1 апреля 2010, Автор: Ольга ТИТОВА. Фото Валерия БУШУХИНА.

«Меня как будто выключили из розетки»

«Меня как будто выключили из розетки»

Режиссёр Владимир Грамматиков рассказал о своей жизни челябинским детям и представил фильм «Тайны сибирской княжны». Владимир Алексеевич посетил Челябинск в конце марта, он входил в состав жюри премии «Андрюша-2010». Его участие в благотворительном проекте, призванном помогать талантливым детям, неслучайно, поскольку большую часть жизни посвятил именно детскому кино. В один из дней визита в кинотеатре имени Пушкина состоялась творческая встреча Владимира Грамматикова с учениками челябинской школы кино и телевидения.

«Если есть цель, все усилия рано или поздно воздадутся»

Для многих современных детей и подростков имя Владимира Грамматикова мало о чём говорит. Свои лучшие фильмы он снял в 70-80-х годах. Последняя режиссёрская работа — фильм «Тайна сибирской княжны» - датируется 2005 годом. Именно поэтому большую часть встречи Владимир Александрович посвятил рассказу о себе.

Владимир Грамматиков родился в Свердловске в 1942 году. В 1947-м семья, где помимо Владимира было по двое братьев и сестёр, переехала в Москву. Жили на одной лестничной площадке с Михалковыми. И это, по словам Грамматикова, послужило одной из причин того, что он захотел связать свою жизнь с кинематографом. Однако у отца были свои планы на сей счёт, он настаивал на том, чтобы сыновья получили технические специальности. «Ослушаться отца было сложно, он говорил: «Получи диплом, потом хоть в клоуны», - рассказал режиссёр.

Следуя отцовскому совету, Владимир поступил в Бауманское училище, но не доучился, ушёл со второго курса. Потом была армия и пять попыток поступления в ГИТИС (выучивается на актёра пантомимы), в 1976 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Ефима Дзигана).

«Если есть цель, все усилия рано или поздно воздадутся», - считает режиссёр. Самому Грамматикову свою счастливую звезду в образе режиссёра Татьяны Лиозновой пришлось ждать три месяца. Ровно столько времени прошло с тех пор, как он окончил ВГИК и получил распределение на «Мосфильм». Все эти три месяца он находился без работы. Татьяна Михайловна, оценившая по достоинству его дипломную короткометражку «Тайфун, фас!», предложила Грамматикову снять свой первый полнометражный фильм по сценарию, созданному на основе произведения Кира Булычёва.

«Мы рыбы, а рыбы молчат»

У проекта было масса достоинств. Во-первых, одним из соавторов сценария выступал Александр Мишарин, а он вместе с Андреем Тарковским создал сценарий для фильма «Зеркало». Во-вторых, при существующей в то время практике снять свой первый полнометражный фильм Владимир Грамматиков смог бы только через несколько лет: сначала ему предстояло поработать ассистентом режиссёра и только после этого мог получить право на дебют. Именно поэтому Грамматиков тут же готов был согласиться. Но Татьяна Лиознова настаивала, чтобы он сначала прочитал сценарий.

«Засада в том, что предстояло снимать 18 детей, старшему из которых четыре года. Все друзья меня отговаривали, ведь и с одним ребёнком трудно. А даже во ВГИКе не преподают режиссуру детского кино. Все режиссёры, снимавшие детей, разрабатывали собственную методику. Но я согласился участвовать в проекте. Так появился фильм «Усатый нянь», - рассказал Владимир Грамматиков. - «Первая сложная задача, которую мне предстояло решить, - как выбрать для съёмки подходящих детей. Я не просил их читать стихи или танцевать, а придумал элементарный этюд. Предлагал представить, что на полу стоит стакан, наполненный до краёв водой, и нужно пронести его, не проронив ни капли. Кто-то мгновенно вживался в роль, другие дети не понимали задачи».

Другая сложность была чисто техническая. По закону работать с маленькими детьми можно было только четыре часа, но съёмочный день гораздо дольше длится. Такими темпами фильм снимался бы не три месяца, а гораздо дольше. Грамматиков решил выкрутиться за счёт близнецов. Ассистенты нашли и привели на кастинг 18 пар близнецов. Однако задумка не имела успеха, так как дети были похожи только внешне, по характеру же все отличались. Хотя двое близняшек в результате всё-таки попали в фильм.

Тяжело было и с главным героем фильма, усатым нянем. Перебрали тучу молодых актёров, но ни один из них не смог найти общего языка с детьми, пока однажды на пробу ни пришёл Сергей Проханов. Он только что окончил театральное училище имени Щукина и сразу заявил Грамматикову, что пробы можно заканчивать, так как он именно тот, кто нужен. Самоуверенного молодого человека завели в комнату, наполненную орущими детьми и оставили один на один с ними. Причём детям была дана установка: «Делайте с дядей, что хотите».

