23 января 2007, 15:00 Автор: Светлана СИМАКОВА

Если бы знали голландцы…

Три тысячи художников подарила миру Голландия XVII века. Большую их часть называют «малыми голландцами». В Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, музеях живописи Вашингтона, Филадельфии, столиц Европы их работами наполнены огромные залы. Парадокс – открыла я малых голландцев дома, на передвижной выставке в Челябинске. Двадцать две работы голландских, французских, итальянских и немецких художников XVII – XVIII веков привез к нам на днях Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина (Москва). В Челябинской картинной галерее открылась выставка с многозначительным названием «Искусство жизни».

На зависть всей Европе

Открытие невероятное. Старинные холсты, словно человеческие лица с морщинками–трещинками, потемневшие от времени. Пейзажи и портреты, бытовые сцены пестрят обилием деталей. Эти «мелочи» требуют пристального разглядывания. Только когда мозаика предметов изучена и собрана в одно целое – открывается богатый мир чувств европейцев тех столетий. И этот мир вдруг становится дорогим и близким. Начинаешь чувствовать ценность устремлений, размышлений, страданий и полетов счастья героев полотен и их создателей. А затем приходит понимание света и тени.

- Темный фон этих полотен не только говорит о старине, это отражение философии голландских художников того времени, - уточняет ведущий научный сотрудник картинной галереи и куратор выставки Галина Трифонова. – Это среда, которая противостоит существованию человека, она агрессивна, наступает. Таково постоянное мировосприятие человека 17-го века. На этом фоне особенно острым становится ощущение бренности бытия.

Бытие. Быт. Эти мотивы лежат в основе работ малых голландцев. Вы не найдете на этой выставке ни одного героического полотна, нет здесь и мифологических героев. В центре внимания человек и все, что его окружает: деревья, строения, цветы, плоды, животные… По многочисленным романам того времени можно представить жизнь европейских городов той эпохи. Пышность дворцов с сомнительной гигиеной. Откровенная грязь, кучи отбросов в бедных кварталах, полчища крыс…

Но не такой была Голландия. Это о ней сочинили пословицу: Бог создал небо, а голландцы землю. Даже из школьных учебников мы помним, что голландцы буквально намывали свои берега. А затем благоустраивали их с огромной любовью. И чтобы море не поглотило их рукотворной земли, они строили дамбы и рыли каналы. Их быт был организован на зависть всей Европе. Потому мореплаватели-голландцы так тосковали по дому и так стремились к родному берегу. Эту же любовь вы найдете в каждом из полотен выставки. Именно Голландия стала первой буржуазной республикой в Европе. Не это ли способствовало такому бурному развитию искусства?

Незнакомцы

Эта выставка ценна тем, что она мала. Внимание ваше не рассеется, вам будет легче сконцентрировать его на каждой детали. Добравшись до последнего полотна, уверена, вы вернетесь к началу экспозиции… и так несколько раз. Мне эти 22 живописные работы досказали все то, чего я не нашла в книгах о Голландии того времени.

Но кроме малых голландцев, как уже сказано, вы познакомитесь с художниками Франции, Германии и Италии тех веков. Их имена не известны широкому кругу поклонников живописи: Нетшер, Бракенбург, Ланкре, Турньер, Демарн… Разве что специалистам или знатокам. Но это нисколько не умаляет ценности полотен. Из голландцев большинство из нас знает разве что Хеймуса. Его причудливые цветочные композиции и натюрморты из светящихся плодов в изобилии издавались в России в виде открыток. Хоть раз, но каждый из нас надписал такую открытку маме или друзьям.

А теперь нам дано увидеть и «Портрет дамы» Нетшера, и «Ферму на большой дороге» Демарна, описать все детали которой просто невозможно, и свет излучающий «Портрет девочки с собачкой» Друэ, а также узнать всю печаль «Горестной разлуки» Буальи и тайну грехопадения в «Обманутом муже» Крауса. Разгадать причудливость символов «Торговки рыбой» Керкховена.

Искусство жить

Название выставке дали екатеринбуржцы. Дело в том, что появлению экспозиции на Урале мы обязаны Екатеринбургскому музею изобразительных искусств. В прошлом году ему исполнилось 70 лет. В связи с солидной датой сотрудники музея предложили ГМИИ имени Пушкина открыть в уральской столице свое представительство. Москва охотно согласилась. Эта выставка стала первой. В коллекцию вошли как работы из постоянных экспозиций Музея изобразительных искусств, так и полотна из запасников. Даже не все столичные любители живописи их видели. Нам повезло, спешите познакомиться. Выставка в нашей картинной галерее продлится три месяца, а затем вернется в Москву.

Кстати, надо сказать, что Челябинск не обделен произведениями западно-европейской живописи.Наша коллекция насчитывает около 70 полотен и более 90 листов графики. Было в Челябинске несколько выставок из собрания картинной галереи. Как говорят сотрудники галереи, такие выставки производят на посетителей особое впечатление.

- В дни путча в Москве в наших залах выставлялась именно эта коллекция, - вспомнила Галина Трифонова. - Люди активно шли на выставку и писали потрясающие отклики: «Мы вновь чувствуем себя людьми на этой выставке, в то время как на улице происходят жуткие вещи». Залы были полны посетителей в те дни.

Вот так далекие XVII и XVIII века будят в нас самое лучшее. Если бы это знали обвинявшие мир в жестокости и агрессивности малые голландцы!


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск