21 апреля 2014, Автор: Наталья Окорокова

Театр «Манекен» рассказал челябинским блогерам о судьбе двух удивительных женщин

Театр «Манекен» рассказал челябинским блогерам о судьбе двух удивительных женщин

В минувший уик-энд челябинские блогеры из сообщества «Прогрессивная Театральная Общественность» побывали в театре «Манекен» на двух спектаклях - дилогии по пьесам Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» и «Понедельник после чуда».

Оба произведения рассказывают о жизни знаменитой американской писательницы, лектора, политического деятеля Элен Келлер и ее учительницы Энн Салливан. Элен Келлер в раннем детстве перенесла тяжелое заболевание, осталась слепой и глухой. Учительница Энн Салливан научила девочку общаться с людьми, читать, писать, разговаривать. Салливан произвела прорыв в специальной педагогике, создала новую систему воспитания детей с ограниченными возможностями.

В пьесе Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» рассказывается о детстве Элен Келлер, ее первой встрече с учительницей, которая перевернула жизнь девочки. Молодой девушке и ребенку пришлось столкнуться с множеством препятствий, как внешних, так и внутренних, прежде чем удалось установить контакт.

События пьесы «Понедельник после чуда» связаны с другим периодом в жизни Элен Келлер и Энн Салливан. Элен уже взрослая девушка, Энн вышла замуж за молодого человека, который влюблен в обеих женщин. В спектакле рассказывается о сложных отношениях в этом любовном треугольнике, и тяжелом выборе, который приходится делать каждому из персонажей, имевших прототип в реальной жизни.

Как рассказал на обсуждении спектакля с блогерами режиссер Юрий Бобков, его путь к постановке пьес Гибсона был очень долгим.

- У каждого режиссера всегда появляется так называемый «портфель». В течение жизни накапливаются пьесы, над которыми работаешь, но по разным причинам не ставишь. И вот эта пьеса – в первой сотне у меня. Она появилась в моей жизни лет 30-35 назад, когда я был еще юношей. Но разные обстоятельства не позволяли поставить пьесу. Нужна была девочка, такая как Элен. И она появилась. Тогда мы еще были любительской студией. Я начал репетиции, потом девочка исчезла, как это в студиях и бывает. А пять лет назад впервые сложилось. У меня был актерский курс в Академии культуры, и я предложил студентам эту пьесу среди других. Несколько девчонок попробовали. Мы начали с этюдов, акцентируя внимание на эпизодах без слов, - начал свой рассказ режиссер.

- Еще одна из причин, по которой мне хотелось поставить эту пьесу, родилась тоже «миллион лет назад», - продолжил Юрий Бобков. - Я философствовал сам с собой о том, что такое театр. И родилось ощущение: театр начинается, когда заканчивается пьеса как текст. Потом мы должны что-то наслаивать, создавать свое. В этой пьесе содержатся огромные по сценическим меркам эпизоды, где не может быть никакого текста, ведь героиня глухонемая. И мне показалось, что такие эпизоды - квинтэссенция театра. Если мы их сумеем сделать, если они зазвучат, тогда мы победили.

- Я очень люблю древнегреческий театр. И мне показалось, что именно в этой пьесе есть осколки древнегреческой драматургии, здесь возможен катарсис. Прежде всего в «Сотворившей чудо». Поэтому в спектакле так все устроено: есть два протагониста – девчонки, которые воюют друг с другом, и есть хор – одетый нейтрально в белые одежды, - пояснил свой замысел режиссер.

По словам актрисы Анастасии Сорокиной, сыгравшей взрослую Элен Келлер, исполнять эту роль довольно тяжело.

- Это одна из таких ролей, к которой приходится долго настраивать себя, дня за три до спектакля. На сцене постоянно происходит самоконтроль. Нужно прожить человеческую жизнь, при этом нельзя видеть – ведь малейший прокол, и зритель сразу заметит. И переживать трагедию, которая происходит с девушкой, эмоционально тяжело, - отмечает молодая актриса.

Чтобы сыграть роли Элен Келлер и Энн Салливан актрисам приходилось изучать настоящую азбуку для слепых. Английская азбука – единственная, которая использует обе руки. Именно это позволило Энн Салливан научить свою воспитанницу общению и достичь такого успеха.

- Они, конечно, разговаривают с ошибками. Но будь в зале человек, который умеет разбирать английскую азбуку для глухонемых, он бы их понял, - пояснил Юрий Бобков.

Роль Элен Келлер играют актрисы Марианна Захарова и Анастасия Сорокина, роль Энн Салливан – Наталья Кораблева и Галина Кувшинова. Особенное впечатление на блогеров произвела игра Марианны Захаровой – актрисы, которой приходится играть слепоглухонемого шестилетнего ребенка.

Зрители, которые высказали свое мнение о спектакле в процессе обсуждения, отметили яркую игру актеров, и сильнейшее эмоциональное впечатление, которое производит рассказанная ими история.

Отзывы о спектакле можно почитать на страницах сообщества «Прогрессивная театральная общественность». Напомним, этот проект недавно стартовал в Челябинске. Его целью является объединение любителей театра с помощью социальных сетей. Театры приглашают блогеров на свои спектакли, после чего дают возможность обсудить их. Пользователи социальных сетей оставляют свои отзывы на страничках в Facebook, ВКонтакте, Livejournal и Twitter.

Блогеры уже побывали на спектакле Нового художественного театра «Бесы», в театре «У паровоза» на спектакле «Сволочи, или ночь Гельвера», на премьере в Челябинском театре драмы имени Наума Орлова «Прекрасное далеко».