21 января 2008, 12:00 Автор: Константин РУБИНСКИЙ

Поэты - дети. А дети - поэты

В «Издательстве Марины Волковой» недавно вышла уникальная книга. Называется она «Детский литературный альманах», но под этим серьёзным названием таится необычный, красочный, озорной учебник. Конечно же, для детей. Чему же он учит?

Живёт на свете обычный мальчишка. Или девчонка. И вдруг начинают у него (или у неё) сочиняться стихи. Или сказки. Или истории. Мало ли как бывает. Может, влюбился, может, на уроке химии скучно стало, может, заметил, как красиво облако в луже отражается, может, просто захотелось попробовать: а получится ли у меня пару строк зарифмовать? (Именно с этого хотения, говорят, начал писать Иосиф Бродский). И начинает наше дитё сочинять, а потом, естественно, сознаёт: надо этому делу ещё поучиться! Стоп! А где учиться?

Музыкальных школ полно, художественные тоже имеются, театральная скоро возродится, — а попробуй, найди поэтическую! Литературную! И — в худшем случае понимает дитё, что обратиться ему не к кому, а в лучшем — идёт к своему учителю литературы, а ведь это, согласитесь, совсем другая профессия.

У многих учителей литературы на детское творчество своеобразные взгляды. Некоторые считают, что стихи должны быть непременно нравоучительными. Некоторые консервативно ориентируют ребёнка, чтобы он писал «как Пушкин», провоцируют на версификации. А иные просто очень довольны, что у них в классе обнаружился маленький стихоплёт, и каждую неделю заказывают ему писать поэтические поздравления для ребят из класса, а то и коллег-педагогов (знавали мы и такой случай). Не стоит удивляться, что через неделю-две наш начинающий пиит уже тяготится своим внезапно открывшимся творческим потоком и поступает по Козьме Пруткову: «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану».

Чтобы этот озорной фонтан не затихал, и издан «Альманах литературного творчества». Уникальность книжицы в том, что на её страницах мастер-классы с ребятами проводят не учителя, не литературоведы, а известные южноуральские детские поэты и писатели — Николай Шилов, Нина Пикулева, Елена Сыч, Марина Юрина, Наталья Крупина, Михаил Придворов, Елена Раннева. Нашлось там местечко и для вашего покорного слуги. Про себя любимого расписывать больше не буду, и не просите; а вот коллеги мои учат детей поэзии исподволь, беседуя, подмигивая, озоруя, цветасто и вкусно. Любой ребёнок полакомится подобными уроками с удовольствием, естественно впитав витамины важных творческих наставлений. Высший педагогический пилотаж нашим поэтам даётся легко и играючи — они, сочиняя для детей, сами недалеко от них ушли, и слава Богу.

Счастливая идея создания этой книги принадлежит Марине Волковой. Более полугода проводило издательство Волковой «Читательский марафон», представляя юным читателям книгу «От 7 до 12. Писатели Южного Урала — детям». В этой книге были опубликованы стихи и сказки наших детских литераторов, красочно и живо оформленные художницей Светланой Никонюк. В рамках марафона поэты ездили по областным городам и весям, выступали перед детьми и всем дарили книгу. Благодарная малышня отозвалась на эту акцию водопадом отзывов, картинок, стихов и сказок собственного сочинения. Тут Марина Волкова и предложила издать лучшие детские творения в отдельном альманахе, но с комментариями детских поэтов, устроить своего рода творческий диалог между мастерами и «маргаритками». Редактору и составителю книги Ирине Гончаровой это отлично удалось. Кстати, оформлен альманах тоже пёстро и озорно: детскими разноцветными рисунками.

И детские, и «взрослые» поэты знают секреты творческой кухни; но только детские умеют говорить с ребятами на адекватном и понятном языке, а значит, только они могут рассказать об этих секретах детям — доступно и с доброй улыбкой. Именно поэтому идея издания подобной книжки попадает в «яблочко». Если у кого учиться творчеству — то у людей, сохранивших все лучшие качества детства: у поэтов, пишущих для ребят.

Листаем наугад:

«Если читатель постоянно спотыкается из-за потери ритма, то и стихотворение получается не очень красивым».

"Вот бы сейчас… осень постучалась в дверь, шаркнула подошвами, чтобы грязь оставить на коврике, прошла в комнату, чаю попросила…»

«Можно ведь и руководство по пользованию пылесосом зарифмовать. Только оно от этого стихотворением не станет. И обрадуется такому стихотворению, наверное, только сам пылесос».

«Мама для ребёнка — мир, наполненный цветами… Там, где мама, там красота. Она повсюду».

«И сыроежки, и рыжики могут быть разными. Скромными, разноцветными, хрупкими. А лисички — хитрыми, как настоящие лисы. Эти грибы трудно искать — они прячутся под листьями»…

Ну? Не здорово ли? Мир на глазах ребёнка оживает, становится красочным и дышащим. После этого даже рука взрослого тянется к карандашу.

Детский литературный альманах, конечно, обещает быть не последним. Его уже полюбили, в нём нуждаются. А при отсутствии каких-либо форм работы с пишущими детьми в маленьких городах и сёлах области альманах остаётся едва ли не единственным элементом «дистанционного образования». Ребёнок может задать волнующий вопрос, отправить стихотворение, поделиться собственным творческим открытием в письме к челябинскому писателю. И непременно будет услышан. Он получит ответ, совет, помощь, поддержку. Это ли не повод для радости и стимул творить дальше?


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: polit74@inbox.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск