18 января 2013, Автор: Ирина ЯББАРОВА

Яхта «Челябинск» вернулась из восьмимесяч- ного плавания

Депутат ЗСО Владимир Горнов — моряк бывалый, любителем его сложно назвать. Даже при первом взгляде на Владимира Михайловича возникает ощущение, что этот человек с морской стихией уже давно на «ты»: глубокий, как само море, взгляд, шкиперская борода; морская атрибутика даже в интерьере рабочего кабинета; философские мысли о вечном и… постоянные мечты о море… И кому, как не Владимиру Михайловичу, возглавлять большую морскую научную экспедицию!

Историческая справедливость

…Позади восемь месяцев качки, 20 тысяч морских миль, борьба с водной стихией; удивительные встречи, интересные места. Еще весной прошлого года яхта «Челябинск» отправилась в экспедицию. Маршрут сложный: пришлось пройти воды двух океанов, обогнуть мыс Горн, посетить остров Пасхи, дойти до Русских островов в Тихом океане. А старт большому путешествию был дан в Балтийском море.

Капитан корабля — депутат Законодательного собрания Челябинской области Владимир Горнов, экипаж: электромонтер, старший помощник Алексей Зайнуллин и радиооператор, а также переводчик Семен Иванов.

У морского путешествия были вполне конкретные цели. Основная — посетить Острова Россиян, которые были открыты в 1820 году во время экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева в Южном Тихом океане. Свое название острова получили неслучайно, ведь именно российскими мореплавателями ХIХ века был открыт этот архипелаг. Нескольким атоллам были присвоены имена знаменитых россиян: Аракчеева, Волконского, Барклая де Толли, Раевского, Кутузова… До сих пор на некоторых картах эта островная группа называется Архипелаг Раевского или Острова Россиян. На одном из островов путешественники планировали установить барельефы героев Отечественной войны 1812 года.
Есть в этом определенная символичность, уверены путешественники. Во-первых, 2012 год в России был объявлен Годом истории, а во-вторых, именно в прошедшем году исполнилось 200 лет со времен Отечественной войны 1812 года. К сожалению, в нашей стране этой дате не уделяется должного внимания.

Кроме того, по заданию Челябинского областного отделения Русского географического общества морякам-любителям пришлось выполнить еще и научные работы: собрать материал по загрязнению нефтью мирового океана, взять образцы воды из вулканического озера с острова Пасхи, заснять тропические облака.

Кстати, подготовка к плаванию началась еще в 2011 году. Тогда, в сентябре, в столицу Южного Урала приезжал знаменитый путешественник Федор Конюхов, который, зная непростой характер водной стихии, оказывал всяческую помощь и поддержку в подготовительных работах, консультировал, советовал.

— Главная задача экспедиции была выполнена, — опережая все вопросы, рассказал Владимир Горнов нашему корреспонденту. — Мы дошли до острова Кутузова во Французской Полинезии и сумели установить барельефы Кутузова и Раевского в честь героев Отечественной войны 1812 года. Там для нашего монумента было выделено специальное место, на мой взгляд, очень символичное — рядом со зданием местной администрации, на площади с видом на океан. Хотя первоначально были проблемы, нам вообще не разрешали устанавливать барельефы, говорили, что ни Кутузова, ни Раевского они не знают. Более того, французы до сих пор уверены, что в Отечественной войне 1812 года победила именно их армия. Но благодаря поддержке руководителя Челябинского отделения Русского географического общества Сергея Геннадьевича Захарова нам удалось через министерство культуры Франции организовать письмо, которое было представлено в местную администрацию, и только после этого проблема была решена.

Кстати, изначально челябинские мореплаватели планировали просто установить барельефы на здании администрации. Но после поступившего от местных властей предложения установить полноценный монумент в очень красивом месте Владимир Горнов и члены экипажа ответили согласием.

— Если честно, был уверен, что соорудим монумент за сутки, — признается Владимир Горнов. — Но на самом деле потратили на его строительство целых семь дней. Проект монумента родился буквально на ходу. С собой было два мешка цемента, которые мы купили еще в Европе, но нам этого не хватило, пришлось докупать на месте. Получился настоящий комплекс, очень красивый, необычный, интересный. Душа радовалась, когда его сделали и установили. Надеюсь, местные жители сумеют его сохранить.

Параллельно моряки занимались научными работами. Удалось собрать большой материал по природным явлениям, настоящую коллекцию облаков с привязкой к месту, ко времени; шло наблюдение за погодными характеристиками: скоростью ветра, волнениями, температурой.

