4 июня 2010, Автор: Ольга СУКИНОВА

Рыцарь на час

Рыцарь на час

Иногда, когда закрываешь книгу или видишь титры закончившегося фильма, думаешь: «Эх, хоть бы на денёк оказаться там, в волшебном мире. Готовить волшебные зелья, сражаться с монстрами и пиратами, находить клады и спасать красавиц». И как бы это ни казалось невозможным, находятся люди, всё-таки попавшие в Зазеркалье. Это ролевики.

Властелин сердец

— Сначала был Толкиен, — рассказывает об истории зарождения ролевого движения в России руководитель клуба исторического моделирования «Феникс» Алексей Казанцев. — Для кого-то «Властелин колец» был просто книгой, для кого-то — попыткой представить себя в роли персонажей. На заре движения — в конце 80-х — начале 90-х — к ролевику каких-то особых требований не предъявлялось: плащ из занавески, меч из лыжи и богатый внутренний мир. Однако со временем на внешний вид игрока стали обращать всё больше внимания.

«Хоббитские игрища» стали первым российским фестивалем ролевого движения, на который собрались единомышленники с территории бывшего Советского Союза. Но уже давно темами игр становятся не только приключения Фродо Бэггинса и его друзей. Любая интересная книга, любой фильм, любое историческое событие, любая компьютерная игра дают толчок для новой сказки и новых героев. Так, в ближайшее время челябинских ролевиков ждут Грюнвальдская битва, «Ведьмак» (по книгам Анджея Сапковского), «Гарри Поттер» и Fallout.

На ролевых играх можно встретить Джека Воробья и Дракулу, Жанну д’Арк и Александра Невского, ковбоев и крестоносцев, викингов и чикагских гангстеров. Как правило, игроки не выбирают себе какую-то постоянную роль. В зависимости от настроения можно быть хоть прекрасной Гвиневрой, хоть Бабой-ягой.

Игры проходят обычно за городом, недалеко от деревень или на базах отдыха. Для небольших городков и сёл такие фестивали становятся ключевым событием культурной жизни: местные приходят на все турниры, снимают на камеры и фотоаппараты. Игра планируется не менее чем за полгода, чтобы участники могли распределить роли, продумать образы, линию поведения (вплоть до манеры говорить) и сделать костюмы. Весной и летом игр особенно много. Собираются как в турпоход — с палатками, спальниками и сухим пайком. Даже крупные фестивали и встречи редко когда продолжаются более семи дней — люди и финансово, и физически очень выматываются.

Костюмы и головные уборы шьются самими игроками, или делается заказ «ролевым швеям». Кажущиеся смешными древние одежды на самом деле очень удобные и тёплые — это подчёркивают все ролевики.

Под железный звон кольчуги

Самое интересное, что организаторами оговаривается только стартовая ситуация, дальнейшее развитие игры — сплошная импровизация участников.

— Например, играем в Столетнюю войну между Францией и Англией, начало XV века, появление Жанны д’Арк, — объясняет Алексей Казанцев. — Игра может пойти так же, как развивались исторические события. А может получиться и так, что Жанна одолеет англичан и посадит на трон Франции дофина Карла. А может, вообще убьёт дофина и сама станет королевой.

Одним из самых зрелищных состязаний любого фестиваля являются всевозможные турниры. Как правило, спарринг проводится на время один на один или пять на пять в нескольких категориях: «меч — меч», «меч — щит», «двуручный меч», «меч — баклер» и так далее. Участников определяет жеребьёвка. В одиночных боях победителя оценивают по очкам (за попадание оружием в любую часть тела противника), «в стенке на стенку» выигрывает тот, кто сумеет в битве удержаться на ногах. Удар может быть не засчитан, если судья решил, что он нанесён слабо или не боевой частью оружия, например плашмя. Поэтому даже показательные битвы выглядят реалистично и жёстко. Получить в сражении травму легко.

Мои собеседники называют несколько основных клубов в Челябинске: исторической реконструкцией занимаются «Феникс» и «Авалон», раннесредневековым фехтованием — «Беловодье», «Скиф» и «Бойцовый кот», классическим позднесредневековым — «Золотой сокол» и «Тейваз». Кроме этого, в ролевом движении заметно выделяется танцевальное направление, представленное студией «Академия изящных искусств», клубами Odonata и «Гаттака», но о них позже.

Реконструкторы пытаются максимально точно воспроизвести выбранную эпоху, её быт, ремёсла, речь, оружие. Для «Феникса», например, это Русь второй половины X века.

— Это было очень интересное время, — поясняет Алексей. — Время, когда из множества славянских племён стала формироваться русская нация.

Такое моделирование требует достаточно большой архивной работы. Впрочем, сегодняшним реконструкторам всё же легче, чем их коллегам начала 90-х: уже накоплен солидный багаж знаний, да и обмениваться опытом с аналогичными клубами из соседних регионов благодаря Интернету стало намного проще.

Фехтование — один из базовых моментов ролевого движения. Классическое фехтование ещё называют позднесредневековым. Оружие (шпаги, палаши) лёгкое, текстолитовое, доспехов на рыцарях мало. Здесь самое главное — точность и быстрота удара. У раннесредневековых рыцарей меч из незаточенного железа, тяжёлые доспехи. Тут очень важна защита, побеждает тот, кто нанесёт больше результативных ударов в голову и корпус противника.

