Особенности регионального туризма
«Жители вашего края предпочитают отдыхать в Турции и Египте, - констатировал Брэд Эйтчисон, эксперт канадской службы технического содействия. – Почему же турки и египтяне не едут отдыхать к вам?» Действительно, почему? Таким вопросом всерьез задались областные власти и ведущие туроператоры. Есть ли на Южном Урале реальные возможности для развития туризма и как их использовать? Ответ начали искать с помощью зарубежного специалиста. Брэд Эйтчисон не упустил ни одного плюса, но льстить радушным хозяевам все же не стал.
Клещи без границ
Канадская служба технического содействия (CESO) начала свою деятельность в 60-х годах прошлого века. Сейчас в этой некоммерческой организации работает порядка четырех тысяч экспертов, которые ездят по различным государствам и дают дельные советы, как обустроить туризм. Брэд Эйтчисон объехал полмира, но в Россию наведался впервые.
- Вам нравятся мои усы? – через переводчика обратился канадский гость к журналистам. – Это я специально отрастил для поездки в вашу страну…
Если серьезно, то к путешествию Брэд готовился тщательно, изучая особенности нашей области еще «на берегу». Как оказалось, это не так легко: Южный Урал абсолютно неизвестен в Западной Европе и Северной Америке. Эксперт рассказал о туристической выставке в Германии, где ему довелось побывать. Стенд нашего региона спросом не пользовался, а в брошюре, повествующей о крае, была масса ошибок. Помимо этого, наши красоты не представлены на иностранных языках для зарубежных туристов.
По этой причине канадский эксперт без обиняков назвал южноуральский регион недружелюбным к туристам. В екатеринбургском аэропорту выразили неудовольствие, когда ему с первого раза не удалось правильно заполнить анкетную форму. Переводчика рядом не было, однако сотрудники выдали ему второй бланк – исключительно на русском языке, а когда он продемонстрировал непонимание, велели прочитать размещенные на стенном стенде правила, где по-английски тоже не было ни слова.
Зато Челябинская область показала себя во всей красе. И хотя в ресторанах меню на английском тоже не сыщешь, зарубежный эксперт отметил и великолепную русскую кухню, и душевность наших людей – особенно сельских жителей, с которыми ему довелось общаться во время поездок по области. Как замечает гость, у него была «масса возможностей пить водку»…
А поездок было немало. Чтобы Брэд смог оценить туристические возможности Южного Урала, ему показали практически все его красоты. Он проехал около двух тысяч километров, побывал в Игнатьевской пещере, на Увильдах, Тургояке и Зюраткуле, сплавился по Юрюзани, ночевал в палатке, удил рыбу, сделал около тысячи фотографий («Ни в одной поездке столько не снимал!») и каждый день бывал в русской бане. Больше всего ему понравились пещера, Зюраткуль, горы и рафтинг. Не понравились номера турцентров, где нет кондиционеров и условий для людей с ограниченными физическими возможностями, а также уральские водители, которых гость назвал не иначе как камикадзе.
А вот наши насекомые-паразиты, коими кишит уральская природа, Брэда не испугали. По его словам, клещи и в Канаде имеются, и это не может стать препятствием для развития туристического бизнеса в Челябинской области. Препятствия для туризма у нас пока другие – гораздо более серьезные. По убеждению эксперта, Южный Урал вполне может стать привлекательным и для азиатов, которые давно «подружились» с российскими туристами, и для европейцев. Пока же местный отдых не очень жалуют даже сами южноуральцы.
Милее нам берег турецкий
Точной статистики в сфере туризма нет. Специалисты располагают лишь приблизительными данными, основанными на количестве обращений в турфирмы. Если им верить, то в прошлом году в родном краю отдохнуло порядка 500 тысяч человек. Зарубежный отдых выбрали около 100 тысяч южноуральцев. Однако «чужестранные» цифры верней и надежней: в местную статистику входят и однодневные поездки, и экскурсии, да еще надо учесть, что на ближайшие озера отправляются отдыхать не по разу за лето… Но отдыхать долгосрочно и основательно жители Южного Урала все-таки предпочитают на других берегах: и климат ласковее, и впечатлений больше, и, как ни странно, для кошелька менее обременительно.
Областное правительство решительно настроено развивать туризм в южноуральском регионе. Туристическая индустрия даже включена в программу социального развития области до 2020 года. При этом кроме информационно-рекламной деятельности пока ничего не предпринято. Правда, в недрах Законодательного собрания и областного минэкономразвития зреет законопроект о льготном налогообложении местных туристических центров, однако пока неясно, насколько он поможет изменить ситуацию.
По словам начальника отдела по туризму главного управления по физкультуре, спорту и туризму Челябинской области Александра Филиппова, неделя на Завьялихе с проживанием дороже недели в Австрии с перелетом. А санаторный отдых и лечение в Чехии чуть-чуть дешевле, чем «в краю озер и горных скал». Если раньше считалось, что отдыхать на местные базы отдыха ездят те, у кого нет средств побаловать себя заграницей, то теперь этот тезис весьма сомнителен: номер люкс на двоих на базе отдыха «Красный камень» стоит более 100 долларов в сутки. По свидетельству менеджера компании «Мега-тур на Труда» Олега Ежкова, подобная роскошь в отеле Туниса стоит 35 долларов.
