18 января 2016, Автор: Наталья Окорокова

Челябинские актеры рассказали о проблемах европейских подростков

Челябинские актеры рассказали о проблемах европейских подростков

В минувшие выходные, 16 и 17 января, в челябинском Краеведческом музее прошли читки пьес современных европейских авторов. Творческий проект совместно с музеем реализовали коллективы двух театров – Камерного и Молодежного. Кроме того, в читках приняли участие студенты академии культуры и искусства.

Зрителям были представлены пьесы из сборника европейской драматургии «ШАГ 11+», их авторы живут в Швейцарии, Австрии и Германии. Герои пьес — дети и подростки, которые оказались в сложной жизненной ситуации. На читках были поставлены четыре из двенадцати произведений, вошедших в сборник.

Корреспондент агентства Полит74 побывала на одном из вечеров, где зрители познакомились с пьесами Йенса Рашке «А рыбы спят?» и Яна Фридриха «Меня зовут Питер». Первую пьесу прочитал актер Камерного театра Петр Артемьев. В ней рассказывается о смерти шестилетнего мальчика от рака. События показаны с точки зрения старшей сестры умершего ребенка – десятилетней девочки.

По традиции после читки состоялось обсуждение, на котором руководитель проекта Борис Черев задал зрителям вопрос – стоит ли говорить с детьми о смерти, и можно ли рассказывать о ней в такой форме, как в пьесе Йенса Рашке. Несколько участников дискуссии убеждены, что обсуждать тему смерти с детьми необходимо. По мнению юных зрителей, тема смерти и форма, в которой она была подана, слишком тяжелы для детского восприятия. С ними согласился театральный критик Андрей Ваганов.

- Мне кажется, этот текст не для детей. Такое явление как смерть для ребенка или подростка кажется странным. У взрослых уже «замыливается глаз», мы каждый день видим сюжеты в новостях, что кто-то умер. А тут вдруг драматург решил обратить внимание на смерть с точки зрения ребенка. Ее восприятие – это повод для того, чтобы взрослым задуматься: любим ли мы своих детей? Любим ли мы друг друга? Что мы будем делать, если вдруг такое случится? Мне кажется, смысл пьесы как раз в этом. Конфликта, как такового, в ней нет, разве что конфликт жизни со смертью, - отметил Андрей Ваганов.

Ему возразил драматург Олег Мясников, который убежден, что конфликт в этой пьесе есть, и он строится на особенностях детского восприятия мира в целом, и темы смерти в частности.

- Текст очень хороший. Конфликт есть, но он внутренний. Детское сознание по своей природе целостно, ребенок не делит мир на куски, как взрослый, а воспринимает явления жизни как поток. Взрослый человек посредством образования и воспитания утрачивает эту особенность. Ребенок, присматривая за миром взрослым, примеривает на себя эту разобщенность. Смерть - один из образов, когда идет распад. И ребенок переживает распад своего целостного мира, который рифмуется со смертью. Дети переживают страх смерти очень рано, но не всегда говорят об этом родителям. И в этом тексте девочка примеряет на себя, пробует распад целостного восприятия на вкус, проходя этапы умирания, смерти и похорон брата. На этом и строится глубокий конфликт пьесы, - считает Олег Мясников.

Надежда Белкина, психолог, пережившая онкологическое заболевание, поблагодарила организаторов читок за выбор именно этой пьесы. По ее мнению, очень хорошо, что в обществе начинают открыто говорить о смерти, публично обсуждать смертельные болезни. Психолог убеждена, что социум настраивает людей на избегание этой темы, создавая иллюзию «мы все молодые, здоровые, красивые, а смерти не существует». Поскольку со смертью рано или поздно сталкивается любой человек, можно изменить свое отношение к восприятию этой темы, избавившись от страха.

Пьесу Яна Фридриха «Меня зовут Питер» в постановке режиссера Александра Черепанова представили актриса Молодежного театра Ксения Волкова и студенты ЧГАКИ Александр Дегтярев и Валерия Кучина. Десятилетний мальчик Тео мечтает о встрече с Питером Пэном, который заберет его в страну «Нигде и никогда», чтобы Тео навсегда остался ребенком. Потеряв надежду, мальчик решает сам стать Питером Пэном, и «похищает» девятилетнюю соседку, которую убеждает «ненавидеть родителей» и поселиться на детской площадке. В воображении мальчика это и есть та самая страна, где дети навсегда остаются детьми. За Тео присматривает не по годам взрослая и ответственная младшая сестра. Дети слишком заигрываются, что ставит под угрозу здоровье «похищенной» девочки. А когда за Тео действительно прилетает Питер Пэн, мальчик понимает, что на самом деле ему дороже сестра и обретенная подруга, а не реализация довольно жестоких по сути фантазий.

Легкая юмористическая пьеса, которая на примере детских игр ставит перед взрослыми недетские проблемы, в интерпретации Молодежного театра вызвала множество положительных эмоций у зрителей.

- Немецкий театр, точно так же, как польский, сейчас лидирует. Они считаются театрами номер один, на них сейчас смотрят. Поэтому на тенденции, которые складываются в немецком театре, нужно обращать внимание. Может когда-нибудь что-то из этих пьес будет поставлено и у нас, - подвел итоги читок Борис Черев.

Напомним, проект «Читки» открылся в прошлом сезоне на базе челябинского Молодежного театра. После завершения каждой из читок проходит обсуждение, где зрители делятся впечатлениями, высказывают свое мнение о произведениях и их художественной интерпретации. Подробнее с этим проектом можно ознакомиться в мультимедийном интернет-журнале, который подготовило агентство Полит74. На одной интернет-страничке собраны репортажи с нескольких читок, интервью с руководителем проекта Борисом Черевым, фото и видео с каждой из постановок, впечатления зрителей.