29 июня 2011, Автор: Ольга СУКИНОВА

«Потому, потому что мы пилоты...»

«Потому, потому что мы пилоты...»

Штурман в гоночной машине — равный пилоту по значимости член экипажа. Водитель на трассе зачастую ориентируется не на глаз, а на слух: штурман «читает» дорогу, диктует повороты и нужную скорость, предупреждает об опасных участках. Зачастую промедление в одну секунду уже фатально. Вы знали, кстати, что штурманы берут уроки сценической речи? Да-да, потому что диктовать стенограмму на протяжении длительного времени, при том что дико ревет мотор и визжат колеса, человек без особой подготовки не сможет.

В преддверии традиционного ралли «Южный Урал» его организаторы предложили журналистам попробовать себя на месте второго пилота. Было страшно и страшно интересно, поэтому «Вечерка», конечно, согласилась.

Разумеется, управление болидом нам никто не доверил, да и для гонщика Дмитрия Фофанова спортивная трасса BoikoMotor-Sport, что в Вахрушево, родная, поэтому от штурмана в нашем случае требовалось просто сидеть и получать удовольствие от мастерства водителя, бешеной скорости, на которой он проходит виражи, и прекрасной Subaru Impreza WRX STI. Дмитрий, которому в этот день исполнилось 26 лет, выступает в зачете «Абсолютный», где соревнуются одни из самых мощных автомобилей.

Автоспорт — удовольствие дорогое, поэтому эксперты называют только одного профессионального российского гонщика, живущего именно на доходы с ралли, да и то это швед Патрик Флодин. Для остальных же соревнования, к сожалению, могут оставаться только в рамках хобби, так как даже победители чемпионата России денежного вознаграждения не получают. При этом подготовить машину к очередному этапу стоит порядка 200 тысяч рублей. После каждого заезда все ключевые узлы полностью разбирают и собирают заново, что требует хорошей команды механиков. Да и штурманы не всегда работают за спасибо. Плюс — обязательные стартовые взносы на каждый этап.

Впрочем, не будем углубляться в печальные перспективы автогонок в нашей стране, потому что через две недели в Саткинском районе пройдет четвертый этап Открытого чемпионата России по ралли. Бакальская трасса по праву считается одной из самых интересных и для пилотов, и для зрителей.

— С самого начала, как только эта гонка появилась в календаре чемпионата России, мы принимали в ней участие, — рассказывает наш земляк, чемпион России по ралли Алексей Игнатов. — Я считаю, это одна из лучших на сегодняшний день трасс. Первоначально она была слишком жесткой для автомобилей, и многие гонщики жаловались на сходы из-за поврежденной подвески или пробитых колес. Но за последнее время организаторы проделали большую работу, и трасса обрела новый вид.

Ралли на Южном Урале проводится уже в пятый раз. Ожидается участие порядка 70 экипажей со всей страны — Москвы, Ростова, Санкт-Петербурга, Тюмени, Кургана. Не менее половины гонщиков будут представлять Уральский федеральный округ. В этом году, в отличие от прошлого, ралли пройдет в однодневном формате, так что зрители смогут приехать в выходной день и посмотреть гонку от начала до конца.

При этом наша трасса является одной из самых компактных в стране — 52 процента ее длины составляют спецучастки, то есть собственно грунтовая дорога с поворотами, трамплинами, обрывами. Кстати, благодаря поддержке спонсоров в этом году на ралли появится новый спецучасток «Сатка».

— Дорога очень серьезная, 22 километра, и обещает быть интересной, — рассказывает заместитель руководителя гонки Галина Полунина. — Она проходит по самому хребту Сулея с большим перепадом высот. И наконец, у нас появится брод, небольшой, в полколеса, что позволит пилотам не снижать скорость, а болельщикам подарит незабываемое зрелище. До этого бродами отличалось только ралли в Гуково Ростовской области.

Как отмечает Галина Львовна, на такой трассе, как в Бакале, важно не только иметь хорошую машину, но и уметь ей хорошо управлять, уметь ее сберечь.

— Малейшая ошибка может привести к фатальным последствиям, — отмечает она, — поэтому в этом ралли победит не тот, кто умеет давить на педаль, кто больше всех денег вложил в машину, а тот, кто умеет с ней обращаться.
— Мне очень нравятся трехмерные трассы, которые представляют собой не только изменения в горизонтальной плоскости, но и те, где есть подъемы, спуски, трамплины, — продолжает Алексей Игнатов. — Перепады высот здесь от старта до финиша достигают 800 метров. И очень интересно, когда трасса имеет естественный рельеф. Я думаю, мы сможем в очередной раз увидеть захватывающую борьбу.

Что? Ралли «Южный Урал-2011»
Где? Город Бакал Саткинского района
Когда? 9 июля
Сколько? Для зрителей — бесплатно.