Сейчас все научные данные обрабатываются одним из членов экипажа — Семеном Ивановым. Он создает электронные таблицы, которые затем будут переданы в Челябинское географическое общество.

Один за всех и все за одного

— Ребята — молодцы! — с гордостью говорит о своем экипаже Владимир Горнов. — Мы вместе на воде прожили практически восемь месяцев. Правда, наше путешествие началось позже, чем мы планировали, потому что лодку получили не 10 мая, а 30-го, немецкая пунктуальность подвела. Ничего плохого про команду сказать не могу. Семен Иванов вообще кладезь. Прекрасно разбирается в электронике, если надо было что-то где-то отремонтировать, он даже в непростых условиях с этим справлялся. Вот только представьте: надо было залезть на мачту, чтобы провести кое-какие ремонтные работы. Семен с Алексеем, в условиях сильной качки, справились с этой задачей. К слову, крен в 30 градусов считается нормой, но бывал крен и 45 градусов, когда сложно ходить, трудно удержаться. Кроме того, помимо знания английского и французского языков во время путешествия Семен самостоятельно освоил еще и испанский. И это нам очень пригодилось, потому что чаще всего приходилось говорить именно на испанском. Он меня даже заразил желанием выучить этот язык, для мореплавателя он еще важнее, чем английский.
Во время прохождения мыса Горн на «Челябинске» появился четвертый член экипажа — южноуральский яхтсмен Александр Достовалов.

Забегая вперед, заметим: морская экспедиция закончилась уже без Алексея Зайнуллина. По семейным обстоятельствам он вынужден был вернуться домой раньше.

Мыс Горн встретил прохладно

Мыс Горн южноуральские яхтсмены проходили вчетвером. Александр Достовалов взошел на борт «Челябинска» в Аргентине и в составе южноуральских мореплавателей провел месяц.
Владимир Горнов вспоминает, как непросто было в этот период времени идти под парусом: температура воздуха -2…+4, температура воды не выше пяти градусов, в кают-компании всего 13 градусов тепла. Как назло, на яхте вышли из строя все нагревательные приборы.

— Тем не менее мыс Горн стал не просто одним из самых ярких впечатлений путешествия, — заметил Владимир Михайлович. — Это, пожалуй, в какой-то степени достижение определенной жизненной цели. По большому счету, пройти под парусом вокруг мыса Горн — мечта любого яхтсмена.

«Челябинск» обогнул мыс Горн правым бортом, о чем свидетельствует серьга в правом ухе Владимира Горнова. Дело в том, что у мореплавателей есть обычай — после прохождения мыса Горн вдевать в ухо серьгу. Причем здесь имеет значение, каким бортом корабль обогнул мыс. Кроме того, южноуральские мореплаватели получили на руки чилийский сертификат, который подтверждает прохождение «Челябинском» мыса Горн.

Рассказал капитан корабля и о том, что в одном из чилийских яхт-клубов довелось увидеть российский флаг, на котором свою роспись оставил Федор Конюхов.
— Мы с ребятами тоже расписались, — похвастался Владимир Горнов. — Оставили память о себе, написали дату, 10 сентября 2012 года, и свои фамилии. Очень приятно было увидеть флаг родной страны на другом конце света.

Таити… Таити, что в себе таите?!

Случались во время морского путешествия и действительно серьезные, проблемные ситуации. Не обходилось без поломок на корабле. Непросто в сложных погодных условиях отремонтировать то, что вышло из строя, когда море показывает свой буйный характер: шторм, сильные волны, ветра, непрекращающаяся качка, большой крен…

А на Таити с экипажем «Челябинска» произошел инцидент, который изрядно потрепал нервы видавшим виды мореплавателям: местные власти без всяких особых объяснений обыскали корабль.

— Что искали? Оружие, — вспоминает капитан корабля. — Как нам потом рассказали, с архипелага Макемо сообщили, что у нас на борту оружие и мы им торгуем. Вот нас и решили обыскать, навели беспорядок на лодке, помучили четыре часа и отпустили, поскольку ничего запрещенного и опасного не нашли. Да и не было у нас ничего такого. Была только коробка пиротехники и специальные металлические трубы, которые могли исполнять двойную роль: как крепежи или их можно было использовать как маленькие пушечки. Их мы взяли на случай, если вдруг в море встретятся пираты, но все обошлось.

Правда, команда южноуральских яхтсменов предполагает, что инциденту с местными властями есть и другие объяснения.

