Эльдар Рязанов: человек и самолет
В Калининград Эльдар Рязанов прилетел на именном самолете с соответствующей надписью на борту. У компания «КД-Авиа» традиция - называть свои лайнеры именами известных людей, деятелей культуры и искусства. Это событие имеет самое прямое отношение к Челябинску. «Эльдар Рязанов» будет теперь часто прилетать в столицу Южного Урала, связывая ее с 15 европейскими городами.
Предыдущий самолет, к примеру, «КД Авиа» был назван именем Микаэла Таривердиева. В конце прошлого года авиакомпания приобрела еще один «Боинг», который решено было назвать именем легендарного кинорежиссера Эльдара Рязанова, отметившего недавно свое 80-летие. Виновник торжества был приглашен в самый западный российский город на презентацию «своего» лайнера.
Эльдар Александрович выглядел явно моложе своих лет: улыбался, терпеливо позировал фотографам, стоя на продуваемом балтийскими ветрами летном поле аэропорта «Храброво», был остроумен, охотно общался с журналистами, среди которых довелось быть и автору этого материала.
- Описать свои ощущения словами трудно, хотя вроде я и писатель, и кинорежиссёр, - начал разговор Рязанов. – Единственное, что могу сказать, сегодняшнее событие никак не влияет на характер. Я не стал лучше, заносчивее, не ощущаю себя более умным или талантливым… И всё-таки, когда я накануне летел на своем «тезке», испытал совершенно незабываемые впечатления. Дай бог такое пережить каждому. Честно скажу, пришлось выпить коньячку. Но выходил из самолета сам (улыбается), есть свидетели…
«Завидую Якубовичу!»
- Случайно ли в вашей «Иронии судьбы» появился эпизод с самолетом?
- В основе лежит абсолютно реальный случай, только с поездом. Этот розыгрыш приписывают Богословскому, хотя как там было на самом деле, неизвестно. Короче говоря, мне рассказали такую историю: человек 31 декабря пошёл в баню, на обратном пути вспомнил, что у его друга то ли день рождения, то ли годовщина свадьбы. Заглянул к нему прямо с веником и быстро надрался. Друзья, дав десятку проводнику, посадили его в поезд и отправили. Бедолага очнулся, когда подъезжал к Киеву: в кармане у него оставалось 15 копеек, а в руках – портфель с веником и грязным бельём... И мы начали фантазировать, что могло бы произойти с этим человеком дальше. А поезд заменили на самолёт, чтобы герой не успел протрезветь. От Москвы до Питера – всего 50 минут лёта. Человек под градусом берёт такси, называет домашний адрес и далее по сюжету, всё вполне жизненно. А что касается вообще темы самолета в кино…А как же без нее в 20-м или тем более в 21-м веке?
- Когда вы сидели за штурвалом своего «Боинга», не возникло желания взмыть в небо?
- К небу нельзя остаться равнодушным. Я даже завидую немного Леониду Якубовичу, который уже в зрелые годы окончил школу пилотов и начал летать. Белой завистью, конечно… Но мне повезло. Пилоты часто приглашали меня в кабину самолёта, и я смотрел на Землю с высоты. При подлёте к Рио-де-Жанейро, к примеру, открывается потрясающая панорама: океан, горы. «Сажал» самолёты в Нью-Йорке, Пекине, других городах. Так что имею представление о том, какие чувства испытывает лётчик. А в юности у меня было желание стать моряком. Но не свершилось. Когда я окончил школу, Одесское морское училище ещё не вернулось из эвакуации. Пришлось поступать во ВГИК. Я думал, перебьюсь там годик, а потом вернусь к морской профессии. Но… застрял на всю жизнь.
«Автограф» от режиссера
- Эльдар Александрович, обычно в ваших фильмах в кадре вы появлялись эпизодически – в роли пассажира, врача или просто спящего товарища. Не возникало соблазна воспользоваться служебным положением и сыграть более масштабные роли?
