разобраться. Он же еще будет ездить по территориям, чтобы выслушать нас всех, и потом обобщить наши предложения. В части оптимизации структуры, сокращению следствия, увеличения количества помощников. На данный момент это все.

- А прокуратура Челябинской области какие предложения внесла?

- Мы поставили вопрос по оптимизации работы следователей прокуратуры и увеличению штата помощников прокуроров в судах. Юрий Золотов, генпрокурор в округе, в этом предложении меня поддержал. Мы хотим сократить порядка 50 следователей. Сейчас их в областной прокуратуре 285. Часто случается так, что они дублируют следователей милиции и даже выполняют за них их работу. Отныне мы будем заниматься только нашей, прокурорской подследственностью. И в большей степени – делами о коррупции. Это одно из нововведений Чайки. С недавнего времени мы не гонимся за увеличением объемов выхода следственных дел в суды. Раньше «палка» такая была – следователь был обязан отправить в суд не меньше двух дел в месяц. Поэтому мы брали себе дела милицейской подследственности. Чайка категорически запретил это делать. Я уже написал приказ о запрете изъятия дел из органов милиции, наркоконтроля и других. С другой стороны, у нас острая нехватка помощников, которые поддерживают гособвинение в суде. Об этом говорили и на полугодовой коллегии: не дело, когда районные прокуроры по 70-80 раз ходят в суды и поддерживают обвинение. Я понимаю, что надо ходить. И я хожу раз 10 в год. Но прокурор должен быть руководителем, координатором деятельности не только самой прокуратуры, но и в целом правоохранительной системы в области, в городе. В аппарате мы практически ничего не меняем: в тех прокуратурах, где сокращаем следователей, даем должности помощников. Все прокуроры и следователи это новшество восприняли с большим воодушевлением. Желающих перейти на другую должность и избежать следствия, как правило, всегда бывает много. Работа следователя наиболее тяжелая.

- В одном интервью Чайка сказал, что необходимо усилить координирующую роль прокуратуры по борьбе с преступностью. Это в каком смысле?

- В части профилактики. Два года назад, когда я только пришел на должность прокурора Челябинской области, в год здесь было 1300 убийств. 90 процентов из этого числа происходит на бытовой почве. Отец что-то не поделил с сыном, жена – с мужем. Как правило, трагедии всегда предшествуют многолетние семейные ссоры на бытовой почве. И когда мы занялись качественной профилактикой бытовых преступлений, в том числе статей «побои», «истязания», «хулиганство», «угроза убийства» – пошло резкое снижение. Количество убийств сократилось на 25 процентов, тяжких телесных повреждений, повлекших смерть – тоже на 25 процентов. Службу участковых, милицию общественной безопасности заставили работать и ходить по квартирам. Потому что знать, где живет дебошир или проблемная семья – значит, предотвратить возможное убийство. Полагаю, и в этом году где-то на 700 убийств показатели мы снизим. Следующий момент. По мнению Чайки, за небольшие преступления и даже за преступления средней тяжести совсем не обязательно сажать человека в тюрьму. Об этом он говорил, еще будучи министром юстиции. А под этим ведомством, как известно, вся уголовно-исполнительная система находилась. У нас все-таки тюрьмы переполнены, государство тратит огромные деньги на содержание осужденных. Согласно мнению генпрокурора перестроится и наша работа: будем давать шанс людям, может быть, единственный в жизни. Так сказать, поощрять, если он раскаялся в своем преступлении. Вместо реального срока лишения свободы давать условное, освобождать из мест лишения свободы условно-досрочно. Думаю, в этом плане уголовная политика изменится. Назревает тенденция гуманизации уголовной системы.

Чиновники тоже люди

- Вы уже озвучили некоторые данные по итогам полугодия. А каковы результаты, к примеру, в сфере экономики, бюджетных отношений?

- Здесь растет процент прокурорского реагирования. Мы выявили 3787 нарушений законов о государственной и муниципальной собственности, а также в бюджетной, налоговой, кредитно-финансовой сферах. Возбуждено 49 уголовных дел. К дисциплинарной ответственности привлечено 207 человек, к административной – 431. Это намного больше, чем в 2005 году. По нарушению бюджетного законодательства и фактам нецелевого использования бюджетных средств вынесено 335 актов. В том числе возбуждено 9 уголовных дел. Позитивные изменения и в сфере надзора за исполнением законодательства по оплате труда. За год задолженность по оплате снизилась с 241 миллиона рублей до 19 миллионов. Доначисления в пенсионный фонд также существенные – 8,2 миллионов рублей. В отношении руководителей предприятий-должников, которые не платили взносы в Пенсионный фонд, возбуждено 51 административное дело.

- А какие-то негативные тенденции за минувшие полгода наметились? Или в плане нарушения законодательства наблюдаются только положительные процессы?

- К сожалению, нет. В области распространен синдром жестокого обращения с детьми. В этом году мы возбудили 66 уголовных дел по 156 статье УК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. В семьях отношения между родителями и детьми все более отчужденные. Над детьми издеваются в приютах, детских домах. Результат – подростки уходят из дома, из детдома. Число находящихся в розыске – 361 на начало года – за полгода мы сократили до 124. Однако проблема все равно сохраняется. Есть еще один нюанс. Насилие над детьми порождает ответную реакцию. Намечается тенденция усиления криминальной активности подростков. За шесть месяцев несовершеннолетние совершили 2463 преступления. Это почти на 15 процентов больше, чем в 2005 году. Рост детской преступности зарегистрирован в 28 территориях области. В шести районах, наоборот, детская преступность снизилась, но это не повод для радости. Тут возникает подозрение на счет достоверности статистики. Наибольшее сокращение мы наблюдаем в Сосновском районе. Это при том, что каждое шестое убийство здесь совершается подростками, на 300 процентов возросли угоны и в два раза – кражи. Вопросу детской преступности в ближайшем будущем мы намерены уделять повышенное внимание. Соответствующие директивы даны в каждое подразделение. Ситуацию я контролирую лично.

- Как на счет контроля над деятельностью чиновников маленьких городков и районов области? Некоторые из них буквально превратили государственные территории в собственные вотчины и чувствуют себя царьками…

- Действительно, информация о деятельности прокуратуры в глубинке области не всегда публикуется. Хотя в той же деревне эти царьки избираются всенародным голосованием. Здесь скорее ваш упрек должен быть адресован тем избирателям, которые отдают за них голоса. В этой области мы выносим также много решений, привлекаем к ответственности руководителей сельских, поселковых образований. В прошлом году человек 20, если не больше, прошли через нас. Есть у нас ряд уголовных дел. Буквально на той неделе я дал свое согласие в возбуждении уголовных дел в отношении пяти глав муниципальных образований. И депутаты шалят. Разброс статей, которые мы на них заводим, поражает: от коррупции и всевозможных злоупотреблений до банального мордобоя и хулиганских выходок.

- Чиновники идут "по мордобою"?!

- Хм… А чем же они хуже других?

Cannot find 'cross_link' template with page ''