Грамматиков был уверен, что Проханов долго не выдержит пытку распоясавшимися детьми, но вдруг в комнате восстановилась тишина: «Захожу я и вижу: Серёжа и дети лежат на полу, и он говорит им: «Мы рыбы, а рыбы молчат». По словам Владимира Грамматикова, фильм имел невероятный успех. В первый год проката его посмотрели 54 миллиона человек.

«Режиссёр — человек, который изучает жизнь»

После «Усатого няня» были и другие успешные работы: в 1978 - «Шла собака по роялю» (сценарий перешёл Грамматикову от Георгия Данелии, который переключился на «Мимино»), в 1982 - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (рок-опера Алексея Рыбникова и Павла Гушко); в 1996 году Грамматиков стал первым художественным руководителем передачи для детей «Улица Сезам»; продюсерский дебют Грамматикова — фильм «Приходи на меня посмотреть» - стал еще и режиссёрским дебютом актёра Олега Янковского, Владимир Алексеевич продюсировал и первый фильм Гарика Сукачёва «Праздник»... С 1998 по 2002 год — директор Киностудии имени М.Горького.

Отвечая на вопрос детей, какими качествами должен обладать режиссёр, Владимир Грамматиков ответил, что следует много читать, в том числе и современную литературу, а также наблюдать, потому что «режиссёр — человек, который изучает жизнь». Изучал жизнь в свободном творческом полёте Владимир Александрович последние восемь лет. По его словам, это были трудные годы, когда «ни копейки не давали на кино, меня как будто выключили из розетки». Его последняя режиссёрская работа — сериал «Сибирочка» вышел на экраны в 2003 году. Фильм, который Владимир Александрович привёз в Челябинск, - «Тайна сибирской княжны» - был создан на основе «Сибирочки» в 2005-м.

«Этим фильмом мы хотели напомнить, что человеческое достоинство никто не отменял, как никто не отменял потребности и возможности выражать свои эмоции. Выросло целое поколение ребят, которые не умеют пользоваться этим простейшим инструментом человеческого общения. Среди них почему-то стало неприличным выражать свои чувства, особенно — добрые», - считает режиссёр.

С 10 марта 2010 года Владимир Грамматиков был назначен креативным продюсером компании «Disney» в России. Режиссёр с азартом принял предложение, связывает с этой работой новый этап в своей жизни: «Впервые я не ищу деньги, а думаю, как их потратить. Это счастье».

Владимир Грамматиков — актёр, режиссёр, продюсер. Родился 1 июня 1942 года в Свердловске. В 1976 окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Ефима Дзигана). С 1976 — актёр и режиссёр Киностудии имени М.Горького. Снимал сюжеты для киножурнала «Ералаш», рекламные ролики. С 1988 — художественный руководитель Творческого объединения «Контакт» (Киностудии имени М.Горького). Один из создателей и художественный руководитель студии «Старлайт» (Россия-Швеция-Великобритания-Дания). В 1998—2002 годах — директор Киностудии имени М.Горького. С 10 марта 2010 года назначен на должность креативного продюсера компании «Disney» в России.

Кстати

Сериал «Сибирочка» (фильм «Тайна сибирской княжны») снимался по сценарию, в основу которого легло одноимённое произведение Лидии Чарской (1875-1937), русской писательницы и актрисы. Её книги пользовались при жизни Чарской (Чарская — псевдоним, девичья фамилия — Воронова, после замужества - Чурилова) огромным успехом среди детской аудитории. Писать стала по необходимости — нужно было выживать, так как муж бросил, оставив одну с малолетним сыном. Однако многие критиковали её за однообразие сюжетов, штампы и сентиментальность.

Писатель, критик Корней Чуковский называл Чарскую «гением пошлости» и делился своим впечатлением: «Мне даже стало казаться, что никакой Чарской нет на свете, а просто — в редакции «Задушевного слова»… имеется заводной аппаратик с дюжиной кнопочек, и над каждой кнопочкой надпись: «Ужас», «Обморок», «Болезнь», «Истерика», «Злодейство», «Геройство», «Подвиг», — и что какой-нибудь… служитель редакции по вторникам и субботам… подойдет к аппаратику, защелкает кнопками, и через два-три часа готова новая вдохновенная повесть… и, рыдая над ее страницами, кто же из детей додумается, что здесь ни малейшего участия души, а все винтики, пружинки, колесики!»

С 1917 года Чарскую перестали печатать из-за дворянского происхождения и «мещанских взглядов». Её книги изымали из библиотек. С большим трудом она опубликовала четыре маленькие книжки под псевдонимом Н. Иванов. В 1924 лишилась и работы в театре, жила на маленькую пенсию, которую выхлапотал для неё... Корей Чуковский. Умерла Лидия Чарская в 1937 году в Ленинграде и была похоронена на Смоленском кладбище. Написала 80 произведений.