— Фехтование требует очень хорошей физической подготовки, — рассказывает один из основателей клуба «Беловодье» Иван Кожевников. — Сами спарринги бывают три раза в неделю, а физические упражнения проходят каждый день. Подтягиваемся, отжимаемся, очень много бегаем — это повышает выносливость.

Тренируют новичков более опытные ролевики. Кто-то увидел новый приём, комбинацию ударов — разучивают все вместе. Однако, по словам ребят, когда дело доходит до игры, никто не показывает одинаковой техники — одним лучше удаётся защита, другим — нападение. Активно в сражения включается и прекрасный пол, на турнирах есть даже женские бои. Впрочем, проблемы реального мира сильно отвлекают от постижения боевого искусства.

— Сейчас мы с ребятами занимаемся в парке, крыши над головой у нас нет, — признаётся капитан спортивно-ролевого клуба «Тейваз» Анатолий Белов. — Для того чтобы профессионально заниматься, нужен спортивный зал, но большая часть школ, к которым мы обращались, отказывают сразу, остальные же заламывают до 40 000 рублей! Нас в клубе всего 15 человек, нам такую сумму не поднять. Хотя мы предлагали директорам вести спортивную секцию для школьников. Хотелось бы, чтобы нас поддерживали власти, ведь это интересный, увлекательный спорт.

В шумном платье муаровом

Девушкам всё же ближе не битвы, а балы, веера, красивые платья на кринолинах… Удивительно, как в наше циничное время люди тянутся к романтике прошлых веков. Выше уже говорилось, что в Челябинске есть несколько клубов исторической хореографии. В них молодые люди учатся танцевать народные танцы, кадрили, контрдансы, польки и мазурки.

— Мне нравятся практически все танцы, — делится впечатлениями лидер клуба Odonata Нина Чернецкая. — Но, к сожалению, многие не удаётся исполнять даже на любительском уровне. Я жалею, что не занималась в детстве классической хореографией, сейчас изучать это направление очень трудно, не говоря уж о том, чтобы хоть примерно овладеть пальцевой техникой.
— В Академию изящных искусств прежде всего идут за общением, — отмечает танцмейстер студии Варвара Соколкова. — Мы много времени проводим вместе помимо тренировок, организуем различные мероприятия и балы. На них стараемся полностью соблюдать этикет того времени. Эпохи, в которые мы погружаемся, во многом отличаются от современной жизни. Нам трудно представить, что простой разворот к человеку спиной может расцениваться им как личное оскорбление. Или то, что мужчина не имеет права сидеть, если рядом с ним стоит дама.

Казалось бы, в таких клубах должна остро ощущаться нехватка кавалеров. Но, как ни странно, юноши всё охотнее увлекаются старинными танцами. По словам Нины, раньше на занятиях на 30 дам приходилось всего четыре-пять партнёров, а теперь мужчин всего на одного-двух меньше, чем женщин. Настоящий бал провести непросто. Здесь требуется большая подготовка и со стороны организаторов, и со стороны участников, к тому же существует определённый дресс-код.

— На самом деле довольно сложно перевоплотиться в человека прошлых веков, — объясняет Варвара. — Для того чтобы участники зашли в игру естественно, мы используем театральные приёмы. К примеру, в прошлом году самым крупным мероприятием академии стал средневековый «Рыцарский пир». Мастера проекта углубились в процесс подготовки настолько, что даже приготовили еду, схожую с той, что ели в XV веке. Ели из глиняной посуды деревянными ложками.

Кроме того, проводятся вечера, салоны, на которых к дамам и кавалерам предъявляют поменьше требований и старинного антуража поменьше. Самый простой вариант — ролевая дискотека.

— Сняли какой-нибудь зал, взяли стандартную смешанную программу для танцев, купили печенья и воды в зону отдыха — всё, можно звать народ, — рассказывает Нина. — А люди деньги заплатили, любой прикид напялили и танцуют в своё удовольствие.
Бегом из реальности? По исследованиям, типичный портрет ролевика — парень-студент в возрасте от 17 до 22 лет. Хотя ребята, с которыми мне удалось пообщаться, уверяют, что на играх и конвентах можно встретить представителей всех профессий и любого возраста. Что же их, взрослых людей, манит в эти выдуманные миры? На этот вопрос мне особенно хотелось услышать ответ.
— Это возможность самовыражения, возможность оказаться в ином мире, — считает Алексей Казанцев. — Ролевое движение для тех, кому не нравится сидеть вечерами на лавочке, пить пиво и слушать мелодии в телефоне.
— И это очень хороший способ выплеснуть накопившийся негатив, — подхватывает Анатолий Белов. — После того как пробежишь в 25-килограммовых доспехах пять километров или поработаешь в спарринге, все бытовые проблемы кажутся мелочами.
— Я не знаю, почему люди приходят в ролевую субкультуру. Мой опыт работы хореографа с ролевиками, по сравнению с нынешней работой с детьми, очень печален и неудачен, — у Нины своё мнение. — 70 процентов людей приходят просто «потусить» из-за комплексов неполноценности в обычной жизни. Покрутившись некоторое время среди таких же «неудачников», они повышают себе самооценку и уходят. Правда, часто возвращаются повышать её дальше. Остальные 30 процентов — нереализованные творческие личности. И их нужно вовремя заметить.

Отмечу, что такую же точку зрения высказали ещё некоторые из моих собеседников.