19 марта 2014, Автор: Наталья Трясцина

Русская дворянская культура в Челябинске: история и современность

Русская дворянская культура в Челябинске: история и современность

Свет сотен свечей, блеск бальной залы и красавицы в пышных нарядах… Казалось бы, всё это осталось в далеком петербургском прошлом, и не имеет никакого отношения к нашему городу. Но и в Челябинске есть светская жизнь, как в 19 веке, так и сегодня.

Основанный в 18 веке, к середине 19-го Челябинск стал разрастаться, но жизнь в уездном городе текла спокойно и размеренно. Немногочисленное дворянство было представлено чиновниками, офицерами, иногда в светское общество входило и купечество. Среди прочих выделялся приехавший из Петербурга Василий Григорьевич Жуковский, знаменитый врач и любитель музыки. Предпочтя уездный город столичной жизни, Жуковский создал музыкальный салон в своем доме на улице Сибирской (ныне ул. Труда, 88). Местная интеллигенция собиралась на музыкальные представления и домашние спектакли. Для простых горожан, собиравшихся у открытых окон дома, такие развлечения были в диковинку.

В 1869 году на углу улиц Ивановской и Азиатской (ныне ул. Труда, 98) открывается купеческо-дворянский клуб «Челябинского общественного собрания». Дом спиртозаводчика Покровского становится первым очагом культуры в Челябинске. В списке гостей клуба можно встретить известные челябинские фамилии Бреслина, Данцигера.

Развлечения светского общества сводились к «приятному проведению времени в чтении книг, разговорах, танцах и позволительных играх». В доме Покровского проводились музыкальные и танцевальные вечера, обеды, балы, новогодние и святочные маскарады.

Балы и танцевальные вечера были излюбленным развлечением светской публики. Балы давали все! Съезжались ли в императорский дворец именитые гости или к провинциальному семейству были приглашены соседи и родственники – то и другое называлось балом, имеющим свои незыблемые правила. Правила этикета соблюдались неукоснительно всеми участниками бала. Их нарушение каралось общественным порицанием.

Традиционно, бал начинался с полонеза – торжественного танца-шествия. Открывали бал в первой паре, как правило, хозяин дома с самой важной из приглашенных гостий, или распорядитель бала с приглашенной им дамой. Далее оркестр исполнял вальсы, кадрили, польки… Танцевали также венгерку, падеспань. В 19 веке время диктовало свою моду на танцы, и гросфатер сменялся контрдансом, затем вальсом, но на протяжении всего времени мазурка была «особым» танцем, который дамы ждали более всех остальных и не зря! Ведь в мазурке можно было не только показать своё мастерство танцора, но и услышать признание в любви и даже получить предложение руки и сердца.

После мазурки гостей бала ждал ужин, накрытый в смежных гостиных. В танцах принимала участие в основном молодежь, старшее поколение предпочитало проводить время за карточными столами или в беседах, не забывая приглядывать за танцующими. После полуночи гостей ждали игры и танцы-котильоны, отличавшиеся особой подвижностью и элементом внезапности.

Для мужчин официальным костюмом был фрак или парадный мундир, для дам – платья, сшитые по последней моде, на свой первый бал барышни традиционно надевали белые платья. Обязательным элементом костюма были перчатки, дама могла отказать в танце пригласившему ее кавалеру, если тот был без перчаток.

Каждая дама имела специальную бальную книжку, в которую она записывала имена пригласивших ее кавалеров. Обещать танец и не явиться к его началу считалось нарушением правил приличия. Кавалер, пригласивший даму на танец и забывший об этом, мог быть даже вызван на дуэль ее оскорбленными родственниками.

В 1874 г. в Челябинске состоялось открытие городского сада, где летом играл оркестр, устраивались танцы.

В самом конце века активное участие в культурной жизни Челябинска принимает семья управляющего винными складами М. Д. Кетова. Они имеют свой оркестр и хор, которые дают открытые спектакли и концерты. Участие в спектаклях принимал и сам управляющий, обладатель баритона. Его супруга играла на фортепиано, дочери пели в хоре. Постоянными участниками спектаклей были супруги Подгорские и Малковы, А. Сурьянинов, В. Лисовский, В. Попов, Т. Трегубов.

В 1902 году в Челябинске открылся железнодорожный клуб. Екатеринбургская газета "Урал" писала тогда, что "при стечении почтеннейшей публики" состоялось торжественное открытие "собрания железнодорожных служащих". Считалось, что членом клуба может стать любой гражданин. Но необходимо было платить взносы и немалые, а посему рабочие здесь бывали лишь на специальных бесплатных представлениях. Клуб, по выражению местных, интеллигентов, назывался "чертогом культуры", но, по сути, был доступен лишь горсточке избранных.

Вершиной развлечений местной буржуазии стали семейные вечера, балы-маскарады, устраиваемые в Народном доме, железнодорожном и купеческом клубах. В роскошно украшенных помещениях гремела музыка, бойко работали буфеты, а для посетителей ставились водевили.

После революции 1917 года дворянские собрания прекратили свое существование. На несколько десятилетий светские балы сменились советскими развлечениями с агитационным и социалистическим уклоном.

Но интерес к прошлому и дворянской культуре не угас. Уже на пороге 21 века в Челябинске появляются первые энтузиасты по возрождению старинной дворянской культуры.

С 2002 года существует студия при «Академии изящных искусств», где любой желающий может обучиться основам старинного танца, манерам и этикету. Ежегодно проводится несколько балов и светских салонов в стилистике 19 века, с соблюдением всех норм и правил этикета. Если прежде подобные развлечения были доступны лишь избранной части населения, то теперь к ним может приобщиться каждый, кто заинтересован в сохранении и возрождении дворянской культуры.

Ежегодно на Урале проводится Всероссийский фестиваль старинного танца «Галантный век», начало которому было положено в Челябинске в 2009 году. Под руководством педагогов со всей страны участники фестиваля разучивают сложные танцы, восстановленные по учебникам танцмейстеров прошлых веков, посещают семинары и мастер-классы по истории костюма и этикету. По традиции, завершает фестиваль Гранд-бал в стиле 19 века, который собирает публику даже более многочисленную, нежели «настоящие» балы Челябинска позапрошлого века. Без знаний этикета даже на современных балах появляться нельзя, по-прежнему обязательны белые перчатки и соблюдение правил хорошего тона.

В начале июня в городском парке традиционно проходит «Пушкинский пикник» - бал под открытым небом в честь дня рождения поэта. Однако собираются на этом балу в лучших своих платьях и фраках вовсе не любители стихов – это попытка людей, увлеченных историей своей страны и родного города, и вобравших в себя лучшее из русской дворянской культуры прошлых веков возродить романтическую эпоху изысканных дам и благородных кавалеров.