6 сентября 2007, Автор: Алла СКРИПОВА

Приключения «Роллс-ройса» в России

Приключения  «Роллс-ройса» в России

Легендарный автомобиль из прошлого бесшумно припарковался на улице Свободы. Его округлые бока блестели на солнце, а знаменитая сдвоенная буква R на облицовке радиатора завораживала случайных прохожих. В Челябинске сделал остановку известный канадский путешественник и ученый Даниель Волкер. Вместе с женой он едет вокруг света. В качестве средства передвижения использует автомобиль, который принято относить к предметам роскоши – «Роллс-Ройс Фантом». Антикварному - 1957 (!) года выпуска чуду автомобилестроения – все нипочем. Такое ощущение, что он превратился в настоящую машину времени.

И один в поле воин

Аристократическая внешность и безупречная родословная, дворцовый салон, изысканные отделочные материалы, исключительная шумоизоляция и королевская плавность хода… И это все о нем, автомобиле, который стал такой же неотъемлемой чертой Туманного Альбиона, как знаменитый английский газон и медвежья шапка гвардейца, гарцующего у Букингемской резиденции. «Роллс-ройсы» называют автомобилями королей и суперзвезд, императоров и президентов, диктаторов и олигархов. На этих машинах любили ездить Чарли Чаплин, Редьярд Киплинг, Элвис Пресли, Джон Леннон, Альфред Нобель, Элизабет Тейлор, Николай Второй, Ленин, Сталин, Брежнев, Мао Цзе-Дун, японский император Акихито, король Испании Хуан Карлос и еще сотни известных всему миру персон. Королева Великобритании Елизавета вообще передвигается только на «Роллс-ройсах», в середине 90-х годов прошлого века она даже привозила их в Москву. Рекорд побил султан Брунея, собравший коллекцию из 165 элитных лимузинов.

Идея кругосветного автопробега на лучших в мире автомобилях возникла три года назад. Тогда шумно отмечалось 100-летие знаменитой марки – отсчет идет с исторической встречи богатого аристократа и гонщика Чарльза Роллса и конструктора-самоучки Генри Ройса.

- Клуб владельцев "Роллс-Ройсов" решил отметить юбилей, организовав уникальный автопробег, - рассказал Даниель Волкер. – Сначала многие участники загорелись этой идеей, но потом по разным причинам мероприятие отменилось. Я – единственный, кто не отступил.

В итоге автомобильное ралли превратилось в одиночный заезд. Путешественник готовился к старту несколько месяцев. Маршрут предполагал проезд из Турции в Пакистан через Иран и не включал Россию. Но в тот момент, когда отели были заказаны, все разрешения получены, а страховки оплачены, у Канады осложнились отношения с Ираном. Выдача виз канадцам была приостановлена. Кругосветка оказалась под угрозой срыва. На помощь пришли знакомые из Минска, они пообещали содействие в проезде по Беларуси. Логичным продолжением этого маршрута стали Россия и Китай. Впрочем, как признался Волкер, поначалу именно эти страны обеспечили серьезные проблемы в планировании кругосветки. Например, китайские чиновники категорично заявили о невозможности передвижения одиночного иностранного автомобиля по стране. Даниелю пришлось обратиться в китайское представительство «Роллс-ройса», и вскоре проблема была снята. В России Волкер столкнулся с другими нюансами организации путешествий.

- Я написал обращение в дюжину российских туристических компаний, интересуясь возможностями сервиса. Откликнулись только две, - удивляется Даниель. – Одна совсем меня не впечатлила. Другая пугала ужасной криминальной обстановкой на дорогах России и пыталась убедить нас в необходимости полицейского сопровождения. Стоимость такого эскорта – 50 тысяч долларов повергла меня в шок. И тут я узнал про Всероссийскую организацию автомобилистов. Ее руководители согласились оказать помощь в поездке по России, вплоть до ночевки в регионах и парковки на Красной площади.

