11 июля 2006, Автор: Елена Ильина

Иван Калита: «Выполняем родительский заказ»

Иван Калита: «Выполняем родительский заказ»

Девятиклассники 130-й школы, что в Ленинском районе, больше не будут в родных стенах самыми старшими учениками. В новом учебном году школа обретет новый статус – из основной она превратится в среднюю. В условиях, когда образовательные учреждения с небольшой численностью учащихся находятся на грани закрытия из-за недофинансирования, такой случай – редкость. Чем же заслужила 130-я свое право на расширение? Об этом «Полит74» рассказал директор школы Иван Калита.

- Итак, в первый раз в десятый класс?

- Не в первый. Изначально, в 1951 году, наша школа и была основана как средняя. Но мы находимся в промышленном районе, где более 18-ти крупных предприятий, которым нужны были рабочие кадры. Поэтому в далеком 1977 году районное руководство пошло на искусственное снижение образовательного уровня учеников средней школы, и решением райисполкома школа была преобразована в основную. С этого времени выпускники поступали в ПТУ и техникумы, а затем заводы получали квалифицированных специалистов рабочих специальностей.

- А сейчас рабочие уже не нужны?

- Нужны. Но сейчас ситуация на рынке труда изменилась, и требования руководителей тоже. Генеральный директор ЧТПЗ Александр Федоров как-то сказал: «Через несколько лет у станка будут стоять люди с высшим образованием». Кроме того, и среди подрастающего поколения спрос на высшее образование растет, развивается так называемый вузоцентризм. Выбор ребенка, его склонности и стремления определяются по ходу учебы, но, приводя ребенка в первый класс, родители уже думают о том, что через десять лет он пойдет именно в высшее учебное заведение. Поэтому они нацелены на выбор лучшей школы. Прежде чем выступить с инициативой получения статуса средней школы в органах управления образования, мы провели анкетирование родителей. 99 процентов поддержали идею, несмотря на то, что, обучая ребенка в нашей школе, изначально были готовы к тому, что он продолжит образование в ПТУ или колледже. Конечно, сыграли роль и внешние факторы: наша школа находится в частном секторе, где транспорт не ходит, и добираться до другой школы ребенку не удобно, а родителям это накладно в денежном плане. Да и желание ребят закончить среднее образование именно там, где они уже проучились девять лет, вполне закономерно… Наша инициатива нашла поддержку у районного управления образования, а после проведения различных комиссий и проверок был подписан приказ начальника городского управления о присвоении нам нового статуса. Сейчас мы проводим набор десятиклассников.

- Ваша школа небольшая – всего 350 человек. Многие подобные ей сегодня с трудом выживают, и уж наверняка не каждой разрешили бы «расти». Чем же 130-я такая особенная?

- Во-первых, у нас работают сильные кадры: наши учителя побеждают в различных конкурсах педагогического мастерства. 80 процентов преподавателей школы – учителя высшей категории, один – кандидат наук. В начальной школе реализуем самые различные направления, в первую очередь спортивное. Мы заключили договор со школой спортивной гимнастики, и все ученики начальной школы могут совершенно бесплатно заниматься общефизической подготовкой. Учащимся спортивных классов полагается дотация на питание из городского бюджета – 25 рублей в день. В сфере дополнительного образования у нас развивается более десяти направлений: художественные мастерские, кружки, среди наших ребят есть лауреаты конкурса «Хрустальная капель». С первого класса в нашей школе начинают изучать иностранный язык. В этом году первоклашки и второклашки впервые выступали с самостоятельными докладами…

- Наверняка не для всех это легко.

- Иногда родители не могут понять, что, если ребенок не справляется с какими-то заданиями, это не означает, что он неспособный. Просто определенные способности – моторные, речевые – у него еще не развиты. Поэтому с нашими ребятами в начальном звене работают логопед и психолог. С их помощью малыши быстрее адаптируются к школе. Мы придерживаемся современного подхода к образовательному процессу. Вспомните, в 90-х годах успешными становились не отличники, а троечники. Почему? Потому что троечники научились выживать в школьной среде, бороться за свои оценки, вникать в суть, а «заласканные» отличники, выращенные в тепличных условиях, оказались неприспособленными к жизни. В связи с этим возникает вопрос: что является результатом образования – собственно знания или умение их применять? Поэтому один из главных моментов, которые мы реализуем, - обязательная связь любого учебного предмета с жизнью, с практикой, с современными условиями. Это и иностранный язык, и информационно-компьютерные технологии, и любой другой предмет. Мы настроены на компетентностный подход: судить о результатах надо не по экзамену, а по работе. Не по тому, как хорошо он выучил и повторил материал, а по участию в конкурсах, конференциях, по тому, что ребенок сделал самостоятельно.

- Не слишком ли большая нагрузка?

- Конечно, вопрос здоровьесбережения в школе – один из самых острых. По данным специалистов, в первый класс приходит всего 10-11 процентов абсолютно здоровых детей. Выпускается и того меньше. Перегрузки и стрессы делают свое дело. На первом месте стоят заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов зрения. Поэтому мы должны обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей. Кстати, исследование родительского заказа показало, что во главу угла они ставят, во-первых, безопасность ребенка в школе, во-вторых, его здоровье, и только третье место отводят знаниям. В этом году наша школа вступила в районный эксперимент по здоровьесбережению. Мы выбрали направление «Управление качеством образования в условиях здоровьесберегающей среды». Применяем множество оздоровительных методик. А главные акценты расставили так: рациональное питание, специальные формы организации уроков, увеличение количества уроков физкультуры и мониторинг здоровья учащихся.

- Словом, школа к принятию десятого класса готова?

- Комиссии органов управления образования пришли к такому выводу. Из тех педагогов, которые будут обучать наших старшеклассников, только трое не имеют опыта преподавания в десятом классе, зато общий стаж работы у них по десять-пятнадцать лет. В этом году приняли на работу трех выпускниц педагогического университета – это талантливые, перспективные молодые учителя, которые уже имеют множество интересных наработок и огромное желание работать. Кстати, мы нашли поддержку в ЧГПУ – будем работать по системе «Школа – вуз». Профессора университета готовы вести у наших старшеклассников курсы по экономике и праву, ребята будут посещать вуз, постепенно адаптироваться к его условиям, а затем могут стать его студентами по целевому набору. По такой же системе мы работаем и с Челябинским промышленно-педагогическим колледжем – туда могут поступить ребята, желающие получить среднее образование. Мы стараемся максимально устроить и тех, и других.

- Ваша школа тесно сотрудничает с родителями учеников. Не везде такое встретишь…

- Многие современные родители действительно зачастую не знают, чем живет их ребенок. Чтобы избежать такой ситуации, мы привлекаем родителей к самому активному участию в жизни школы. Работаем по некоей договоренности: выявляем, каким бы родители хотели видеть своего ребенка после окончания начальной школы, основной, средней, - и выстраиваем вариативную часть образовательного процесса в соответствии с этими пожеланиями. Нужен иностранный язык – он изучается, нужна информатика – она включена в программу, понадобятся курсы вождения автомобиля – придется постараться и организовать. Выполняем родительский заказ…

Cannot find 'cross_link' template with page ''