19 апреля 2012, Автор: Александра ГОЛОВИНА

Отдыхаем с умом или как развивать ребенка в отпуске

Отдыхаем с умом или как развивать ребенка в отпуске

Мамы малышей до 3-4 лет активно занимаются ими: ходят в разные клубы, школы раннего развития и так далее. Однако в сезон отпусков некоторые мамы, выпадая из привычного ритма, беспокоятся, как бы их ребенок не растерял свои знания. Что взять с собой на отдых с малышом? В какие игры с ним играть? Как его познакомить с морем? И как провести занятие в «полевых условиях»? На эти и другие вопросы читателям нашего сайта отвечает психолог центра психологии и развития Персона грата Елена Золотова.

- Прежде всего, стоит сказать, что развитие происходит постоянно, и не только в рамках учебной деятельности. Не только за столом, но и под столом или … в луже. Процесс познания и развития не останавливается никогда. Поэтому даже смена обстановки будет для малыша развивающей ситуацией. Новый транспорт, новые сюжеты, люди. В этот период перед родителями стоит важная задача: комментировать все, чем интересуется малыш и что его непосредственно касается. Проговаривайте название транспорта, в который вы садитесь, называйте разные объекты, мимо которых проезжаете. Если ребенок готов вступать в коммуникации с кем-то, можете подсказывать ему фразы, которыми он может воспользоваться: «попроси у мальчика», «покажи тете сколько тебе лет», «скажи спасибо». Так ребенок будет понимать, чего от него ждут. Поселение в любом другом месте тоже открытие: и в других домах есть кровати и столы. Природа тоже может отличаться от привычной, и это тоже элемент развития: мир разнообразен.

Знакомство с морем

При знакомстве ребенка с водоемом не стоит очень активно направлять его к воде. Часто родители, стремясь «осчастливить» малыша, форсируют события. Ребенок сам придет к морю, возможно, это случится не сегодня, а завтра или к концу отпуска. Но если сегодня вы его впихнете насильно, он запечатлит море и собственное истерическое состояние, страх к морю впечатается надолго. Поэтому пусть он топчется вдалеке от кромки воды ровно столько, сколько захочет. Однажды любопытство победит.

К тому же знакомство с водной гладью — не только погружение или прикосновение, но и созерцание. Малыш, наблюдая, как плещутся в воде другие дети, учится. Можно для начала набрать ему воды в ведерко или надувной бассейн. Если он все же решился зайти в море, будьте сами спокойны и расслаблены, создавайте для ребенка ощущение опоры и поддержки.

Формочки в багаж

Часто возникает вопрос, что из игрушек взять с собой или купить на отдыхе. На водоеме всегда пригодятся ведерки, совочки и формочки, как при игре с самой водой, так и песком, галькой, землей, грязью и так далее. Не лишним будет надувной бассейн, где ребенок сможет относительно безопасно плескаться в воде. Много вариантов для игр дают мячи, можно прихватить и большой (катать, бросать, пинать) и маленький (попасть в ведерко). В ведерке можно носить воду, можно поливать что-то или «тушить пожар», также в ведерке можно хранить формочки или другие игрушки. Бурю эмоций вызовет набор рыбака, где рыбки на магнитиках прилипают к удочке. Обязательно возьмите с собой пальчиковые краски, только проверьте, чтобы они хорошо смывались. Отдых у водоема — это, наверное, единственная возможность дать ребенку в полной мере вымазаться в краске самому и покрасить окружающих. Красить можно и камушки, причем в этом деле сгодятся и мелки. Благодаря рисованию малыш запоминает цвета, кроме того, это занятие дает положительные эмоциональные эмоции .

Чем занимаемся

Игры с песком: печем куличики, пирожки из мокрого песка, святая обязанность любого родителя — построить песочный замок или крепость. Песок пересыпаем из одной формочки в другую, просеиваем через детское сито, вывозим на машинах, прячем в построенных кучах игрушки, оставляя лишь кончик снаружи, закапываем в песок папу. Слепленные куличики из песка можно украсить камушками, из гальки выложить дорожки или солнышко, оставить на влажном песке отпечатки рук и ног.

Игры с водой: переливаем воду из ведерка, пускаем в бассейне кораблики из пробки, фантика, бумаги. Купаем резиновые игрушки.

Физические игры: всевозможные догонялки, убегалки, пятнашки. Приветствуются уроки плавания. Можно давать ребенку задания и поручения: принеси папе сок, подай панаму и так далее.

Контакт с водой и песком очень полезен для нервной системы, поэтому важная задача - побудить ребенка контактировать с природными стихиями. При этом вы должны сами показать, как играть с водой или песком, ведь малыш пока этого не знает, научите его. Игрушки на отдых можно брать как новые, так и старые, в новом месте они по-другому зазвучат. Не стоит за месяц до поездки рассказывать о ней ребенку. У детей раннего возраста не сформировано еще представление о времени. Зато можно давать представления об отдыхе: показать картинки с морем и парусом, объяснить, что такое пальма. И тогда, когда он встретится с этими объектами живой и неживой природы, он узнает их.