5 апреля 2007, Автор: Ольга ТИТОВА

Злата Демина: «Может, я ненормальная…»

Злата Демина: «Может, я ненормальная…»

Кто глупее – актеры или режиссеры? Именно так – кто глупее, а не кто умнее. Чувствуете разницу? Я слышала две кардинально противоположные точки зрения на этот провокационный вопрос, который, между прочим, родился именно в театральной среде. Всесильный арбитр в данном идеологическом споре – зритель – дать ответ не в состоянии. Но ведь и задачка составлена некорректно. Для меня интереснее другой вопрос: почему театральные деятели, так рьяно утверждающие свою значимость, забывают о драматургах? Или талант и ум последних не вызывает ни у кого сомнения, или авторов пьес в принципе не расценивают в качестве конкурентов.

«Что-то непредсказуемое»

Злата Демина, 28 лет, драматург, родилась и живет в Екатеринбурге. Окончила художественное училище имени И.Д. Шадра, Екатеринбургский театральный институт (мастерская Николая Коляды), финалист премии «Дебют» в 2004 году, лауреат драматургического конкурса современных пьес «Евразия» (2002 и 2003 годы).

Что чувствует драматург, когда видит свое детище на сцене? Злата Демина получила возможность освежить впечатления. Челябинский государственный драматический камерный театр презентовал зрителям новый спектакль «На Пасху солнце танцует», скроенный по пьесам двух авторов – Златы Деминой («Бог любит») и Александра Архипова («Дембельский поезд»).

Внешний мир персонажей, помещенных в спектакль «На Пасху солнце танцует», – больничные покои. В первой части врачи ухаживают за беременными женщинами, которые вот-вот начнут новую жизнь, во второй – за ранеными солдатами. Обнадеживающее начало во втором акте обрывается как бы неожиданным, но очень запрограммированным финалом, прозвучавшим, словно замученная цитата: «В общем, все умерли».

- Задевает ли Вас критика, обращенная в адрес спектакля?

- Спектакль – это не пьеса. Пьеса – всего лишь материал для спектакля. По крайней мере, нас так учили: Николай Коляда вбил в голову. И отзывы критиков и зрителей поступают в адрес спектакля, а не пьесы. Я стараюсь держать эту мысль в голове, но, разумеется, не всегда получается. Людмила Петрушевская (писатель, драматург- Ред.), например, никому не разрешала переписывать свои пьесы, очень ревностно к ним относилась. В итоге ее перестали ставить на какое-то время. В этом смысле мне интересны современные режиссеры, в частности Кирилл Серебренников, которые способны вывернуть замысел драматурга. Получается что-то совсем непредсказуемое.

- Расскажите о своих впечатлениях от премьеры.

- Спектакль получился очень живым и современным. В моей пьесе появилось больше юмора, новых подтекстов. Публика очень живо реагировала: и смеялась, и замирала, и даже плакала. Я считаю, это самый лучший показатель успеха, ведь публику не обманешь. Что же касается моих личных авторских впечатлений, то, на мой взгляд, пьеса лишилась некой камерности, интимности, душевности, ведь она была задумана именно такой.
Я долго вынашивала «Бог любит» и писала ее под сильным эмоциональным впечатлением. Пьеса получилась камерная, очень индивидуальная и чувственная. Именно поэтому мужчин в действие я практически не вводила, но в спектакле они часто появляются на сцене.

Если говорить о минусах, то мне не понравилось, что монолог центральной героини Гали о церкви в Пасху режиссер отдал санитарке. Свои мысли и чувства я больше всего вкладывала именно в ее уста.
Мне интересны необычные, странные люди с надломом в душе. Галя такой персонаж в этой пьесе. Она почти юродивая, а в спектакле она дурочка, наивная трусиха, ничем не отличающаяся от других. Я же хотела противопоставить Галю остальным персонажам, в чем-то трафаретным типажам.

