«На «и» отрывается от земли»
Слово «клоун» мужского рода. Знаете, как проверить? Вспомните имена всех известных клоунов. Есть среди них дамы? То-то и оно!
Окончить с отличием ветеринарное училище (в 1977 году), а потом еще отучиться в Ленинградском зооветеринарном институте (1982-й). И все для того, чтобы стать клоуном. Ну, не шутка ли в самом деле? А, да! Самое главное забыла: работал (!) главным ветеринаром в колхозе имени И.В. Мичурина в Калининградской области, а потом и старшим ветеринарным врачом на ферме «Лаврики» (Ленинградская область). И параллельно с этим (представляю, как радовались коровы) учился в школе-студии пантомимы и служил (уже после того, как закончилась ветеринарная эпопея) в Клоун-мим театре «Лицедеи». И кто знает, не случись Перестройка, где бы он сейчас был?
Он – это старейший (стоял практически у истоков театра «Лицедеи»), известнейший артист (знатоки меня поймут) «Лицедеев» Анвар Либабов. Собственного говоря, имя его известно как раз не многим, а вот лицо, точнее маски, образы на сцене запали в память миллионам зрителей. Кстати, еще один примечательный факт из его биографии: поступил на службу в театр он – когда бы, вы думали? - 1 апреля.
Наше общение с Анваром Зояновичем состоялось за кулисами ТЮЗа, минут за десять до начала спектакля «Покатуха» («Лицедеи» были приглашены в Челябинск на закрытие детского театрального фестиваля «Снежность». Подробнее читайте здесь).
Общение получилось немного странное, или неожиданное. Анвар Либабов был чрезвычайно серьезен. И первый же вопрос, на мой взгляд вполне безобидный, он принял в штыки: «Ну, начались желтопрессные вопросы!», - обиделся он, когда я спросила: «Что-то связывает еще современных «Лицедеев» с их отцом-основателем Вячеславом Полуниным?»
- Наш коллектив в нынешнем его варианте существует с 1991 года. Слава Полунин в 1993-м уехал за границу. И с того времени у нас выросло уже много молодых артистов. В Челябинск мы привезли выпускников школы-клоунады «Лицедеи», которые являются полноправными членами коллектива, актерами. В театре работают сейчас три генерации «Лицедеев»: старички, середняк и молодежь. В репертуаре мы оставили и известные хиты, но есть и новые номера.
- Расскажите, как рождался спектакль «Покатуха», насколько я знаю, он как раз из старых, проверенных временем.
- «Покатуху» мы называем BEST OF, или избранное. Это такая ретроспектива от старого до нового. Но сначала была программа «Клоуны-мимы», потом «Ассисяй-ревю», «Бессолница». Из этих перетекающих программ и родилась «Покатуха». Главный принцип спектакля - ревю из реприз. Классика. Но вообще-то очень сложно рассказывать о спектакле. Нас надо смотреть. Мы играем для зрителя, стараемся, чтобы зрителю было весело, на ритме – и раз, и два. А на «и» зритель отрывается от земли, от мирской суеты. Мы постараемся сделать так, чтобы всем было весело, смешно. Для этого не нужен какой-то особый подход. Зритель везде одинаковый.
- «Лицедеи» с самого начала создавался как независимый театр. Удалось ли вам сохранить независимость?
- Мы никогда ни от кого не зависели. Когда я еще учился в студии пантомимы, театр имел отношение к концертной системе: Ленконцерт, Цирк на сцене и Дворец молодежи при комсомоле. Но в плане управления, организации, хозяйствования это всегда была самодостаточная система. Мы никогда не были на плечах или на шее у кого-либо. Из своего кармана мы строили помещения, шьем себе обувь и одежду. Все делаем сами. У нас в коллективе так поставлено: каждый жнец, кузнец и на дуде игрец. Нянек у нас нет. Поэтому новая система рыночной экономики и всевозможные реформы нас меньше всего затронули. Наоборот, мы уже были адаптированы к такой жизни и давно привыкли к самостоятельности. Для нас это норма. Мы сами себя кормим.
- Осенью 2007 года на улице Льва Толстого в Санкт-Петербурге планировалось открытие 13-этажного комплекса, а заодно и частного театра клоунады, в котором «Лицедеи» намерены обосноваться. Состоялось открытие?
- Перенесли. Это нормально для России – немного переносить запланированное. Но здание уже стоит, осталось поработать над интерьером. Пока мы размещаемся там же, где и были, - в «Чаплин-клубе» на улице Чайковского, где мы своими руками все построили.
- В одном из старых интервью Вячеслава Полунина я прочитала, что главный принцип «Лицедеев» - это абсолютная свобода и 100-процентное равноправие артистов. Этот принцип сохранен?
- Да, он остался. У нас нет приглашенных режиссеров. Каждый актер театра – автор своего номера. Главное – это коллективный разум. Очень часто мы устраиваем мозговые атаки. Есть у нас и доля анархии, какая-то такая неуправляемая демократия. Нет жесткого диктата. Творческое хулиганство присутствует, но все равно внутренняя самоорганизация, чувство меры у нас воспитывается.
- На Ваш взгляд, клоуны не потеряли актуальности, своего зрителя?
- В 80-х годах появление «Лицедеев» было сродни революции. То, что делали мы, до нас в СССР не делал никто. Мы эволюционировали образ клоуна. Конечно, мы не традиционные клоуны, делали упор на эксцентрическую пантомиму. Но клоун всегда будет актуален. Шуты были издревле. И будут существовать всегда.
Из биографии
Анвар Зоянович Либабов
Родился в поселке Новая Кушва (Нижний Тагил) 2 мая 1958 года.
Работы в театре:
Театр «Лицедеи»: «Покатуха» (Лысовичок), «Доктор Пирогофф», «Бессолница», «Чурдаки», «Сны» (Островитянин), «Асисяй-ревю» (Клошар), «Катастрофа» (Инвалид) и другие.
Театр «Приют комедиантов»: роль доктора Климбера в спектакле «Не Гамлет» (по произведению Владимира Сорокина «Дисморфомания»).Работы в кино:
«Замок» (Артур), режиссер: А.Балабанов; «Как стать звездой» (Клоун), режиссер: В.Аксенов; «Тир» (Дворник), режиссер: К.Никулин; «Ползуны» (Сумасшедший), режиссер: А.Розанов; «Дом Надежды» (Японец); «Убойная сила» (Эксперт); «Улицы разбитых фонарей» (Массажист); «Про уродов и людей» (Взломщик), режиссер: А.Балабанов.
В настоящее время – директор и член художественного совета Клоун-мим театра «Лицедеи» (сайт театра).
Другие материалы на эту тему:
Благотворительный фестиваль для детей «Снежность» завершили «Лицедеи»