Автомобиль Волкера ненамного моложе хозяина: Даниелю – 66 лет, машине в этом году стукнет 50. Поначалу «Роллс-ройс Фантом» колесил по дорогам Лондона, а в 1973 году был переправлен в Канаду. К Даниелю машина попала в 1990-ом году не в лучшем состоянии. Он привел ее в чувство, и с тех пор вместе с женой Мэрилин путешествует только на «Роллс-ройсе». Кстати, Россия стала 214-ой (!) страной, которую они посетили.

Подарки от «бандитов»

Проехав по территории Канады, Даниель с женой переправились на корабле в Англию, затем по туннелю через Ла-Манш во Францию. Дальнейший путь пролегал по дорогам Европы - Бельгии, Голландии, Германии, Польши и Беларуси. Первым городом России, который увидели путешественники, стал Смоленск. Даниель и Мэрилин чуть не захлебнулись в волнах русского гостеприимства. Прямо на границе их встретили традиционным хлебом-солью (говорят, не обошлось и без пол-литра, но, чтобы не дразнить ГАИ, о подробностях умолчим – авт.). А когда местный священник стал окроплять антикварный «Роллс-ройс» святой водой, Даниель вообще лишился дара речи. Позже, вспоминая в Челябинске ту встречу, канадцы не могли удержаться от восклицаний.

Впрочем, это были еще цветочки. Дружеские братания, фотографирование на память и вручение презентов сопровождали Даниеля и Мэрилин Волкеров на всем пути следования по России. Им дарили конфеты и книги, поделки из дерева и вышитые полотенца, произведения питейного искусства и посуду. Даниель с удовольствием показал мне самый необычный подарок – миниатюрную модель «Роллс-ройса», сделанного из стекла.

- На родине нас предупреждали, что Россия – это очень опасная страна. Вас будут без конца останавливать бандиты и отбирать деньги, - вспоминает Даниель. – Действительно, нас часто останавливают. Но ничего не отбирают. Наоборот, все пытаются вручить какой-нибудь подарок. У нас уже полмашины презентов. Боюсь, что скоро (улыбается) не хватит места для Мэрилин.

Реальность «угрозы» подтвердил исполнительный директор ВОА Андрей Карлов. Он сопровождает путешественников и помогает им в общении.

- Даниель уже третий день умоляет меня остановиться на ближайшей почте и отправить посылку с подарками на родину, - смеется Андрей Карлов. – Я отвечаю: давай еще немного подкопим.

Легенды и мифы лимузина

«Роллс-Ройс» - это не просто бренд. Название автомобиля символизирует имидж и статус. Двойное «R» влияло на жизни не только отдельных персон, но и целых государств. Знаете ли вы, к примеру, почему в Японии левостороннее движение? Она никогда не была английским владением. Но в 20-х годах прошлого века император тогда еще пешеходной страны купил себе «Роллс-Ройс»!..

Славу самых надежных автомобилей в мире «Роллс-ройс» обрел благодаря ручной сборке и дублированию важных систем. Например, в двигателе устанавливается двойное зажигание с двумя свечами в каждом цилиндре и два бензонасоса. Углы решетки радиатора опиливаются напильником слесаря, затем вручную припаиваются. Окрашивается машина только нитрокраской в 12 слоев. Причем каждый из них полируется, затем краска покрывается эмалью. Отличительные признаки аристократической машины - кожаные сиденья, потолок и обшивка дверей. На один автомобиль уходит от 12 до 18 шкур специально выведенной породы быков. Красное дерево для отделки салона вымачивается в заливе Средиземного моря, а потом подбирается так, чтобы рисунки волокон были зеркальными. Каждый собранный автомобиль подвергается испытательному пробегу в две тысячи километров. Потом его разбирают, проверяют и снова собирают. Даже «Дух экстаза» - летящая фигурка на капоте, которую делают из нержавеющей стали, обрабатывается с английским изяществом. Она полируется порошком из… косточек черешни. Неудивительно, что еще до недавнего времени «Роллс-ройс» изумлял покупателей пожизненной гарантией. Впрочем, теперь производитель стал осторожнее – гарантия составляет три года. Но тот факт, что шесть из каждых десяти когда-либо выпущенных «Роллс-ройсов» до сих пор находятся в рабочем состоянии, говорит сам за себя. «Цель компании «Роллс-Ройс» состояла в том, чтобы создать автомобиль, который будет машиной на всю жизнь, а не десятилетие» - заявили когда-то ее отцы-основатели. Глядя вслед «Роллс-Ройсу» с улыбающимся Даниелем за рулем, понимаешь: с задачей они успешно справились.