Это одна из причин равнодушия южноуральцев к полноценному местному отдыху. При этом организаторов этого отдыха вполне можно понять: короткое лето заставляет максимально заботиться о прибыли, пока погода позволяет. В октябре отдыхающих на уральские озера калачом не заманишь, а налоги платить приходится по-прежнему – в полном объеме. Запрещают использовать водно-моторный транспорт на озерах – опять убытки. Вот и надо как-то выживать. К тому же баз, где можно устроиться с комфортом, очень мало – потому и пребывание там «кусается». А те, где комфорт отсутствует, пользуются спросом лишь в погожие выходные, фактически простаивая все остальное время.
Точки на карте
По категоричному утверждению ряда местных специалистов, думать о туристической привлекательности Урала абсурдно. Оздоравливаться к нам из соседних регионов едут единицы. 90 процентов приезжающих в Челябинскую область гостей имеют целью деловой туризм – в этом смысле Южный Урал более привлекателен.
Вторую причину невзрачности нашего туристического поля эксперты видят в несовершенстве инфраструктуры: не каждый захочет добираться за десяток километров пешим ходом по разбитой дороге даже до самой чудесной базы отдыха. Именно в этом, утверждают специалисты, и должна заключаться помощь области туризму, а не в налоговых льготах: те копейки, что турцентры сэкономят на налогах на землю и имущество, вряд ли их спасут.
Между тем, курорты с развитой инфраструктурой, созданной еще в советские времена, живут и здравствуют поныне, например, Кисловодск. Южноуральские же центры отдыха – это отдельные точки на карте области, каждая из которых сама по себе. Работа их не скоординирована и по большому счету никем не организована. При том, что в Челябинской области 17 горнолыжных курортов, более десятка солидных санаториев и более 250 турфирм, треть из которых наряду с международным пытается развивать и местный туризм.
Еще одна беда – нет у Южного Урала «легенды» для туристов, которая манила бы их и привлекала. Достопримечательности, на которые стоит обратить внимание, разумеется, есть. Это и граница между Европой и Азией, и самая большая в мире железная дорога Транссиб, и Аркаим. Только вот Аркаиму трудновато тягаться с египетскими пирамидами или развалинами Колизея. В школе его не изучают…
Но главная проблема – отсутствие толковых инвестиционных проектов. Такие большие предприятия, как ММК и «Магнезит», вкладывают в развитие своих баз собственные средства и не ждут отдачи. Банки вступать в ряды инвесторов не торопятся: для них это «длинные» деньги, которые вернутся лишь через 8-9 лет. Больших препятствий наделали и изменения в Земельном кодексе: участок на территории, скажем, национального парка, не купишь, а вкладывать деньги в государственную собственность никто не желает.
Туристическая стратегия
Брэд Эйтчисон оказался во многом солидарен с южноуральскими коллегами. Основное препятствие для развития турбизнеса в нашей области он видит в отсутствии единой стройной системы: «Такое ощущение, будто у вас никто даже не понимает, что такое маркетинг».
Впервые о южноуральском туризме в области задумались около пяти лет назад. И хотя отношение к этой отрасли потихоньку меняется, все равно, по признанию начальника главного управления по физкультуре, спорту и туризму области Владислава Беседина, наши туристические центры в большинстве своем остаются ориентированными на советского труженика, для которого и задумывались когда-то. Прибыль от туристических услуг составляет лишь 1,7 процента валового регионального продукта. А в Британской Коламбии, с которой Брэд счел возможным сравнивать нашу область, туризм – третья по доходности статья после энергетики и лесозаготовок.
Работу эксперта сильно осложнило отсутствие статистики. В Канаде такой работой занимается министерство, которое проводит исследования бесплатно для участников туристического сектора. Именно с подробного анализа ситуации Брэд рекомендовал начать работу и на Южном Урале.
За две недели своего пребывания в нашей области канадский эксперт проанализировал 18 туристических возможностей и насчитал 19 специфических проблем развития отрасли в регионе. Одна из них – отсутствие туристической «истории» и слабая информированность иностранцев о Челябинской области. Например, никто не знает о нашей спелеологии. Чтобы устранить этот пробел, Брэд предложил в первую очередь создать веб-сайт – максимально красочный, привлекательный и обязательно с английской версией.
К чести областного правительства, гость заявил, что мало где встречался с таким воодушевлением властей по отношению к развитию турбизнеса. По словам эксперта, несколько обнадеживающих шагов уже сделано.
Следующим должна стать разработка детального стратегического плана на ближайшие пять лет, и менее детального – на десять. При этом канадский специалист посоветовал опереться на зарубежный опыт. А движущей силой рынка, по убеждению Эйтчисона, должны стать частные компании, главным образом небольшие.
Обобщенных рекомендаций эксперт пока не выработал – это работа не одного дня. Когда она будет завершена, областные специалисты создадут рабочую группу для разработки комплексной программы развития туристического бизнеса. Общий настрой вполне оптимистический. Канадский гость подтвердил: возможности для привлечения туристов на Южном Урале есть.
На фото: Владислав Беседин (слева) вручает Брэду Эйтчисону памятный подарок.