Челябинские блогеры посмотрели и обсудили трагическую пьесу с множеством смыслов
Сегодня, 22 марта, в Челябинске состоялся второй поход в театр блогеров из сообщества «Прогрессивная театральная Общественность».
По приглашению театра-студии «У паровоза» зрители познакомились с постановкой «Сволочи, или Ночь Гельвера» по пьесе Ингмара Вилквиста. После спектакля состоялось его обсуждение.
«Ночь Гельвера» - социальная драма, показанная через непростые отношения двоих людей. Это молодая женщина Карла и ее 30-летний воспитанник Гельвер. Гельвер видит мир глазами маленького ребенка, любит играть в солдатики, и с детской непосредственностью пересказывает страшные события, которые происходят на улице.
За стенами дома этой маленькой семьи бушует толпа, бьются окна, полыхают пожары. Бывшие друзья и соседи расправляются друг с другом. К власти пришли нацисты, которых поддерживает обезумевшая толпа. Поняв, что Гельвер неизбежно станет жертвой происходящего, Карла принимает страшное решение.
Как рассказал режиссер Денис Стрельцов, он заинтересовался пьесой Вилквиста еще полтора года назад. Но после первой попытки вынести ее на сцену, понял, что еще не знает, как лучше поставить спектакль. В октябре прошлого года режиссер оказался в Москве во время событий, связанных с беспорядками в Бирюлево.
- Для меня будто вспыхнул этот спектакль, я понял – вот про что надо ставить! Если в стране кто-то кого-то начинает определять по национальным признакам, вольно или невольно идет столкновение. Любое государство приходит к точке кипения. Наши спектакли должны нести функцию Кассандры. Мы должны предупреждать, что это произойдет, хотя, конечно, лучше бы вообще не происходило. Приехав из Москвы, я вернулся к работе над этой пьесой, и 8 декабря состоялась премьера, - рассказывает Денис Стрельцов.
А не поздно ли ставить такие пьесы, когда мы столкнулись с фашизмом в реальной жизни практически вплотную - задал вопрос режиссеру один из зрителей.
- Соглашусь, что можно предъявить претензии к театрам и режиссерам – а где вы были раньше? Почему вы молчали? Я думаю так. Если раньше народ можно было обмануть, то сейчас у него есть четкая позиция, свое мнение, он стал более осмысленным, и понимает, что происходит вокруг. И если сейчас уже поздно – давайте снимем пьесу с репертуара? Она больше адресовано молодому поколению. Для нас это поздно, но для молодых… Тоже поздно, но почему бы не сейчас? Я определяю возраст своей аудитории от 18 до 25 лет. Это для них. А дальше их право выбирать. Если хотя бы один из пятидесяти задумается, уже хорошо, - убежден режиссер.
Одна из зрительниц отметила, что кроме политической подоплеки в пьесе есть и просто человеческая история, очень трогательная. Она касается непростого выбора, который пришлось делать героине так же, как множеству реальных людей при появлении в семье больного ребенка.
- Когда мы узнали, что будем это ставить – были всеми руками «за». Не скажу, что роль тяжело играть, но и не легко. Идет мощная внутренняя работа, которая меняет что-то во мне, а дальше это передается зрителю. Верится, в то, что происходит, - поделилась со зрителями исполнительница роли Карлы Светлана Шароглазова.
- Мне проще, для моего персонажа это все на уровне игры, он не понимает серьезности ситуации. Это как шашки, - рассказал исполнитель роли Гельвера Алексей Хайбрахманов.
Зрители восприняли пьесу по-разному. Для кого-то более значимым стал акцент на политическую ситуацию, и возникшие параллели с сегодняшним днем. Кого-то затронула сама история двух людей с крайне непростыми отношениями. Одни зрители посчитали, что эмоции героев слишком однообразно окрашены, существуя на одной только трагической ноте, а кто-то уловил динамичное развитие характеров.
Как отметили актеры и режиссер, возможность обсуждения пьесы и немедленная обратная связь со зрителями является самой ценной составляющей блогерского показа.
Как ранее сообщало агентство Полит74, идея проекта «Прогрессивная театральная Общественность» состоит в том, чтобы объединить поклонников театрального искусства с помощью социальных сетей. С определенной периодичностью театры приглашают блогеров на свои спектакли. После просмотра происходит обсуждение с участием актеров, режиссеров, театральных критиков. А затем зрители рассказывают о событии на своих страничках в социальных сетях - Facebook, ВКонтакте, Livejournal и Twitter.
Первым пригласил блогеров на спектакль Новый художественный театр, показав все три части спектакля «Бесы» по роману Достоевского.
Фоторепортаж - Ирина Файзуллина