Дмитрий МЕШКОВ: «Ценю честность и работоспособность»
Дмитрий МЕШКОВ – один самых спокойных депутатов в ЗСО. Не кричит с места, не рвется на трибуну, чтобы выступить по любому поводу. Но при этом он очень много делает для своих избирателей – жителей Сосновского района. У вежливого и улыбчивого депутата, руководителя одного из крупнейших холдингов на Южном Урале, твердый характер, позволяющий ему многого добиться.
«В ЗСО упали в обморок»
- Вы же городской человек, почему выбрали сельский округ?
- Я с 1996 года работаю в Сосновском районе. С того момента, когда пришел на Сосновский комбинат хлебопродуктов, градообразующее предприятие. Вернее, районообразующее, хотя это слово и не употребляется. Половину районного бюджета обеспечивает, не говоря уже о рабочих местах. Так вот, работая на комбинате, я познакомился с районом. Так или иначе приходилось общаться со многими. И когда в 2000 году мне предложили баллотировался в ЗСО от Сосновского и Красноармейского районов, я согласился. Выиграл, стал работать.
- Второй раз в 2005 году выбираться было легче или сложнее?
- Легче, несмотря на то, что к нам еще добавился и Кунашакский район. Мы во время первого созыва старались работать так, чтоб нас потом не упрекали: «Вот, мол, наобещали, а сами ничего не выполнили». Еще во время выборов раздавали листовки с отрывными купонами, которые надо было заполнить (наказ кандидату) и прислать в нашу общественную приемную.
- Много наказов прислали?
- Очень! Изучать их было интересно, в Законодательном собрании просто в обморок упали, когда я списки им принес. У других депутатов наказов было в десять раз меньше.
- Мне всегда казалось, что в таких наказах или на соседа жалуются, или чего-нибудь масштабного просят: «Поднимите сельское хозяйство!».
- На соседа жаловались («Навоз в мой двор сваливает!»), сельское хозяйство и пенсии просили поднять. Но абсолютное большинство наказов было вполне конкретным. Конечно, не все именно мы делали. Где-то привлекали областной бюджет, обращались в правительство области. И так как процентов девяносто заявок мы выполнили, то второй раз через пять лет выбираться было проще.
- Вообще-то из трех районов, которые вы представляете в ЗСО, Сосновский наиболее благополучный. Много работающих предприятий, близость к городу…
- Вот только расположен неудобно - подковой вокруг Челябинска. Раньше, помню, жители постоянно жаловались на то, что районные милиция и «скорая помощь» не могут быстро до места добраться. С одной стороны, такая подкова – благо. Можно жить в районе и работать в городе или наоборот. С другой стороны, есть проблемы. Допустим, «скорой помощи» или той же милиции надо было добраться из Долгодеревенского к больному, который живет за пятьдесят километров в другом конце района. И ехать надо либо через весь Челябинск, либо по объездной дороге, а это слишком долго. К нам обращались с наказом на эту тему. Мы писали письмо начальнику областного УВД и в Полетаево, наконец, открылся милицейский пункт. То же самое со «скорой помощью» - проблемы решаются, открываются подстанции.
Льготы хорошие, тарифы большие
- Зачем такой огород городить? Не проще ли взять и включить район в состав Челябинска?
- А что это даст жителям района?
- Челябинскую прописку.
- Наш город не Москва, чтобы за прописку цепляться. Этот вопрос далеко не так однозначен. В сельской местности действует такая программа для женщин, как «Сельский час». Женщины работают на час меньше, чтобы успеть поработать дома по хозяйству. То есть существует ряд льгот для селян, с которыми они не захотят расставаться. Ставки земельного налога в Сосновском районе в разы меньше, чем в городе. А это немаловажно, учитывая, что большинство домов здесь частные. Да и производство выгоднее развивать. Кстати, тема земельного налога особенно важна сейчас, когда район станет одной из площадок для реализации нацпроекта «Доступное жилье». Речь идет о малоэтажных домах.
- Пора переселяться за город!
- Увы, не все так красиво. Знаете, как сложно оформить здесь собственность на землю…
- Знаю! У меня знакомые вот уже год не могут собрать документы на свой садовый участок. Считается, что в городе непросто, но за три месяца можно оформить. А если сад или дача находятся за городской чертой, то все! Не наездишься в Долгое… И никаких концов не найдешь.
- Не только городским трудно, но и селянам. Нам много поступает жалоб о том, что жители годами не могут получить нужные бумаги в районном земельном комитете или участок под строительство. И это не единственная проблема. Мало купить участок (сейчас это все будет происходить через аукцион), надо еще, чтобы имелась инфрастуктура. А уровень газификации Сосновского района – один из самых низких в области. Казалось бы, район близок к областному центру, но в отдаленных районах дело обстоит лучше. А газ на селе это все – отопление, горячая вода. При этом тарифы на услуги ЖКХ в Сосновском районе в два раза выше, чем в Челябинске. Вот помню, к женщине мы ездили, она нам писала. Дом трехэтажный, она живет на самом верхнем. Дом в ужасном состоянии, к ней в квартиру никогда не поступала вода, подъезд годами не ремонтировали. Так вот, за небольшую трехкомнатную квартиру, где было прописано всего три человека, она платила две с половиной тысячи рублей в месяц. А это недопустимо, учитывая, что уровень зарплаты там ниже, чем в областном центре.
