Фраковый корпус
Когда я надел фрак, то почувствовал себя женщиной. Нет, не так: я ощутил, наверное, то, что испытывает женщина, надевая новое вечернее платье. "Чуть-чуть приподнимитесь на цыпочки, - попросила Лидия Козина. - Мне один актер, умеющий носить фрак, сказал, что в этом случае длинные фалды хорошо ложатся на икры…"
Боже мой, да я рожден для фрака!
«Сорочий хвост»
Однажды в Политбюро ЦК КПСС пришла записка от писателя Михаила Шолохова. Автор «Тихого Дона» просил выделить ему три тысячи долларов на… приобретение фрака. В это время Шолохов готовился к поездке в Стокгольм для получения Нобелевской премии. Оказалось, что в Москве соответствующий церемонии фрак ни купить, ни сшить нельзя. Писателю нужно было ехать в Швецию заранее, чтобы заказать фрак. Политбюро вынесло решение: деньги выделить, но затем эту сумму вычесть из Нобелевской премии…
Это сейчас фрак носят во время торжественных церемоний. Фрак можно увидеть на музыкантах или актерах, занятых в спектаклях на историческую тему. А было время, когда фрак был повседневной одеждой.
Фрак появился в Европе в начале 1770-х годов. Он использовался как одежда для верховой езды. Можно сказать, что фрак вырос из кафтана. Кафтан имел длинные полы, которые при посадке на лошадь приходилось забрасывать назад и пристегивать пуговицами. Затем кто-то догадался обрезать полы кафтана сбоку – так получились фрачные фалды.
Вначале «фрачный корпус» дворянства был очень пестрым – фраки шились из сукна и шелка, голубого, красного, белого цвета, были желто-серые фраки и фраки в крапинку. Фрак черного цвета появился во второй половине XIX века. Александр Сергеевич Пушкин, появляясь на балах в «траурном» фраке, изрядно шокировал аристократов. Фрак украшало от трех до пяти пуговиц. Они изготавливались из золота, серебра, бронзы, перламутра, шлифованного стекла, фарфора. Под фраком щеголи носили два жилета – верхний и нижний (разного цвета), на шею повязывали платок (известно около 40 способов завязывания платков-галстуков).
Не всем нравились фраки – критики назвали их «сорочьими хвостами». К тому же щеголи делали эту одежду карикатурной. Например, во времена Екатерины Великой по улицам Санкт-Петербурга ходили молодые люди во фраках, стоячие отложные воротники которых поднимались выше ушей. Императрица была мудрой женщиной, знала, что бороться с модой путем запретов бесполезно. Вместо этого она решила высмеять щеголей, нарядив во фраки сторожей-будочников.
А вот ее сын, Павел I, запретил фраки, круглые шляпы и все остальное, что, по его мнению, носило революционный дух Франции. Однако после смерти Павла петербуржцы, словно сговорившись, нарядились в запрещенное и вышли на променад. Фрак как торжественная одежда господствовал еще почти целое столетие…
Как денди лондонский одет…
Когда я надел фрак, то почувствовал себя женщиной. Нет, не так: я ощутил, наверное, то, что испытывает женщина, надевая новое вечернее платье. Полный восторг!
- Чуть-чуть приподнимитесь на цыпочки, - сказала Лидия Козина. - Мне один актер, умеющий носить фрак, сказал, что в этом случае длинные фалды хорошо ложатся на икры…
Боже мой, да я рожден для фрака!
Лидия Дмитриевна Козина – заведующая пошивочным цехом Челябинского драматического театра имени Наума Орлова. Театр – храм искусства, и этот храм – одно из немногих мест, где еще шьют фраки. А если честно – имитацию фраков.
- Для настоящего фрака нужно английское сукно из 100-процентной шерсти, - говорит Лидия Дмитриевна, - да где же это сукно взять?
Приходится обходиться тем, что есть. Но даже сейчас, когда в магазинах, кажется, есть выбор, материал для фрака подобрать трудно. Настоящий фрак должен сидеть на артисте, как перчатка. Для этого материал при пошиве пропаривают утюгом по фигуре.
- Умеют ли артисты носить фраки?
- Да ну, - улыбается Козина, - кто ж их учил? Они же не аристократами родились…
В тренажерный зал артисты ходят редко, а может быть, и не ходят вовсе. Поэтому фигуры далеко не идеальные. Самая, пожалуй, удобная модель – Леонард Варфоломеев, актер высокого роста и солидной комплекции. На нем одежда сидит, как влитая. Что касается аристократических манер, то они у артистов, особенно молодых, бывают в дефиците.
- Захожу как-то в столовую, - рассказывает Козина, - молодые артисты во фраках винегрет трескают! У меня сердце из груди чуть не выскочило. Был один чудак, который испачкал фрак, а потом положил в стиральную машину. Пропала вещь…
Фрак – вещь штучная, но приходилось делать театральным портным и массовые заказы, например, для спектакля «Анюта», который ставили в оперном театре. Для артистов балета и исполнителей бальных танцев шьют особые фраки – с ластовицей. Ластовица – особый крой рукава, чтобы артисту было удобно поднимать руки.
Сейчас заказы на пошив фраков случаются редко. Как-то один бизнесмен заказал белый фрак на свадьбу. Говорят, гости были в восторге. А в основном фраки покупают за границей.
Старых лекал, по которым шили фраки, в театре, к сожалению, нет. Приходится заглядывать в книжки по истории костюма. К старинным вещам в театре отношение трепетное. Как-то здесь объявили сбор старинных вещей. Оказалось, что в комодах у челябинцев до сих пор хранятся удивительные экземпляры. В театр, например, принесли настоящий английский цилиндр и кружева. Когда актрисы надевают их на спектакль, костюмеры сильно волнуются: как бы чего не случилось, вещи-то уникальные…
Платье для актрисы, играющей роль Марии Стюарт, расшито бисером. Работа проделана адская, но оценить ее могут только зрители, сидящие в первом-втором ряду. Зачем в этом случае нужно было так стараться?
- Актриса, чтобы сыграть роль, должна почувствовать себя королевой! – сказала Козина.
Наденьте фрак и почувствуйте себя джентльменом. Хоть на час…
Фото с сайтов photosigt.ru и gelos.ru