— Наш член экипажа Семен Иванов поговорил с местным населением о людоедстве, — смеется Владимир Горнов. — А полинезийцы, как выяснилось, этого очень не любят, все обижаются, что им до сих пор припоминают, как они в прошлом году немца съели. Так что мы еще легко отделались (смеется). А еще мы там акулу поймали, а местные жители акул не трогают. Мы ее не убивали, просто пофотографировались на ее фоне и отпустили. Правда, акула нам отомстила, особенно я ей чем-то не понравился. Когда начал фотографироваться с ней, она стала нападать, прокусила резиновую лодку, в которой я находился. Лодка стала тонуть. Очень не хотелось оказаться рядом с этим хищником в его родной стихии. Но, слава богу, ребята помогли быстро выбраться из воды. А однажды ночью поймали воришку, который шарился в каюте. Обыскали его, но ничего не нашли, хотя, как потом обнаружили, пропали две флешки. Так что вспомнить нам есть что. С виду полинезийцы очень добродушный народ, но никогда не знаешь, чем их добродушие обернется через минуту.

Корабельный быт

Сумели южноуральские яхтсмены наладить и неплохой быт на корабле. Как признается Владимир Горнов, условия для жизни были вполне сносные: была возможность и «покулинарить», и отдохнуть.

— Каждое утро начиналось с проверки судна, смотрели, все ли в порядке, не сломалось ли что-то. Завтракали в основном кашами «Увелка». Настоящим деликатесом для нас были макароны «Макфа» с морепродуктами. Затем — зарядка. Обязательно надо было размяться, привести мышцы в тонус, иначе ноги могут вообще отказать. Физруком у нас был Семен. Что касается обедов, то готовили в основном ребята по очереди, я в этом не силен. Как-то сделал яичницу — на этом все мои познания в кулинарии закончились. Проблем с продовольствием не было. Брали с собой свежемороженых кур, сосиски, иногда удавалось рыбу поймать. Варили супы, там для этого есть условия. На лодке установлена специальная газовая плита, которой не страшна качка, была еще микроволновка, но мы ею не пользовались: электроэнергии много уходит.

Спали путешественники по очереди, море есть море, случиться может всякое, поэтому приходилось нести вахту. В основном судно шло на автопилоте, но во время перехода через Атлантический океан он вышел из строя. В течение двух суток мореплаватели по четыре часа стояли у штурвала.

— Если честно, уже после трех часов стояния у руля сильно устают руки, начинаются галлюцинации, — вспоминает Владимир Горнов. — На горизонте мерещатся строения, суша… Хорошо, что удалось отремонтировать навигационную систему. Что касается досуга, то, когда получалось отдохнуть, играли в шахматы, читали книги. Я, например, с удовольствием перечитал «Божественную комедию» Данте, «Фауста» Гете. Плюс постоянно читали книги на морскую тематику. Кроме того, у нас была большая коллекция отечественных и зарубежных фильмов. Телевизор во время плавания не работал, поэтому смотрели фильмы по DVD. Практически все посмотрели по два раза. Потом подарили их русской паре из Петербурга Максиму и Наталье, которые живут в Панаме. Конечно, слушали музыку, в основном Высоцкого. Помню, как пришвартовались на Таити и включили песню «Морякам дальнего плавания…», в которой Владимир Семенович поет: «…Пришвартуетесь вы на Таити и прокрутите запись мою, через самый большой усилитель я про вас на Таити спою...» Хорошо запомнилось какое-то удивительно необычное состояние души в этот момент.

Дух морского братства

Море — стихия непредсказуемая, капризная, то бурное, то спокойное. И никогда невозможно угадать, что же ждет впереди.

Над вопросом, а что страшнее: шторм или штиль — Владимир Михайлович сначала задумался, а потом ответил однозначно: все-таки шторм.

— Вот здесь я не согласен со словами из песни Макаревича, что «…в сущности, буря — пустяк… гораздо трудней не свихнуться со скуки и выдержать полный штиль…» У нас была ситуация в Атлантическом океане — полный штиль. Казалось, вроде уже много прошли, а начинаешь сверять, оказывается — ничего, и впереди еще две тысячи миль… Конечно, штиль действует депрессивно, но при этом есть понимание: ты в безопасности. И в Тихом океане у нас такой «День сурка» длился почти неделю. В нашем случае Тихий океан полностью оправдал свое название. Зато как нас штормило в Балтийском и Северном морях… Любой шторм — это всегда опасность.

Но, по словам Владимира Горнова, где бы ни находился мореплаватель, он может не сомневаться: морское братство всегда поможет.

— На самом деле этот дух морского братства очень силен. В море никто и никогда не оставит в беде, всегда подскажут, помогут, дадут совет. Моряки всегда открыты душой. Во время переходов у нас часто не было Интернета, даже погодные условия не могли узнать. Выручали другие моряки. Мы созванивались, они по телефону диктовали нам погоду или отправляли СМС-сообщения. Потому что самое страшное — не знать, что ждет тебя впереди.

Возвращение в новую жизнь

— Более мощной «прачечной», чем океан, я не знаю, — размышляет Владимир Горнов. — Правильно говорят, что из плавания человек возвращается другим. Вот сидишь на палубе ночью, вокруг только блеск волны и небо, усеянное звездами, и вспоминаешь всю свою жизнь с детских лет, все свои поступки. И вдруг приходит понимание, что во многом был не прав, что кого-то вольно или невольно обидел. Мысли о Боге, о жизни, о ценностях постоянно посещают во время плавания.

Подобные путешествия, по мнению депутата-мореплавателя, способны навсегда изменить жизнь любого человека. Многие жизненные принципы пересматриваются, многое меняется в сознании людей, отношение к себе, окружающим.
— Оттуда люди возвращаются другими, — со знанием дела добавляет Владимир Горнов.

Мечта вне возраста

Первоначально в планах яхтсменов было совершить кругосветное путешествие, но не вышло — причин тому много. Правда, мечту отправиться в кругосветное плавание Владимир Горнов не оставляет. Он вообще уверен: мечты должны быть вне зависимости от возраста.

— Вот выйду на пенсию в 2015 году и начну потихоньку готовиться к кругосветке, — делится планами Владимир Михайлович. — Корабль для этого есть, все тот же «Челябинск». Сейчас он находится в Панаме в городе Колон на ремонте. За время путешествия дно яхты покрылось наростом ракушек, поэтому днище надо хорошо очистить, обработать специальными средствами, кое-что подремонтировать, усовершенствовать.

— Желающих отправиться со мной в кругосветку немало, — говорит бывалый моряк. — Так что, думаю, все у нас получится. Правда, пока для меня на первом месте моя семья, внуки. Я ведь всю жизнь провел на работе, не заметил, как дети выросли, уже внуки подрастают: старшему 14 лет, младшему — девять. Для меня сейчас главное — побольше проводить с ними время. Кстати, старший внук тоже морем болеет, хотел со мной в плавание идти, но родители не позволили. Думаю, из него хороший моряк вышел бы, мальчик свободно владеет английским языком, разбирается в электронике, пишет картины.

Кстати, сам Владимир Горнов морским делом увлекся тоже в юности, благодаря старшему брату. Азы мореплавания начал постигать на берегах озера Смолино в парусном клубе Челябинского трубопрокатного завода.

— В юности мечтал, что буду морским офицером, хотел поступать в военно-морское училище имени Макарова во Владивостоке — не получилось, — вспоминает Владимир Михайлович. — Потом — работа, занятость, на время пришлось оставить парусный спорт. Но любовь к нему осталась, ее я пронес через всю свою жизнь. Уже будучи руководителем завода «Кемма», приобрел спортивную яхту, которую возил на крыше своей машины, вместе с супругой выезжали на озера и ходили под парусом. Потом появилась возможность приобрести яхту побольше. Немного погодя решил сдать экзамены на международного шкипера. Все сдал экстерном.

Первый экзамен Владимир Горнов сдавал в Средиземноморье, второй — уже в Атлантике. Сегодня у него есть права, которые разрешают управлять парусными судами водоизмещением до 200 тонн.

Большое плавание яхтсмена Владимира Горнова началось со Средиземного моря, как он сам выражается, «просто катался между островами». Немного погодя захотелось новых впечатлений — решил пройти Северное море.

— Там началось уже все по-взрослому, — заметил Владимир Горнов. — Надо было считать приливы и отливы. Это сейчас все просто, есть специальные часы яхтсмена, которые показывают приливы и отливы, навигационная система упростилась. Тогда было сложнее. Потом и Северного моря стало мало, пошел через Атлантический океан…

Сколько уже пройдено морских миль, бывалый моряк Владимир Горнов не знает — никогда не считал.

— Зачем говорить о том, что было, ведь важнее то, что есть и что ждет впереди, — уверен Владимир Горнов.