Главное богатство - друзья

Канадские путешественники не говорят по-русски. Разве что пару «международных» слов: спасибо и водка. Правда, в Челябинске они пополнили словарный запас. Вручая подарок председателю челябинского областного совета ВОА Михаилу Проломову (в день встречи он отмечал 80-летний юбилей), Мэрилин старательно произнесла: «С днем рождения!» А когда ей преподнесли книгу о Челябинске и златоустовскую гравюру, она воскликнула «Изумительно!».

В столицу Южного Урала путешественники приехали уже под вечер. Однако от общения не отказывались и охотно фотографировались как с гостями именинника, так и со случайными прохожими. Впрочем, челябинцев можно понять – трудно пройти мимо роскошного раритета.

Даниель и Мэрилин признаются, что все, что они знали о России раньше, можно обозначить одним понятием – политическая пропаганда. Реальность, к их радости, оказалась совсем другой.

- С каждым днем и часом мы осознаем новую истину, - говорит Мэрилин. – До поездки в Россию мы были обычными путешественниками, а теперь стали друзьями огромного количества людей. И еще. Никогда не поймешь народ, пока сам не побываешь в той или иной стране, не увидишь все своими глазами.

Челябинск запомнился путешественникам как «глубоко индустриальный город, известный фабриками и заводами, танками Т-34 и «Катюшами». А Урал – приятной дорогой мимо озер и лесов, пробками в горах и колоннами грузовиков, в шесть раз превышающими размеры «Роллс-Ройса».

- Люди были добры и почему-то сигналили огнями, - записал позже в Интернет-дневнике Даниель Волкер. – Оказалось, так они предупреждали нас о том, что впереди полиция.

Конечно, не все впечатления от российской действительности были столь радужными. Волкер посетовал, что на одной из автомоек проигнорировали его просьбу не использовать мыло. В итоге, на машине в некоторых местах облезла краска. Даниель искренне удивлялся, что в центральном ресторане Екатеринбурга отсутствовали русские пиво и еда, зато были очень высокие цены на японские блюда. Также он никак не мог уразуметь, почему номер в тюменском отеле с облезлыми стенами и дурно пахнущими коридорами стоит 160 долларов в сутки.

Канадские путешественники намерены посетить 20 российских городов - от Смоленска до Улан-Удэ. Почти половина пути уже пройдена (всего им предстоит проехать 7 000 км). Из России Даниель и Мэрилин отправятся в Монголию и Китай. Они много фотографируют (Мэрилин – профессиональный фотограф), снимают на видеокамеру (есть заказы от печатных изданий и телепередач). Следить за приключениями канадцев можно и по Интернету. Что, кстати, и делают их четверо детей и 11 внуков. Даниель в реальном времени ведет "Живой журнал" - на сайте www.talisphere.com/travel. Правда, информация там выложена только на английском языке.

Но больше всего меня поразил другой момент. Когда я пыталась выяснить профессиональную принадлежность Волкеров, они несколько раз удивленно повторили:

- Мы - путешественники. Почти 30 лет ездим по странам и континентам. Смотрим на мир.

Впрочем, наверное, наивно было задавать этот вопрос владельцам «Роллс-ройса». Ведь, как известно, на «последние деньги» такую машину не купишь... 

Фото автора: Шесть из каждых десяти когда-либо выпущенных «Роллс-ройсов» до сих пор находятся в рабочем состоянии; «Нас действительно очень часто останавливают в России. Но ничего не отбирают. Наоборот теперь у нас полмашины подарков»; Один из подарков – стеклянный «Роллс-Ройс».