15 марта 2010, 12:54 Автор: Ольга СУКИНОВА. Фото Вячеслава НИКУЛИНА

Душа-бабочка

Художника-графика Александра Разбойникова знают далеко за пределами России. Александр Валентинович стал известен своими иллюстрациями к научным трудам, книгам Владимира Мегре об Анастасии, а также увлечением историей древних цивилизаций и лепидоптерологией – так называется наука о бабочках.

В прошлом году у художника состоялось несколько выставок в Москве. На одной из них была представлена картина «Пантеон бабочек», на которой на первый взгляд изображен сказочный дворец. Однако если приглядишься, увидишь – стены и крыша дворца «выложены» из бабочек, причем каждая из них настолько тщательно прорисована, что ученый-энтомолог без труда сможет их назвать. Всего их на картине 167! «Пантеоном» же фантазийный замок назван неслучайно – так древние греки называли храм всех богов. К тому же изначально повелось, что бабочкам даются имена персонажей греческой мифологии. Когда же все нимфы и герои закончились, ученые от традиции не отошли и новые виды стали называть в честь богов всех континентов.

Куратор выставки, увидев эту картину, рассказал о ней Владимиру Головизнину, директору ассоциации «Русские рекорды». Тот посоветовал Александру Разбойникову зафиксировать свой рекорд. Заодно выяснилось, что челябинский художник – автор уникальной рукописной книги «Бабочки Южного Урала». В толстой книге, над которой Александр Валентинович работал три года, множество цветных рисунков, не уступающих по качеству фотографиям, полноценный научный текст, тщательно прописанный каллиграфическим почерком. Этот труд, к сожалению, оставшийся неоконченным, также был включен в рекорды России.

Любовь к бабочкам и живопись удивительным образом переплелись в судьбе нашего земляка, и скорее всего без одного не было бы и другого. Еще в четырнадцать лет Александр создал набор открыток с бабочками. Это сейчас получить любую информацию довольно просто – достаточно иметь доступ в Интернет, но в середине семидесятых мальчику приходилось часами просиживать в библиотеках, а неизвестных ему бабочек перерисовывать и отправлять в журнал «Юный натуралист». Там на запросы детей отвечали ученые-биологи.

Затем Разбойников поступил в Челябинское художественное училище, и как раз тогда в студенческие годы, в свободное от учебы и работы время, начал писать свой труд об южноуральских бабочках. Писал на обычных альбомных листах, которые потом мама сброшюровала у себя на работе. Ему неоднократно предлагали издать рукописную книгу или сделать репринт, но всегда не хватало денег.

Через увлечение прекрасными насекомыми пришел интерес к древней мифологии и истории. Оказывается, у древних греков слово «психея» имело два значения — душа и бабочка. Это неслучайно: они верили, что душа умершего человека превращается в бабочку. Схожие представления о загробной жизни были у многих других народов. Сейчас Александр Валентинович пишет об этом научную статью.

Работами Разбойникова заинтересовались не только мифологи, историки, археологи и энтомологи, но и литературоведы. В прошлом году исполнилось 110 лет со дня рождения одного из знаковых писателей русского зарубежья – Владимира Набокова. Многие знают об его увлечении энтомологией. Челябинский художник Александр Разбойников первым проиллюстрировал стихи Набокова, в которых упоминались бабочки, – небольшой тираж этой книги разошелся влет.

Сегодня у Александра Разбойникова много заказов из столицы и из-за границы: его рисунки к книгам про Анастасию Владимира Мегре были использованы издательствами США, Кореи, Израиля. Кстати, по количеству иллюстраций за рубежом Александр Валентинович тоже идет на рекорд.

Кстати:
Еще один рекорд Александра Разбойникова – стихотворение «Углокрыльница С-белое». В нем все слова — а их более четырехсот – начинаются с буквы «С». Причем стихотворение — не просто игра слов, а описание рождения, развития и ареала обитания бабочки углокрыльницы. Приведем небольшой отрывок из него:

Со столетних стройных сосен — смолы,
Со степей, со склонов сопок сизых
Соловей самозабвенно свищет соло,
Славок слышатся свирельные сюрпризы.

Стряхивают связи спячки странной
Со скафандров, скованных скульптурно, –
Слепков старой скорлупы сакральной, –
Существа, стесненные структурно.

Связь с седою стариною сохраняет
Совершенно самородное создание, –
Слишком со скафандром связь стесняет,
Спрятано свободное сознание.

Яндекс.Метрика
© 2006-2020 «Полит74»
Редакция: polit74@inbox.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск