26 марта 2010, Автор: Ольга ЗОЛОТЫХ. Фото Ильи ПОНОМАРЁВА

Охота на взлётной полосе

Охота на взлётной полосе

Как только снег сойдёт с земли, челябинские плэйнспоттеры притаятся в аэропорту «Челябинск» и будут фотографировать крылатые машины. Они не шпионы и террористы, а просто любители самолётов.

Когда на улице устанавливается хорошая погода и у людей поднимается настроение, челябинец Илья Пономарёв выходит на охоту. Особенно любит фотографировать ночью – получаются необычные снимки.

Плэйнспоттинг (от англ. plane - самолёт и spot - в данном случае увидеть, опознать) – хобби, пришедшее к нам из Европы. Авиационная эстетика пленила 15 тысяч фотолюбителей по всему миру. Илья – один из их числа. С чего началось его увлечение плэйнспоттингом, уже не помнит. Фотоаппараты и самолёты ему нравились с самого детства, и в какой-то момент оба увлечения соединились. Илья фотографировал во многих российских аэропортах, где ему удалось побывать - «Домодедово» (Москва) «Кольцово» (Екатеринбург), «Храброво» (Калининград), «Пулково» (Санкт-Петербург) и, конечно же, родные «Челябинск» и ЧВВАКУШ. Илья самокритичен. Говорит, в его творчестве нет шедевров, но оговаривается, что это «только пока».

- Илья, что для вас важнее при съёмке - ракурс, общий вид или модель самолёта?

- Всё зависит от того, что хочется снять, и от объекта съёмки, конечно. Если это будет борт в редкой ливрее, то его надо снимать максимально чётко и близко, чтобы отразить все нюансы. Если это художественное фото, то даже некоторая «смазанность» будет только добавлять лайнеру красоту и динамику кадру.

- А любимый самолёт у вас есть?

- Каждый авиалайнер нравится по-своему. Ан-24/26 люблю за очень приятный и интересный звук двигателей. Ту-134 (кстати, любимец многих споттеров) нравится за устремленный вперёд силуэт. Ил-18 и Ан-12 - за дымные узоры, которые они оставляют в небе на взлёте. В нашей среде их прозвали «Коптящими небо». Ил-86/96 не откажешь в солидности и важности. А Ил-76 просто красив.... Почему-то «иномарки» не вызывают таких чувств, как отечественные лайнеры, хотя они тоже интересны для фотоохоты. Военные борта очень нравятся за строгость, мощь и лаконичность.

Плэйнспоттер Денис Прошин даёт совет тем, кто, возможно, захочет сделать фотографирование авиации своим хобби:

- Чтобы заниматься споттингом, нужно иметь зеркальную камеру и, желательно, со сменной оптикой. Но кроме модели фотоаппарата, важны чутьё, усидчивость (порой самолёт приходится выжидать часами!) и желание поймать красивый момент. Это хобби сродни рыбалке!

У споттеров всегда есть одно препятствие – службы безопасности аэропортов (САБ). В своём кругу их работников называют САБовцами или САБаками. Как говорит Илья, взаимоотношения с ними – это больной вопрос. Сотрудники аэропортов относятся к фотографам чаще всего отрицательно. В споттерах они изначально видят нарушителей порядка и террористов. Переубедить в обратном руководство аэропортов и САБ очень сложно. Правда, некоторые аэропорты («Домодедово», «Внуково», «Толмачево») пошли на встречу споттерам и стали организовывать фотосъёмки на лётном поле.

«Руководству аэропортов нужно понять, что так им будет спокойнее, к тому же споттеры делают неплохой пиар авиакомпаниям, выкладывая снимки в Интернет», - рассуждает Илья.

Он лично несколько раз обращался к руководству челябинского аэропорта с предложением организовать споттинг, но пока не получил ответа. Сегодня, когда расширился список авиакомпаний выполняющих рейсы в Челябинск, наш аэропорт особенно интересен для споттеров. Правда, в нашем городе пока нет организованного движения плэйнспоттинга. У нас плэйнспоттеры – это одиночки, которые увлекаются гражданской авиацией и мечтают о небе.