- Действительно, служебное положение существует для того, чтобы им пользоваться (улыбается). И я пользуюсь, но к себе отношусь достаточно критически. Хотя во ВГИКе нас учили, в том числе, и актёрскому мастерству. Но это совсем другая профессия. Поэтому в каждом фильме я, как художник, который рисует картину, стараюсь оставить своеобразный автограф. Где-нибудь сбоку, в уголочке… Дескать, и я там был, мёд-пиво пил. А брать на себя главную роль... Для этого надо быть опытным артистом и еще иметь наглость одновременно выступать в качестве режиссёра. Такое, кстати, мало кому удавалось по-настоящему. В полной мере это делал, на мой взгляд, лишь Чарли Чаплин. Он был и артист, и сценарист, и композитор, и режиссёр, и продюсер. Но это гений, какие рождаются раз в сто лет.
- Многие зрители любят ваши добрые лирические комедии, называют российским сказочником. А кем вы сами себя ощущаете?
- Кинорежиссёром, который делает самые разные картины. У меня есть драматические, лирические фильмы. «Жестокий романс» никто не назовёт сказкой – картина кончается трагически. Даже «Берегись автомобиля!» - тоже не такая и сказка. Я уже не говорю о картине «Дорогая Елена Сергеевна»… Могу честно сказать, что я всегда делал картины, которые сам бы хотел посмотреть как зритель. У меня сложилось замечательное положение в нашей стране: то, что интересно мне, было интересно большому количеству зрителей. С годами этот, так сказать, «консенсус» немножечко нарушился. В моду вошли клиповые вещи, подросло новое поколение. И я понял, что какую-то часть зрителей теряю, потому что они хотят видеть другое. Хотя другая часть зрителей – и немалая – осталась верна мне. Поэтому не могу сказать, что я сказочник. Я просто человек, который делает то, что ему интересно. И если это оказывается созвучным большому количеству людей, то это прекрасно. Да, иногда не совпадает. Что же делать, с этим надо смиряться…
«В баню не хожу»
- Сегодня на презентации вам в качестве сувенира подарили самый настоящий веник. А вы сами как относитесь к банным удовольствиям?
- Должен сказать, что баню не люблю и не хожу туда. В детстве, когда мне было семь или восемь лет, мужики в деревне затащили меня в парную. И я от жары потерял сознание. С тех пор в парную – ни ногой. Хотя в бане мыться приходилось, когда дома не было горячей воды. Кстати, никогда не понимал этого кайфа: парная, пиво, водка… А то, что фильм снял про баню, так того требовал сюжет. Впрочем, веник, который мне сейчас подарили, в хозяйстве не пропадёт, не беспокойтесь. Моя жена Эмма обожает баню.
- Как вы думаете, имеет ли шанс «Ирония судьбы. Продолжение» стать такой же популярной картиной, как ваш фильм?
- То, что случилось с первой «Иронией…», - уникальный факт. 32 года фильм не сходит с экранов телевидения. Иной раз его показывают не только перед Новым годом, но и летом, вводя зрителей в заблуждение. Конечно, это исключительный случай в нашем кино. Впрочем, во времена моей молодости тоже был фильм, на который люди ходили толпами, - «Чапаев». Кто-то смотрел эту картину раз 50, надеясь, что Чапаев всё-таки доплывёт до берега… Так что, когда я говорил, что Тимур Бекмамбетов (режиссер фильма «Ирония судьбы. Продолжение» - А.С.) – отважный человек, имел в виду и это обстоятельство. В этом смысле продолжение, конечно, обречено. Надо понимать, на что человек замахнулся. Хотя к этому фильму я испытываю большую симпатию.
Вместо послесловия
- Сегодня за завтраком Сергей Евгеньевич (Грищенко, председатель Совета директоров авиакомпании «КД-авиа», принявший решение назвать в честь Э.А. Рязанова новый «Боинг») начал соблазнять меня сюжетом для нового фильма. И он кажется мне интересным, - рассказал Эльдар Александрович. - Буду изучать материал и – чем чёрт не шутит… Пока не хочу говорить, о чём идёт речь. Пусть это будет секретом.
На фото автора: Кульминационный момент: Эльдар Рязанов открывает «Eldar Ryazanow»; Так выглядит Эльдар Рязанов-самолет; С женой Эммой Валерьяновной и Сергеем Грищенко, руководителем авиакомпании "КД-Авиа"; После презентации к Эльдару Рязанову выстроилась очередь за автографами; Один из поклонников творчества Рязанова подарил кинорежиссеру настоящий веник.