12 февраля 2008, Автор: Константин РУБИНСКИЙ

Дневник человека

Дневник человека

Книгу под названием «Дневник рекламиста» открываешь с робостью: ждёшь советов по грамотному маркетингу, решения проблем типа «как оказывать влияние на людей», мастер-классов по рекламным кампаниям и циничных вылазок вроде: «все мы по-настоящему горим только одним желанием — выгодно продаться». А находишь в книге совсем другое.

Собственно, в этом смысле название «Дневника рекламиста» Станислава Загородникова — талантливая обманка. Мы привыкли, что, уж если книжка называется «Записки президента» — то и мысли там по-президентски выверенные, обтекаемые, в меру попахивающие казённым, всё о политике, о работе. Не будет там о весенней капели на Рублёвке, о ямочках на щеках улыбающейся жены или об отношениях с Богом. Это потом мемуаристы опишут, да и то по привычке больше выдумают, чтобы живой эмоцией пахло, «человечкиной душою».

Или какие-нибудь «Записки дрянной девчонки». Будьте уверены: под обложкой будет именно тот продукт, который вы хотели — дрянная девчонка во всей красе, и ничего боле. И будет она пыжась, изображать из себя эту «штучку» — ибо если уж надписала сверху «Мемуары гейши» — будь ласка, соответствуй, читатель требует.

Совсем другая книга Станислава Загородникова. Его «Дневник» (а это именно жанр дневника — в рамках цикла «Городские дневники», придуманного А. Е. Поповым) — неожиданное пронзительное откровение человека, который с детства осознаёт, что «душа — не мера, а избыток, и что талант - не смесь всего, что любят люди, а худшее, что есть, и лучшее, что будет», — как написала Юнна Мориц. Потому герой дневника и распят между действительностью — профессией «рекламиста», чьи законы диктуются массами и для масс — и устремлениями Духа, той божественной «переполненностью», которая «творит из Твари Творца» и всегда обращается к личному, частному, индивидуальному в человеке, — словом, делает его Художником. На этом напряжении двух полюсов, противостоянии групповой потребности и штучной работы, «массовой» действительности и жажде единичного, уникального Идеала держится и пульсирует интонация «Дневника рекламиста».

Сознательно или нет, автор заставляет нас переживать свою драму — знакомую многим из интеллигенции, забредшим в девяностые годы во все эти «Амвэи», «Цептеры», рекламные агентства, гламурные журналы, буклеты, «ибо семью кормить надо». Творческая установка Загородникова — «выжить талантом, а не коммерцией» — сложнейшая, я бы даже сказал, экзистенциальная задача во времена неизбежного спрямления начал глубинно-творческих во имя сиюминутных, маркетинговых.

И всё же — «Дневник» очень светлая книга. И по стилистике, по чистоте и меткости слова (сто очков вперёд дал бы Станислав многим членам местного Союза писателей), и по мироощущению: благодарному взгляду на тысячу мелочей, «картинки повседневности»; и по причудливым лирическим отступлениям «во сны», по непридуманным разговорам с собственными детьми, — дети, судя по всему, «креативностью» сознания и чуткостью мировосприятия от папы недалеко ушли («Бог нужен человеку, чтобы он… был человеком», — говорит отцу маленькая дочь). В известном смысле, Загородников «возвысил» своим дневником саму профессию рекламиста — думаю, редко встретишь в этой области такое незамутненное творческое сознание, такое — почти наивное! — отсутствие рационального цинизма, созидательность в высшем смысле слова, в любой мысли, в любом деле следование некоему небесному прообразу. За это автору большое спасибо, и, как сейчас говорят, респект.

А читателю — искреннее пожелание прочесть эту своеобразную, живую, рефлексивную книгу, о сути которой меньше всего говорит её название.