- Удивительно! Да за такие деньги можно все теплосети в районе поменять! А вот на аппаратных совещаниях у губернатора почему-то чаще всего, когда речь заходит о подготовке к зиме, ругают именно Сосновский район.
- Наказы, переданные нам сосновцами, на восемьдесят процентов касались проблем ЖКХ. Мы, что могли, сделали, но это все частные случаи. Надо решать вопрос более глобально. На моей памяти в районе сменилось уже пять глав.
- И ни один из них не смог наладить ЖКХ… Отчего так? От нечистоплотности, или просто система не отлажена?
- Скорее от бесхозяйственности. Еще раз повторю: за десять лет сменилось пять глав. Были такие руководители, что вообще неделями на работе не появлялись. В итоге многие процессы были пущены на самотек, ухудшились отношения с областной администрацией. Стали меньше выделять денег на капремонт, на то же ЖКХ: все равно толку не будет. Коммуналку в районе обанкротили, пытались продать остатки – здания, сооружения. Подготовкой к зиме не занимались, теплосети не обновляли уже лет пятнадцать. Полгода назад в Кременкуле была серьезная авария – люди сидели без воды, без отопления в лютые морозы. Такая же ситуация была в Трубном. А в отчетах все выглядит идеально. По той ситуации с женщиной, о которой я рассказывал, нам прилежно писали, что машина, откачивающая воду из подвала, приезжает каждый день. Ни разу не приезжала! В этой системе надо что-то срочно менять.
«Не хочу прослыть хамом»
- Вернемся к взаимоотношениям Челябинска и сосновцев. Краснопольскую площадку все же отдали городу под жилищное строительство…
- Поначалу районные депутаты восприняли эту идею в штыки. А потом взвесили все «за» и «против», поняли, что району это только во благо. Территория все равно не осваивалась, была замусорена. А когда появится огромный микрорайон, то там смогут жить и сосновцы. Появятся инфраструктура, новые рабочие места для тех же селян. И потом, через новый микрорайон пройдет автомагистраль, которая свяжет Северо-запад и ЧМЗ. Эта дорога нужна не только челябинцам, но и сосновцам. Каждое утро я вижу, как в город едут на работу, на учебу. Дорога просто забита машинами и маршрутками. И новая автомагистраль ее разгрузит.
- Кстати, об учебе. Все-таки уровень обучения в сельских школах ниже, чем в городских. Как же растить своих специалистов, давать им возможность поступать в вузы?
- Есть система губернаторского целевого набора. Наверное, имеет смысл иметь такую программу и на районном уровне. Кстати, сельские школы не так уж и плохи. Наша школа в Рощино выиграла грант на миллион. Но, конечно же, надо везде повышать уровень преподавания. Привлекать учителей, создавать им комфортные условия, чтобы они охотно ехали в село.
- Бытует мнение, что в селе скучно, нет хорошего досуга.
- На самом деле это не совсем так. Селяне любят отдыхать. Они чаще, чем мы, бывают в наших театрах, кино. У них очень ценятся традиции – общие семейные праздники, к примеру. Прошлым летом мы ездили с автоклубом по всему району.
- Автоклуб - Дом культуры на колесах?
- Да, это такой автобус – губернаторский проект. В этом автоклубе мы возили местных артистов, ансамбли. Устраивали дискотеки, концерты. Народу это очень нравилось!
- А еще селянам нравится ваша выездная торговля…
- Помню, как ее организовывали, – продавали селянам отруби (на корм скоту) и муку. А перед этим выяснилось, что отруби, купленные у нас, перепродают в десять раз дороже. Они же ведь по сути недорогие. Стали напрямую возить. В очередь все село выстраивалось. Правда, волновались: думали, что разовая акция. А теперь воспринимают как должное. Уже шесть лет подряд товар привозим. Многие селяне держат скот – это сейчас выгодно, если за корма не переплачивать. Да и муку они предпочитают покупать мешками. А в город не наездишься, особенно пенсионерам, у которых нет личного автотранспорта.
- Я вижу, что ваш рабочий день расписан по минутам. Предприятие, депутатская деятельность - хлопот много. И при этом вы удивительно мирный человек. Про вас говорят: «Врожденная интеллигентность». Не кричите на подчиненных, не топаете ногами. Как же вы даете выход своим эмоциям?
- В футбол играю. Вываливать эмоции на подчиненных, чтобы в итоге прослыть хамом? Не вижу смысла.
- А какое качество больше всего цените в людях?
- Честность и работоспособность.
Cannot find 'cross_link' template with page ''Дмитрий Мешков родился в Челябинске, учился в школе № 138, окончил Московский институт коммерции (ныне Челябинский институт Российского государственного торгово-экономического университета) по специальности «экономист». В мае 1996 года стал генеральным директором Сосновского комбината хлебопродуктов. В это время комбинат был на грани банкротства. За несколько лет предприятие удалось вывести из кризиса и расширить производство. В ноябре 2001 года назначен директором по коммерции и развитию ОАО «Макфа». Дважды избирался депутатом Законодательного собрания области. З5 лет, по гороскопу Лев. Женат, две дочери. Жена преподает в ЮУрГУ.