12 апреля 2012, Автор: Александра ГОЛОВИНА

Песочница для взрослых

Песочница для взрослых

Несколько лет назад меня поразил видеоролик, который показали по каналу Animal Planet. В нем на подсвеченный стол был насыпан песок, а потом чья-то умелая рука ловко вывела контур слона, который после небольшой метаморфозы превратился во льва, потом еще в кого-то... Сегодня мы знакомим своих читателей с уникальным для города человеком культуры, создателем и режиссером теневого театра «Солнечные часы», руководителем студии песочной анимации Владимиром Коростелевым. Под его руками словно по волшебству сыпучий материал превращается в дедушку в пледе или в аллею любви...

- Вот уже 13 лет я занимаюсь теневым театром, именно он и разогрел мой интерес к песочной анимации. После близкого знакомства с рисунком песком было принято решение создать некий синтез театра теней и песочной анимации, ведь театр сам по себе показывает конкретное действие, а анимация — мечту и процесс, - объясняет Владимир Коростелев.

Мы находимся в актовом зале Дворца пионеров, где проходят занятия студии песочной анимации под руководством нашего героя.

- Папа, уже пришли? - доносится звонкий голосок с нотками нетерпения из-за кулис.
- Да, Ася, пришли. Познакомьтесь, кстати, это моя дочь Ася. Ни в одном списке не значится, но она определенно здесь самая главная.

Ася тоже рисует песком, и пока мы беседуем, демонстрирует то, чему уже научилась. Из-под ее руки появляется пальма, кораблик, волны... Кажется, не так сложно, но... Я разглядываю оборудование для анимации: столешница из матового оргстекла, обязательно с бортиками, чтобы песок не высыпался. Снизу хорошая подсветка, сверху установлена видеокамера. Она передает сигнал сразу на проектор, а тот изображение на большой экран. Так что весь процесс сыпучей «живописи» виден в зале. На ощупь песок очень светлый и очень мелкий.

- Фактура песка — это постоянная головная боль, - признается Владимир Коростелев. - Каждый художник подбирает свою фактуру, и я себе нашел, но подходящий материал не найти в нашем регионе. Мой песок сыпучий, мелкофактурный, он дает возможность делать именно мелкие рисунки, делать маленькие штрихи... Бывает, в работе используется и более грубый песок для, так называемой, работы «по-черному» (когда вся поверхность стекла забрасывается песком, и по нему художник рисует).

Всего в студии сделано 10 столов, постоянно занимаются шесть ребят. В этом году мы с фотокорреспондентом как раз пришли на последнее занятие, теперь только в сентябре будет набор.

- В основном я занимаюсь с подростками. Стараюсь использовать театральный подход, дает о себе знать режиссерское образование, - делится Владимир Коростелев. - К сожалению, пока нет единой школы песочной анимации, термины, техники — все приходится «изобретать». К тому же с развитием этого направления появилось много «халтуры», настоящих мастеров не так много. Однако каждое занятие я стараюсь начать именно с демонстрации одной или двух профессиональных анимаций, чтобы ученики видели мастерство, запоминали разные стили работ. На занятиях мы стараемся разрабатывать свои собственные фишки. Работа с песком очень творческая, развивается воображение. Я заметил, что у современных ребят сложно раскрепостить фантазию, песочная анимация как раз раскрывает это направление, ведь часто требуется что-то представить, перевоплотить одну картину в нечто совсем другое...
- Песочной анимацией я увлекаюсь примерно год, - рассказывает одна из учениц студии 13-летняя Юля. - Мы с мамой хотели, чтобы я занималась чем-то еще кроме уроков, и после недолгих поисков нашли в интернете объявление о студии. Направление сразу понравилось, ведь мне просто нравится рисовать, а тут еще и песком!

У Юли нет специального художественного образования. Владимир сам по ходу занятий обучает некоторым азам рисования: композиции, горизонту и так далее.

- А нарисуйте нашего читателя?- предлагает наш фотокорреспондент.

После недолгой задержки на песке появляется кресло, потом дедушка с газетой, неожиданно возникает окно с занавесками и цветков, задний фон превращается в стены, а низ становится полом... Картина готова буквально за минуту!

Настает и моя очередь попробовать порисовать. Опускаю руки в песок — он солнечный, с мелкими-мелкими крупинками. Перед работой так и тянет помыть руки, чтобы не намусорить. Владимир забрасывает стекло песком, значит рисовать мы будем по-черному. Я рисую горизонт — вроде просто линия, но получилась сильно толстая. Дальше рисуем фонарь. Черта, еще черта, пока все просто. Разные линии получаются от рисования разными пальцами или ногтями, от силы нажатия... Песок на стекле не скрипит, чего я, признаться, опасалась. С фонарем я еще справилась, а вот лавочка, в основе которой был вензель, меня поставила в тупик. Общими усилиями аллея была готова.

Как-то знакомый психолог рассказал мне, что студенты художественных институтов — самые спокойные. Действительно, после даже кратковременной работы с песком осталось ощущение умиротворения.

Фото Лидии МУХАМАДЕЕВОЙ