Мужское и женское

В 2004 году пьеса Злады Деминой «Бог любит» была названа лучшей в номинации «Драматургия» независимой премии «Дебют». Среди почти 43 тысяч работ, претендовавших на почетное место в «коротком» или «длинном списке», две принадлежали одному человеку. Причем до последнего момента никто так и не догадался, что под мужскими именами Николай Маос и Артур Ланге, подписавшими пьесы «Бог любит» и «Элвис умер?», скрывается один автор.

- Зачем понадобились псевдонимы?

- Как любит шутить Николай Коляда (известный уральский драматург и режиссер – Ред.), курица не птица, женщина не драматург. Я решила подтвердить сложившийся стереотип. Можно смеяться, но ход удался. Моих «парней» выбрали из 43-х тысяч претендентов. Ну а если честно, задумалось все случайно, ради смеха.

Подошла я к этим двум писателям-драматургам со всей ответственностью и правдоподобностью. У каждого была своя биография, адрес, телефон и даже электронный адрес. Они получились абсолютно живыми людьми. Один – музыкант, другой – литератор с трагической судьбой, был аспирантом, а сейчас вынужден работать риэлтором.
Муж отвечал по телефону и за одного, и за другого, изменяя голос. Даже Александр Галин (драматург, сценарист и режиссер театра и кино, один из членов жюри премии «Дебют»-2004) не разгадал в двух пьесах одного автора.

- Это мог быть хороший PR-ход.

- Я никогда ничего не просчитываю, раньше вообще была оторвана от реальности. Обе мои работы, отправленные на «Дебют», очень отличаются друг от друга. «Элвис умер?» - мужская пьеса. После рождения сына у меня в голове что-то щелкнуло, склад ума изменился. Тогда же я написала и «Бог любит». Сейчас я не могу писать, нет времени. Все мысли о сыне (ему сейчас 3,5 года – Ред.). Где он, что делает, как он там без меня? Может, я ненормальная, но, думаю, для творческого человека это даже хорошо. Сейчас у меня период накопления. Возможно, скоро выдам шедевр.

У творческого человека есть внутренний нерв, который дает ему особое, нетривиальное видение мира. При этом творчество и успех не всегда пересекаются. Есть огромное число ремесленников, знающих, как правильно сказать и что сделать, чтобы стать популярными. Один мой друг - художник – шесть лет подряд рисует одну и ту же картину и менять сюжет не собирается. Не потому, что он получает удовольствие, а потому, что за нее платят хорошие деньги.

- Как рождается пьеса?

- Человек сам по себе – чистый лист. Всю информацию он получает из мира и накапливает с детства. Например, героини пьесы «Бог любит» имеют в качестве прототипов реальных людей. Но это не означает, что они полностью списаны. В каждом из героев я нашла место и для себя. Я замечаю детали, которые меня волнуют и отсылают к глубинным воспоминаниям. Внешние раздражители нужны для того, чтобы я покопалась в себе. Главное – настоящее чувство, а сюжет можно придумать. Вот так я всю жизнь и ищу себя, «откапываю».

- Какими мыслями, идеями Вы руководствуетесь в процессе написания пьес?

- Для меня главное - эмоция, а не сюжет. Я пишу всегда для себя и только о том, что мне интересно. Кроме того, не хочется быть банальной. Всякий раз стараюсь создавать новую пьесу, отличную от предыдущей. Расписываю по 15 вариантов каждой пьесы, прежде чем остановлюсь на лучшем. Чтобы точно построить фразу, нужно пробовать ее на звук, тогда актер сможет легко ее произнести на сцене. Пьесы не пишутся в стол, они обязательно должны быть воплощены на сцене.

Еще для меня важно, чтобы зритель получал заряд оптимизма, поэтому и финал пьесы должен быть открытым, дающим пищу для размышлений, но обнадеживающим. Зритель должен уходить из театра с ощущением, что, возможно, у персонажей все в дальнейшем будет складываться хорошо.

С пьесами Златы Деминой вы можете познакомиться на ее сайте zlata-demina.boom.ru