3 апреля 2007, Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Классика в джазовом формате

Классика в джазовом формате

The Swingle Singers, легенда в мире музыки, дали концерт в зале имени Прокофьева. Громкое имя октета обеспечило аншлаг – любители нестандартного подхода к классике оккупировали даже ступеньки в зале. Знаменитых британцев ждали с нетерпением, вполголоса рассказывая друг другу факты из биографии коллектива, и обещая еще не знакомым с ним соседям по креслу «нечто». Ожидаемое оправдалось полностью, «Свинглы» «зажгли» вечер. Публика приплясывала, подпевала и дарила «бравы» и «бисы». А ответный подарок – диск с автографами сладкоголосой восьмерки – можно было приобрести за 700 рублей.

От Баха до мобильных рингтонов

Действительно, столько зрителей набилось в маленький зал Прокофьева – яблоку упасть было негде. Сидели и на пуфиках у стен, и на лестницах, и чуть ли на головы друг другу не забирались. Октет встретили бурными аплодисментами. А когда один из легендарной «восьмерки» попытался приветствовать собравшихся на русском языке, так зал вообще взорвался овацией и смехом. Смех был добрым, не засмеяться было невозможно – так мило коверкал слова англичанин, и так старался. На русском языке «Свинглы» анонсировали каждого автора музыки и песен, которые они исполняли. Анонсы написали транслитом на бумажках. Зрители поддерживали попытки музыкантов изъясниться по-русски выкриками с мест по-английски.

Моцарт и Бах, «Битлз» и Шопен, Бетховен и мобильные рингтоны – их репертуар не знает границ. Сегодняшние вокалисты – Джоана Форбс, Мейнир Томас, Сара Симмондс, Венди Нипер, Ричард Этсон, Том Буллард, Тобиас Хьюг и Джереми Сэдлер – уже «правнуки» первых «Свинглов». Неповторимый стиль позволяет сохранить преемственность поколений и передаваемые друг другу секреты голоса. Их исполнение всегда сюрприз для слушателей. Как утверждают знатоки, это высочайший уровень вокала и в то же время соблюдение традиций и стиля, заложенных Уордом Свинглом, основателем октета.

«Свингл Сингерс» поют а-капелла. Поют с драйвом, чисто и весело. Довольно оригинально и неожиданно, микшируя классику, рок, оперу и джаз, слегка парафразируя одни стили в другие. Голосом музыканты имитируют не только современные, но и средневековые инструменты, и даже электронную музыку. Есть в составе коллектива совершенно уникальный «экспонат» по имени Джереми Сэдлер. Этот человек совершенно потрясающе воспроизводит самые разные возможности ударной установки, включая малый барабан, большой, хай-хэт и тарелки. Во втором отделении он специально продемонстрировал свои голосовые возможности, напрочь исключив подозрения части зала в использовании минусовой фонограммы. Имеется у «Свинглов» и еще один талант - к танцам. Вся группа блистала хорошо поставленной хореографией.

«Свингл»-история

Ровно 40 лет назад в Париж приехал Уорд Свингл (Ward Lamar Swingle). Цель приезда американца во Францию – совершенствоваться по классу фортепиано – вылилась в мировую известность. В то время на Западе процветал стиль исполнения би-боп: несколько исполнителей записывали свои голоса, а потом накладывали их друг на друга, тем самым как бы увеличивая количество исполнителей. Ведь тогда приходилось голосами заменять целые оркестровые партитуры, а популярная группа была немыслима без небольшого хора для подпевок. Так полагается, и это красиво: стайка красавиц в нарядных юбках вместе с разбитным солистом вытягивают припев. Вспомните записи Синатры. Свой «оркестр» для подпевок создал и Уорд Свингл. В 1962 году коллектив начинает петь фуги Баха. Чуть позже к вокалистам добавляют контрабас и ударные, и практически готов Les Swingle Singers – французский вариант современных британских «Свинглов».

В музыкальном сообществе Уорд Свингл вскоре становится признанным революционером и новатором. Еще бы, ведь он, при царившем тогда культе композитора (любую закорючку в нотах нужно было играть так, как написал автор, шаг в сторону – расстрел) смело заменял орган или клавир на голос. А первая пластинка октета «Jazz Sebastian Bach» имела умопомрачительный успех на всех континентах. До «Свинглов» Баха и джаз еще никто не осмелился сочетать.

В некоторый момент Уорд Свингл обнаруживает еще один пласт музыки, потенциально содержащей импровизационные интонации. Речь идет о музыке Испании, сильно связанной с цыганским искусством. С 1973 года ансамбль базируется в Англии, а репертуар постоянно расширяется теперь - они поют гораздо больше ортодоксального джаза, рока, «Битлз» и авангарда, модной попсы, world music.

За все время своего существования «Свингл Сингерс» получили пять премий «Грэмми» в нескольких номинациях: «Лучшая хоровая пластинка», «Лучший новый артист» и других. А пластинка с джазовым Бахом чуть не попала в топ 10 самых продаваемых альбомов. За 40 лет они дали по всему миру 3500 концертов, записали 46 альбомов.

«Свинглы» стали бомбой и продолжают «бомбить» умы слушателей до сих пор. А челябинцы так и вовсе словно с ума сошли. Сидя в креслах, они в такт дергали головами, как загипнотизированные, раскачивали торсами, и – точно-точно – хлопая, отбили себе ладошки. А после концерта все разом ринулись раскупать диски, а потом – подписывать их. На дисках британцы расписывались все, а вот тем, кто 700 рублей «зажал» и норовил подсунуть для автографа входной билет либо программку, доставался всего один автограф.