18 октября 2010, Автор: Ольга СУКИНОВА

Музей в тени

Музей в тени

Оказывается, в штате театра может быть всего два человека. Один играет сразу несколько ролей, да еще и художник по совместительству, второй – режиссер и сценарист. Не верите? Вы, наверное, еще не были на спектаклях экспериментального театра теней «Солнечные часы». Он существует уже двенадцать лет, но только в этом мае обрел постоянное место жительства в областном музее искусств. В театре работает только супружеская пара – Владимир Коростелев и Евгения Сидорова.

– Мы с женой – оба режиссеры по образованию, 12 лет назад начали искать интересные направления в театральном искусстве для самовыражения, – рассказывает Владимир. – Узнали о театре теней, стали собирать информацию, пробовать ставить спектакли. Литературу найти было просто невозможно, Интернета тогда не было, да и сейчас в Сети сведений минимум. Все делалось методом проб и ошибок, мы сами никогда не видели «теневой» постановки и не было возможности пообщаться с опытными специалистами.

Однако изолированность челябинского театра, как оказалось, сыграла молодым артистам только на руку: у «Солнечных часов» появился свой индивидуальный облик, свои уникальные наработки. Уже потом ребята узнали, что у теневого театра есть множество жанровых разновидностей. Впрочем, останавливаться на каком-то определенном стиле Владимир и Евгения не собираются, поэтому подчеркивают, что их театр – экспериментальный.

Мастеров театра теней в России практически нет. Стационарный театр подобного рода есть только в Москве, хотя элементы игры света и тени используются во многих кукольных спектаклях. Этот вид искусства зародился в древнем Китае и первоначально был связан с обрядовой магией. В нем философски осмыслено единство света и тьмы – Дао. В культурах некоторых стран Востока теневой театр еще остался, однако в целом он считается большой редкостью.

В репертуаре «Солнечных часов» – любимые взрослыми и детьми истории: про Чипполино, Царевну-лягушку, Кошку, которая гуляла сама по себе, Барона Мюнхгаузена... Спектакли идут недолго, 30-40 минут, поэтому даже совсем маленькие детки не устают, как завороженные смотрят на небольшой экран. Успехом постановки маленького театра пользуются и у взрослой публики. Особенно спектакль «Две легенды»: китайское предание о башне Хуанхэ и японское - о горе Фудзи.

– В основе искусства Востока лежит созерцательность, – объясняет Владимир Коростелев, – и мы хотим, чтобы во время действия зритель ощутил эту медитативность. Для этой постановки мы подобрали стихи поэта Ли Бо, музыку, исполняемую на древнем китайском инструменте гуцине. Интерес к серьезным спектаклям со стороны челябинцев есть, думаю, в перспективе наш репертуар пополнится еще несколькими произведениями для взрослой публики.

Партнерство с областным музеем искусств началось случайно: Владимир обратился за консультацией к ведущему научному сотруднику музея, востоковеду Елене Шипицыной. Однако разъяснением этнографических нюансов дело не закончилось – теневому театру предложили показать свой спектакль на празднике «Ночь в музее». Тем более что в музее нашлось идеальное помещение для теневого театра – без окон. Сейчас «Солнечные часы» показывают свои работы каждую субботу.

– Мы рады, что нашли общий язык с артистами, представляющими такой редкий вид искусства, – отмечает Елена Акрамовна. – К тому же в репертуаре театра спектакли, которые взаимосвязаны с нашими экспозициями. Посетитель музея, например, может посмотреть постоянную выставку каслинского литья, а затем – постановку по сказам Бажова «Тайны Урала». Кроме того, Владимир во время действия ведет диалог со зрителями, и для нас такая возможность интерактивного общения очень важна.

Челябинск, таким образом, стал вторым городом в России, где есть свой театр теней. Небольшой зал музея искусств всегда заполнен – видимо, древнее китайское искусство способно обрести вторую жизнь после многолетнего забвения.